Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретико-методологических основ построения кадровой политики, обосновании роли кадровой политики в системе управления персоналом, а также в определении основных направлений ее формирования.
Введение
Главная задача системы управления персоналом – обеспечение четкого выполнения персоналом задач и функций, поставленными и определенными в соответствие с целями организации, для чего должна быть разработана кадровая политика.
Кадровая политика является неотъемлемой частью всей стратегии развития организации, которая устанавливает точно все цели и задачи, определяет принципы подбора, расстановки и развития персонала.
Кадровая политика - часть
политики организации и обязана
целиком соответствовать
Вопросы, связанные с кадровой политикой с каждым днем становятся актуальней. Так как эффективная кадровая политика, организованная на предприятии способствует развитию сильного и успешного предприятия. А кадры на сегодня это главная составляющая успеха. Это подтверждается тем, что в последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб; повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров; резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретико-методологических основ построения кадровой политики, обосновании роли кадровой политики в системе управления персоналом, а также в определении основных направлений ее формирования.
В связи с поставленной целью определим задачи работы:
Объектом курсовой работы является предприятие по производству кондитерских изделий ООО «Альтона».
1.Теоретические аспекты кадровой политики организации
1.1 Роль кадровой политики в системе управления персоналом
В условиях рыночной экономики
один из решающих факторов эффективности
и конкурентоспособности
Одна из важнейших задач российской экономики – достижение максимального эффекта от использования кадрового потенциала. Реализация этой задачи является основной целью разработки кадровой политики организации.
Кадровая политика организации
– это генеральное направление
кадровой работы, совокупность принципов,
методов, форм, организационного механизма
по выработке целей и задач, направленных
на сохранение, укрепление и развитие
кадрового потенциала, на создание
сплоченного квалифицированного и
высокопроизводительного
В более узком смысле, кадровая политика – это совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с кадрами.
Через разработку кадровой политики осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, потому ее считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения ее работниками своих функций. Она находит свое отражение в нормативных документах – философии организации, Правилах внутреннего распорядка, Коллективном договоре.
Кадровая политика является
частью политики организации и должна
полностью соответствовать
Рис.1.1 – Место и роль кадровой политики в политике организации
Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. А именно, рассмотрение и принятие решений в кадровой политике происходит по всем комплексным функциональным подсистемам организации, например: управление научно-технической деятельностью, управление производством, социальная политика и т.д., что напрямую влияет на их деятельность – с одной стороны. С другой стороны, решения в области политики деятельности в этих комплексных функциональных подсистемах влияют на кадровую политику всей организации в целом. А главной целью кадровой политики организации, является обеспечение этих функциональных подсистем системы управления и производственной системы организации необходимым количеством работников, с определенными качествами.3
Следует учитывать, что не
только организация имеет цели. Свои
собственные, у каждого индивидуальные,
цели имеет и каждый работник организации.
Если организация рассчитывает на продолжительный
и стабильный срок деятельности, то
необходимо учитывать главный принцип
кадровой политики – принцип соответствия
индивидуальных целей работников целям
организации. Он заключается в том,
что одинаково необходимо достижение
индивидуальных и организационных
целей. Это означает, что при возникновении
конфликтов нужно искать честные
компромиссы, а не отдавать предпочтения
целям организации. Правильное понимание
сущности кадровой политики возможно
лишь в том случае, если в полной
мере учитывается это
1.2 Содержание, задачи и принципы разработки кадровой политики
Переход к рыночной экономике
существенно меняет основополагающие
принципы и содержание кадровой политики.
В настоящее время это
Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
- увольнять работников
или сохранять; если сохранять,
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.;
- подготавливать работников
самим или искать тех, кто
уже имеет необходимую
- набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
- набирать дополнительно
рабочих или обойтись
При усилении роли функции
управления персоналом в менеджменте
организации кадровая политика ориентируется
на решение следующих
- сравнение существующих
и перспективных требований к
вакантным должностям и
- количественное и качественное
планирование штатных
- организация профессионального кадрового маркетинга;
- введение в специальность и адаптация сотрудников;
- повышение квалификации;
- структурирование и
- управление структурой
материального вознаграждения
- определение уровней руководства;
- регулярный сбор и
обработка информации о
Решение этих задач направлено
на усиление способности персонала
по внедрению новаций, повышение
эффективности управления, содействие
росту конкурентоспособности
При разработке кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности в организации, необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:5
1) Управление персоналом организации:
- принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей – определяет необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации;
2) Подбор и расстановка персонала:
- принцип соответствия – определяет необходимость соответствия объема заданий, полномочий, ответственности возможностям человека;
- принцип профессиональной компетенции – определяет необходимость наличия уровня знаний, соответствующего требованиям должности;
- принцип практических достижений – определяет наличие определенного уровня опыта;
- принцип индивидуальности – определяет наличие индивидуальных качеств работника, черт характера для выполнения необходимой работы;
3) Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности:
- принцип конкурсности – определяет необходимость отбирать кандидатов на конкурсной основе;
- принцип ротации – определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и горизонтали;
- принцип индивидуальной подготовки – определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;
4) Оценка и аттестация персонала:
- принцип отбора показателей оценки – определяет необходимость составления системы показателей, включающей в себя цель оценок, критерии и частоту оценок;
- принцип оценки выполнения заданий – определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям;
5) Развитие персонала:
- принцип повышения квалификации – определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника;
- принцип самовыражения – определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей);
- принцип саморазвития – определяет необходимость развития при наличии способности к этому;
6) Мотивация и стимулирование персонала:
- принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы – определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников;
- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций – определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;
- принцип мотивации – определяет необходимость установления побудительных факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.6
1.3. Основные этапы построения кадровой политики в организации
У части уже давно функционирующих организаций (на отечественном рынке это свойственно предприятиям, тесно работающим с иностранными партнерами и иностранным представительствам) существует документально закрепленное представление о кадровой политике предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, то необходимо осуществить следующие этапы по проектированию кадровой политики: 7
Информация о работе Формирование кадровой политики. Этапы построения