Формирование иерархии управления на предприятии: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.
Основными задачами являются:
1. Изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2. Раскрытие этапов и особенностей проектирования организационной структуры управления.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………5
1.1. Требования к принципиальному построению…………………..…...5
1.2. Типы организационных структур и их характеристика…….……....7
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………..………………………13
2.1 Этапы и способы проектирования………………………….………..13
2.2 Особенности формирования организационных структур управления на современном этапе……………………………………………………….…...16
2.3 Централизация и децентрализация…………………………………..18
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ…..……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 611.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

студента 3 курса

дневного отделения

группы ЭУП-113

Мамедова Нуруддина

 

 

Научный руководитель

Доктор экономических наук, доцент

Маковская Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2013 г. 
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………….3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………5

1.1. Требования к принципиальному построению…………………..…...5

1.2. Типы организационных структур и их характеристика…….……....7

ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………..………………………13

2.1 Этапы и способы проектирования………………………….………..13

2.2 Особенности формирования организационных структур управления на современном этапе……………………………………………………….…...16

2.3 Централизация и децентрализация…………………………………..18

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ…..……………………………………………………………...29

 

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Концепция долгосрочного комплексного развития предприятия должна предусматривать и развитие системы управления как процесса ее совершенствования, то есть приведение организационной структуры в соответствие с целями управления. Поскольку концепция развития реализуется в системе целей предприятия, приведение организационной структуры в соответствие с целями управления, то есть упорядочение системы, должно носить не спонтанный, а постоянный действующий характер.

Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсового проекта, которая звучит как: «Формирование иерархии управления на предприятии: теория и практика».

Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.

Основными задачами являются:

  1. Изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
  2. Раскрытие этапов и особенностей проектирования организационной структуры управления.
  3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления.

Методологическую основу исследования составляют общенаучная методология, предусматривающая системный и комплексный подходы к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, административно-правовой, экономический, социально-психологический и иные

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.

«Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Требования к принципиальному  построению

 

Организационная структура в системе управления занимает одно из главенственствующих положений, то есть является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления [7].

Веснин В.Р. в своем учебнике «Менеджмент» дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям:

  1. По степени сложности, которую характеризуют:
  • число подразделений и мест расположения;
  • среднее количество подчиненных у одного руководителя;
  • количество уровней управления;
  • важность принимаемых решений и другие.
  1. По принципам разбиения (функциональный, объектный и другие).
  1. По степени централизации (централизованные или децентрализованные).
  2. По целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и другие) [3, с. 228].

В учебном пособии «Основы менеджмента» под редакцией С.Г. Лопатиной указано, что организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [8, с. 81].

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение.

Формальные организационные отношения между людьми устанавливаются с помощью определения полномочий и их делегирования, установления ответственности в выполнении задач. Иначе говоря, организационную структуру управления можно определить как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путём выполнения соответствующих функций [19, с. 60].

Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [2, с. 52].

Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам [7].

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Таким образом, для успешного функционирования предприятия структура управления должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления, которые определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

 

 

 

1.2. Типы организационных структур  и их характеристика.

 

 

Существует множество типов структур управления и их модификаций, адаптированных к конкретным условиям функционирования организаций, - сложных, функциональных и чрезвычайно гибких.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в., когда зарождался менеджмент, но в них довольно чётко проглядывают «родовые» черты их «прародителей»: все они выросли из линейно-функциональных структур того периода. Современные организационные структуры успешно функционируют до тех пор, пока остаются верными основополагающим идеям и правилам линейно - функционального управления. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название  иерархических, или бюрократических[6, с. 185].

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Организационная структура отражает упорядоченную совокупность связанных между собой элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [16, с.132]

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная [5, с. 172].

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем (Приложение А).

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе [20, с. 258].

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными [20, с. 258].

Информация о работе Формирование иерархии управления на предприятии: теория и практика