Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.
Основными задачами являются:
1. Изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2. Раскрытие этапов и особенностей проектирования организационной структуры управления.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………5
1.1. Требования к принципиальному построению…………………..…...5
1.2. Типы организационных структур и их характеристика…….……....7
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………..………………………13
2.1 Этапы и способы проектирования………………………….………..13
2.2 Особенности формирования организационных структур управления на современном этапе……………………………………………………….…...16
2.3 Централизация и децентрализация…………………………………..18
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ…..……………………………………………………………...29
Основные изменения в организационной структуре можно классифицировать по нескольким направлениям
Проанализировав все тенденции изменения организационных структур и их практическое применение на современном этапе развития можно сделать вывод, о том, что все изменения происходят по основным четырем направлениям: в принципах, аппарате функциях управления и хозяйственной деятельности. Данные изменения оказывают благоприятное воздействие на развитие структур предприятия. Однако, организационная структура предприятий Республики Беларусь на данном этапе развития, далека от развития крупных западноевропейских предприятий.
2.3 Централизация и
Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и децентрализации, которые лежат в основе организационных форм управления. Одним из принципов менеджмента является оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности [18].
Централизованное управление – процесс, при котором глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления. Такая форма организации управления чаще всего используется небольшими компаниями, выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли, технологический процесс которой тесно увязан, работающими преимущественно в добывающих отраслях промышленности предприятиями и ориентирующимися на местный или национальный рынок [18].
Признаки централизованной формы управления:
1) функциональные подразделения более важны, чем производственные отделения;
2)
имеется большое число
3)
исследовательские
4)
функциональные отделы
Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.
Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.
Преимущества централизованного управления:
1) ликвидация возможного дублирования различных мероприятий;
2)
возможность приведения к
3)
лучший контроль за
4)
более эффективное
Недостатки централизованного управления:
1) промедления в принятии решений;
2) решения принимаются теми, кто плохо ознакомлен с реальной ситуацией на производстве;
3) рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации [18].
Децентрализованное управление – процесс, при котором существенное количество управляющих воздействий, относящихся к данному объекту, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления. Степень децентрализации управления обусловливается степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации.
Факторы, влияющие на уровень децентрализации:
1) размеры предприятия;
2)
наличие подходящего
3) влияние внешней среды;
4)
характер деятельности
Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и большая степень децентрализации;
5) использование контроля [18].
Децентрализация ориентирована на улучшение структуры организаций и взаимосвязи внутри неё.
Было бы неверно противопоставлять понятие централизации и децентрализации как взаимоисключающие. В действительности они отображают различия в степени распределения власти, ответственности и контроля по вертикали управления.
Итак, децентрализация не может рассматриваться вне связи с централизацией, она существует лишь в связи с централизацией и в единстве с нею.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ
Одной из главных задач современного менеджмента предприятия является создание системы эффективного управления операционными процессами. Очевидно, что такая система не может функционировать без оптимальной организационной структуры, представляющей собой совокупность взаимодействующих звеньев, направленных на целостную деятельность и развитие организации. Такая структура дает возможность предприятию осуществлять наиболее рациональное взаимодействие с внешней и внутренней средой, наиболее эффективно достигать поставленных целей, исходя из общей стратегии организации [17, с. 12].
Структура управления должна отвечать общим принципам менеджмента, в том числе соответствовать целям и задачам предприятия, обеспечивать оптимальное разделение труда, быть адекватной условиям внутренней и внешней среды.
Как показывает современная практика, проблемой многих предприятий в условиях конкуренции является формирование эффективной структуры управления, которая мобильно и в короткие сроки реагировала бы на изменения, как на внешнем, так и внутреннем рынках сбыта продукции. Проблема оптимизации организационной структуры в условиях жесткой конкуренции выступает важным направлением организационного развития, позволяет адекватно и своевременно реагировать на изменения в хозяйственной ситуации и возможность поддержки в динамике соответствия между внутренним экономическим потенциалом предприятия и внешней средой [15].
Известно, что существует ряд требований, которым должна соответствовать организационная структура, важнейшие из которых: прозрачность, хорошая управляемость, гибкость, рентабельность.
Организационная структура должна соответствовать стратегии организации, обеспечить оперативное взаимодействие с внешней средой организации, обеспечить качественное и своевременное достижение основных целей организации.
Оптимизация организационной структуры предприятия нацелена на создание такой модели, которая является адекватной внутренним и внешним параметрам функционирования предприятия, которые постоянно меняются. Совершенствование организационной структуры как направление управления организационным развитием предприятия направлено на решение организационных проблем путем формирования новой организационной структуры, распределение и перераспределение функций и ответственности [14, с. 62].
В современных условиях развития прогрессивных информационных технологий, оперативного освещения лучшего опыта управления отечественными и зарубежными предприятиями, наибольшее распространение получили методы аналогий и сравнений и метод экспертных оценок. Более эффективные методы, например организационное моделирование, практически до последнего времени не применялись.
Оптимизацию организационной структуры предприятия следует проводить по следующим этапам.
1. Выбор
внешних консультантов или
2. Формирование
цели организационных
3. Разработка
стратегии организационного
4. Расчет
расходов на реализацию
5. Анализ
внутренних возможностей
6. Предварительная
оценка эффективности
7. Реализация
стратегии организационного
В современных условиях виртуализации деятельности предприятий, основанных на максимальном использовании информационных технологий и телекоммуникационных процессов, целесообразным представляется изменение подхода к самой сущности формирования организационных структур. Необходима переориентация стратегии предприятий на информационную интеграцию, основанную на внутреннем и внешнем взаимодействии посредством глобальных компьютерных сетей [17, c. 19].
Такую современную сложную организационную инфраструктуру можно представить в качестве аналога нервной системы живых организмов. Важными преимуществами такой системы являются скорость, гибкость, широкий спектр функционирования и взаимодействия.
Информация о работе Формирование иерархии управления на предприятии: теория и практика