Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Цели изучения темы – усвоение основных понятий: высокоэффективная организация, эффективная команда; понимание основных принципов создания эффективной команды; знание факторов, определяющих успех рабочей команды; знание сути процесса создания эффективной команды.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
анализ существующих подходов к определению управленческой команды, эффективной управленческой команды;
выявление основных камандообразующих признаков;
определение параметров командной эффективности, факторов, повышающих или снижающих эту эффективность;
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Концепция командообразования………………………………...………..5
1.1 Развитие теоретической базы концепции рабочих команд в России и за рубежом…………………………………………………………………...………….5
1.2 Понятие команды. Основные различия между группой и командой…...…8
1.3 Типы команд…………………………………………………………………10
Глава 2. Командообразование: основные характеристики, особенности формирования и анализ эффективности……………………………………….…13
2.1 Процесс, методы, характеристики………………………………….………13
2.2 Оценка эффективности командной работы………………………..………16
2.3 Анализ эффективности командообразования в ООО ГК «РАЗВИТИЕ»...17
Глава 3. Развитие и эффективная деятельность в команде…….………………..19
3.1 Этапы развития команд (по Тэкману). Роль лидера………….….………..19
3.2 Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность………....19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………..………………………………..26
Приложение…………………………………………………………………………28
- формально-динамическими свойствами индивидуальности, проявляющи- мися в специфике реализации поведенческих актов;
- темпераментом, определяющим
как предрасположенность к
Проанализировав многие, данные в литературе, определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующее определение команды в современном менеджменте:
Команда – это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия. (7, С.128)
Хотя команда – это группа людей, однако эти два понятия не являются взаимозаменяемыми. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.
Таблица 1.
Различия между группами и командами
Группа |
Команда |
Имеет назначаемого сильного лидера |
Роль лидера переходит от одного члена к другому |
Индивидуальная подчиненность |
Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому) |
Цель – та же, что и у организации |
Специфическое видение или цель |
На выходе – продукты индивидуального труда |
На выходе – продукты коллективного труда |
Встречи «необходимы и достаточны» |
На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы |
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (на финансовые показатели, например) |
Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы |
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания |
Совместные общение, принятие решений и рабочие задания |
Нет синергетического эффекта |
Есть синергетический эффект |
Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи:
1. Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.
2. Члены команды взаимозависимы,
3. Члены команды принимают
утверждение, что совместная
1.3. Типы команд
В одной и той же организации, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд на его взгляд – разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.(7, С. 132)
Другое название специальных групп – межфункциональные команды. Такие команды могут работать над созданием нового продукта.
Д. Макинтош-Флетчер выделяет два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач:
- кросс-функциональная команда формируется для достижения одной цели, выполнения определённого объёма работ или реализации конкретного проекта.
- интактными командами Д. Макинтош-Флетчер называет продолжительное время существующие рабочие группы, сформированные для решения значительного количества достаточно схожих задач.
Современные тренеры по командообразованию выделяют дополнительные типы команд с точки зрения распределения полномочий и управления процессами групповой деятельности.
Целенаправленные (self-directing) или самопроектируемые (self-designing) команды сами определяют свои задачи или методы и методы их достижения. Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений.
2. Командообразование: основные характеристики особенности формирования и анализ эффективности в ООО ГК «РАЗВИТИЕ»
2.1. Процесс, методы, характеристики
Л.Е. Чeрeдникoвa (проректор по научной работе Сибирского института финансов и банковского дела, кандидат экономических наук) отмечает, что эффективный процесс построения команды основан на понимании целей, для которых нужна команда, регулярной оценке профессионализма персонала, а также укреплении навыков разрешения и предупреждения конфликтов.
Развитие командного стиля работы в компании возможно при соблюдении трех условий:
- формирование управленческой команды;
- развитие функциональных команд;
- развитие межфункционального взаимодействия (уровень всей организации, т.е. метакоманды).
Различают четыре основных подхода к формированию команды:
- целеполагающий (основанный на целях),
- межличностный (
- ролевой,
- проблемно-ориентированный.
1. Целеполагающий подход
(основанный на целях) –
2. Межличностный подход (интерперсональный) – сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель – увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
3. Ролевой подход –
проведение дискуссии и
4. Проблемно-ориентированный
подход к формированию команды
(через решение проблем)
Выделяют также следующие стадии:
Кратко рассмотрим способы реализации каждой стадии в процессе формирования команд.
1. Вход в рабочую группу.
Цель – сбор данных и
Однако главная цель формирования
команды – самостоятельное
Нередко команде препятствует эффективно работать само руководство или менеджер. Если же оно (руководство) не осознает этого, то ситуация становится особенно трудной, пока члены команды не вступают в конфронтацию с ним. Если эта проблема в процессе формирования команды не решается (или избегается), то сам процесс будет совершенно бесполезен, поскольку главная проблема тщательно замалчивается.
2. Диагностика групповых
проблем. Цель – обсуждение
эффективности деятельности
В ходе совместной работы определяются самые важные (актуальные) командные проблемы, и группа может достичь нового равновесного состояния, которое устанавливает более высокий уровень личного участия и общекомандного климата.
3. Подготовка решений
и составление плана действий.
Как правило, групповая
При четком определении проблемы решение вырабатывается в ходе установления консенсуса и отбора одного или более способов выполнения.
4. Выполнение плана действий
(активный процесс). Цель – достижение
фактического результата через
реализацию запланированной
5. Мониторинг и оценивание
результатов. Завершающая
Формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно – в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация между всеми членами команды.
2.2 Оценка эффективности командной работы
Одним из первых исследователей, изучавших эффективность работы в группе, был, Э. Мейо. В 30-е годы Курт Левин сфокусировал внимание на исследовании организационного поведения в группах, групповой динамики. Спустя 20 лет Д. МакГрегор и его коллеги начали изучение совершенствования менеджеров в промышленности. Другим ученым, внесшим значительный в развитие знаний об эффективных группах в управлении, был Р. Лайкерт, который выделил характеристики эффективных команд, фокусируя внимание на процессе и на внутренней динамике команды. К. Арджирис сосредоточил внимание на влиянии вида рабочей ситуации на личностное развитие индивида в организации.
Информация о работе Формирование эффективной команды в организации