Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
Смысл работы с кадровым резервом состоит в том, что движение персонала в компании не должно быть хаотическим, напротив, оно должно быть максимально прогнозированным, планируемым, а также вписываться в общую концепцию поступательного развития организационной структуры компании и усиления ее кадрового потенциала. Важнейшая функция – относительно быстрое приращение профессионального опыта персонала. С ее помощью может осуществляться своевременное и стабильное поддержание требуемого профессионального опыта, кадрового обеспечения организации подготовленными руководителями, специалистами – резервом
Введение
Глава 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом
1.1. Сущность и цели работы с кадровым резервом
1.2. Этапы формирования кадрового резерва
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв
1.5. Организация конкурсов специалистов
Глава 2. Формирование кадрового резерва компании «Megaline»
2.1. Описание объектов и методов исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом
1.1. Сущность и цели работы с кадровым резервом
1.2. Этапы формирования кадрового резерва
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв
1.5. Организация конкурсов специалистов
Глава 2. Формирование кадрового резерва компании «Megaline»
2.1. Описание объектов и методов исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом
1.1 Сущность и цели работы с кадровым резервом
Смысл работы с кадровым резервом
состоит в том, что движение персонала
в компании не должно быть хаотическим,
напротив, оно должно быть максимально
прогнозированным, планируемым, а также
вписываться в общую концепцию
поступательного развития организационной
структуры компании и усиления ее
кадрового потенциала. Важнейшая
функция – относительно быстрое
приращение профессионального опыта
персонала. С ее помощью может
осуществляться своевременное и
стабильное поддержание требуемого
профессионального опыта, кадрового
обеспечения организации
Резерв – это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности.
Существует несколько
подходов к понятию кадровый резерв.
Во-первых, резерв кадров – это «питомник»,
то есть определенное количество людей,
находящееся в банке данных организации
и проходящих планомерную подготовку
для дальнейшего занятия
В то же время на Западе кадровый
резерв создают главным образом
для ротации персонала в
Формирование резерва
– это комплексный процесс
целенаправленного
Резерв формируется из состава персонала организации. Состав резерва отражает потребность (текущую и перспективную) организации в руководителях, специалистах, а также ориентирован на структуру планируемых должностей. Структура и численность резерва рассчитывается заранее, в зависимости от уровня должности, текучести персонала, планов развития организации и других обстоятельств. В зависимости от этого на различные должности устанавливается коэффициент резервирования. Он может колебаться от 1 до 3. Это означает, что на одну должность может быть зачислено в резерв от одного до трех человек.
Для организации работы по формированию резерва должна быть разработана и принята модель формирования резерва. Она, как правило, включает:
· определение целей формирования резерва;
· принципы формирования резерва;
· критерии зачисления в резерв;
· систему оценки готовности резерва;
· механизм формирования и использования резерва;
· обязанности кадровой службы (структурного подразделения), руководителей по работе с резервом и др.
Модель формирования резерва отражается в положении о резерве в организации. Его содержание должно быть известно персоналу, поскольку оно выполняет стимулирующую роль для персонала.
Руководство организации, понимая важность повышения профессионализма персонала, должно создавать для этого необходимые условия на месте, в рамках своей организации. Такой способ при некоторых недостатках (повышение нагрузки на руководителей и специалистов, необходимость создания собственной учебной базы) обладает рядом преимуществ:
·
включение в процесс
· возможность получения глубоких профессиональных знаний, их адекватности применительно к потребностям организации;
· менее затратный способ обучения относительно внешней подготовки персонала;
·
большие возможности
Отдел управления персоналом играет важную организующую и координирующую роль в подготовке кадрового резерва. Однако повышение профессиональной подготовки кадров и подготовка резерва – является важнейшим направлением деятельности прежде всего руководителей всех уровней управления.
Принципы работы с кадровым резервом
Работа с резервом кадров строится на определенных принципах и предусматривает несколько этапов. Общие принципы работы с резервом руководителей:
·
подбор кандидатов и состав резерва
по их нравственно-психологическим
и деловым качествам для
· соблюдение возрастного и образовательного цензов кандидатов на выдвижение. С учетом того, что подготовка профессионального руководителя на базе высшей школы занимает 4-6 лет, а расцвет творческой деятельности человека наступает в 35-40 лет, возраст кандидатов в резерв для выдвижения в руководители среднего уровня управления не должен превышать 25-30 лет;
· рациональное определение структуры и состава резерва с учетом того, что на каждую руководящую должность необходимо иметь не менее двух-трех кандидатов;
· регулярный и систематический поиск кандидатов в резерв руководителей на основе широкой гласности в организации работы с резервом выдвижения.
При принятии решения о зачислении кандидата в состав резерва учитываются: итоги производственной деятельности вверенного ему участка работы; выводы последней аттестации; результаты изучения работника путем личного общения, а также отзыв о нем непосредственных начальников, коллег и подчиненных; итоги исследований общественного мнения о кандидатах в руководители; результаты изучения личного дела, психологического тестирования и другие материалы, характеризующие деловые и личностные качества работника.
1.2. Этапы формирования кадрового резерва
Этапами формирования резерва являются:
· предварительное изучение и оценка кандидатов на зачисление в резерв;
· отбор кандидатов в состав резерва;
· зачисление в состав резерва;
· организация подготовки резерва;
· оценка готовности резерва;
Из перечисленных этапов
каждый имеет свою значимость в формировании
качества резерва, но наиболее важным
является подготовка резерва. Для этого
службы управления персоналом (кадровые
службы) разрабатывают планы подготовки
кадрового резерва, индивидуальные
планы профессионального
Профессиональное развитие персонала, зачисленного в резерв, может включать:
· обучение в различных формах и видах (с отрывом и без отрыва от работы, повышение квалификации, переподготовку, самообразование, образование под руководством руководителя и другое);
· исполнение обязанностей планируемой должности (стажировка, временное замещение должности);
· изучение и оценка состояния дел в организации, ее структурных подразделениях (участие в проверках, изучение опыта, подготовка аналитических материалов по результатам проверки и др.);
· участие в работе комиссий, творческих и проблемных групп, временных проектных коллективах (к примеру, разработка нормативных документов);
·
участие в научно-
По окончании сроков подготовки резерва и выполнения индивидуальных планов профессионального развития проводится оценка готовности резерва.
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв
Применяются также и практические методы: назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу; замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска; стажировка, дублерство и др. Методы подбора кандидатов в резерв показаны на рис. 1.
Рис. 1 Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров
Наибольшее распространение получили методы: изучение личных документов работника («биографический»); получение произвольных устных и письменных характеристик («интервью»); обобщение независимых экспертных мнений («экспертиза»); психологическое тестирование и тестирование самооценки работника.
Биографический метод
состоит в изучении объективных
показателей личности работника
по его документам. Он позволяет
получить данные, связанные с передвижением
работника по должностям и профессиям,
его образованием, квалификацией
и другими показателями. Однако этот
метод дает неполную картину данных:
он не позволяет получить достаточное
количество информации об уровне развития
личностно-деловых свойств и
Метод «интервью» дает возможность
расширить систему получаемых показателей,
однако при этом данные о работнике
будут не объективными, а преломленными
с учетом отношений людей, обеспечивающих
получение необходимой
В процессе осуществления подбора кандидатов представители отдела кадров ведут длительные беседы с работниками разного уровня по заранее разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении большего количества информации об изучаемом работнике с различных точек зрения и по разным направлениям его деятельности.
В последнее время широко применяются методы обобщения независимых экспертных мнений («экспертиза»). В качестве экспертов привлекаются работники предприятия, хорошо знающие изучаемого работника по совместной работе и обладающие независимым суждением. Осуществляется их опрос по специально разработанной анкете, и полученная информация после соответствующей обработки используется как дополнительный источник для принятия решения по индивидуальной работе, профессиональному продвижению работника и т.д.
Для получения объективной
информации о возможностях и способностях
работника часто используются методы
психологического тестирования, в процессе
которых изучаются его
Работа по изучению личностно-деловых
качеств работника требует
·
наличие практически доступных
методик осуществления
· умение работников по кадрам обеспечить проведение инструктажа и подготовительной работы по осуществлению тестирования или опроса экспертов;
·
создание системы накопления информационного
фонда и его обработки для
получения наглядных
·
совершенствование системы
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв
При формировании резерва руководящих кадров необходимо определить базовые должности для каждой категории руководителей, а также источники комплектования резерва для выдвижения. Например, для замещения должности начальника участка базовой является должность мастера, начальника цеха – должность начальника участка и т.д.
Источниками резерва руководящих кадров являются:
· работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение;
· молодые специалисты, проявившие себя на практической работе;
·
заместители руководителей