Формирование концепции кадровой политики» на материалах: ОАО «КБ «Искра»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в развитии теоретических основ формирования научно-обоснованной кадровой политики социально-экономических систем, с выходом на конкретные рекомендации по применению новых технологий в формировании кадровой политики.
Основные задачи работы – изучение теоретических основ формирования кадровой политики предприятия, внедрение кадровой политики на предприятии и индикаторы эффективности кадровой политики; анализ деятельности ОАО «КБ «Искра»» и перспективы создания проекта по совершенствованию кадровой политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические основы формирования концепции кадровой политики…….5
1.1 Кадровая политика как элемент системы управления персоналом …….5
1.2 Процесс формирования кадровой политики ……………………………25
1.3 Методы разработки кадровой политики ………………………………..31
Вывод
2. Анализ системы управления персоналом на предприятии ОАО «КБ «Искра»» …………………………………………………………………………38
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия………………38
2.2 Анализ структуры и культуры управления персоналом……………….44
2.3 Экономический анализ системы управления персоналом……………..48
2.4 Состояние кадровой политики на предприятии ………………………..53
2.5 Стратегический анализ системы управления персоналом……………..57
Вывод
3. Разработка проекта по совершенствованию кадровой политики на предприятии ОАО «КБ «Искра»».....…………………………………..……….73
3.1 Программно-целевой подход реализации проекта………………..……73
3.2 Мероприятия по реализации проекта……………………………………74
3.3 Диагностика рисков и социально-экономический эффект……………..82
Заключение……………………………………………………………………….87
Библиографический список…………………………………………………… 91
Приложения………...……………………………………………………………98

Файлы: 1 файл

КП-Формирование концепции кадровой политики.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

Любая служба управления персоналом преследует главную цель – своевременно и оперативно обеспечивать организацию квалифицированными специалистами. Для достижения этой цели служба по работе с персоналом решает несколько конкретных задач:

1. Анализ кадровых  потребностей организации; 

2. Привлечение  сторонних специалистов / повышение  квалификации уже работающих;

3. Анализ и  коррекция деятельности сотрудников; 

4. Формирование и поддержание корпоративной культуры.

Естественно, что  персонал как объект управления рассматривался уже давно, изменились только методы воздействия на него. Современные  службы управления персоналом выросли  из слияния нескольких уже существовавших отделов: отдела кадров, отдела техники безопасности и охраны труда, отдела труда и заработной платы, и т.д. Хорошо, если сотрудники отдела по работе с персоналом чётко осознают свои задачи и функции, строго следуют поставленным целям, применяют в своей работа инновационные методы, обучаются и совершенствуются. Часто слияние отделов не приносит ничего нового в работу кадровой службы. На современном предприятии недостаточно просто принимать, переводить, увольнять сотрудников и вести кадровую документацию. Сейчас требуется разрабатывать эффективные системы стимулирования трудовой деятельности, управлять профессиональным продвижением. И тогда персонал как объект управления предстаёт совсем в другом свете. Появляются новые сектора в отделах по работе с персоналом: сектор развития, сектор мотивации и сектор по работе с персоналом. Большинство руководителей начинает осознавать, какие возможности для роста и процветания организации предоставляет грамотная реализация кадровой политики и управление человеческими ресурсами.

Наконец, подгруппу  технических исполнителей составляют служащие (машинистки, операторы, курьеры, архивариусы и др.), выполняющие  вспомогательные работы в управленческом процессе: создание, тиражирование, передачу, преобразование, хранение информации.

Основанием для отнесения людей к той или иной группе (категории) является занимаемая должность, то есть штатная единица организации (первичный элемент в структуре управления), которая определяется в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником профессий рабочих и должностей служащих.

Персонал организации  структурировать следующим образом.

Организационная структура - это состав и соподчиненность  взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Функциональная  структура отражает разделение управленческих функций между руководством и  отдельными подразделениями. Функция  управления представляет собой часть  процесса управления, выделенную по определенному  признаку (качество, труд и зарплата, учет и т. д.). Обычно выделяют от 10 до 25 функций.

Ролевая структура  характеризует коллектив по участию  в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим  ролям. Творческие роли свойственны  энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений (генераторы идей, эрудиты, критики). Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией. Выделяют лидеров, связных, координаторов. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист, конформист, кляузник и др.).

Социальная  структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Штатная структура  определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

Персонал находится  в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. Процесс обновления коллектива называется сменяемостью (оборотом) кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых различают биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу). Однако в целом повышенный оборот кадров снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специалистов для помощи новым сотрудникам, нарушает морально-психологический климат в коллективе, вызывает экономические потери. Поэтому в статистике используются многочисленные абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.

Наибольший  практический интерес представляет текучесть кадров, которая связана с субъективными причинами: увольнением сотрудника по собственному желанию, а также по инициативе администрации. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год. Движение кадров отражается в балансе, который содержит данные о численности работников на начало и конец периода, числе поступивших и выбывших за период (квартал, год) по специальностям, профессиям, категориям, источникам прибытия и причинам ухода

Рассмотрим  структуру персонала.

Структура персонала  – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.

Организационная структура персонала – это  состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.

Функциональная  структура персонала – отражает разделение управленческих функций  между руководством и отдельными подчиненными. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (качество, труд, зарплата, учет и т.д.), обычно выделяют от 10 до 25 функций.

Штатная структура  персонала – определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.

Структура персонала  может быть статистической и аналитической (см. рисунок 1).

Рисунок 3 – Структура персонала

 

Основные признаки структурирования персонала организации:

По признаку участия в производственном или  управленческом процессе, т.е. по характеру  трудовых функций, а следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории: 

  •    руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (организации в целом — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений — отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;
  •    специалисты — лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. К ним относятся экономисты, юристы, инженеры-технологи, инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;
  •    другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, Контроль, хозяйственное обслуживание: агент по закупкам, кассир, секретарь-стенографистка, табельщик и др.;
  •    рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Различают основных и вспомогательных рабочих.

В отдельную  категорию входят работники социальной инфраструктуры, т.е. лица, занятые неосновной деятельностью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслуживанием персонала организации). К ним относятся работники ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п., находящиеся на балансе организации.

В промышленности руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители), рабочие образуют промышленно-производственный персонал, а работники социальной инфраструктуры — непромышленный персонал.

Деление персонала  организации на категории осуществляется в соответствии с нормативным  документом — Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.98 № 37.

Квалификационный  справочник, учитывая требования нового этапа развития нашего общества, впервые в число должностей руководителей ввел должность менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, полученное часто в дополнение к инженерному, экономическому, юридическому. Менеджеры осуществляют управление деятельностью организации (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовой уровень).

Менеджерами высшего и среднего уровней применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров организаций и других линейных руководителей: начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов. Менеджеры низового уровня в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства являются организаторами этой деятельности, обеспечивая ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Ролевая структура  персонала – характеризует коллектив  по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям  и организаторам, характеризуют  активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений. Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информации. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях.

Профессиональная  структура персонала организации  — это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная  структура персонала — это  соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом.

Социальная структура персонала – характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.

Половозрастная  структура персонала организации  — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39,40-44,45-49, 50-54, 55-59, 60—64, 65 лет и старше.

Более продуктивной является возрастная структура, представленная в виде следующей группировки: До 20 лет; 20—30 лет; 31— 40 лет; 41— 50 лет ; 51— 60 лет; Старше 60 лет

Возрастная  структура характеризуется средним возрастом и рассчитывается как сумма возрастов всех сотрудников, разделенная на число занятых в организации. Знание этой динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребностей организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения, компенсации.

Структура персонала  по стажу может рассматриваться  двояко: по общему стажу и стажу  работы в данной организации. Общий  стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Стаж работы удобнее определять методом группировки:

    • Менее 1 года 
    • 1 — 3 года 
    • 3—5 лет 
    • 5— 10 лет 
    • 10— 20 лет 
    • Свыше 20 лет

Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, и том числе по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное. Как вариант:

    • Начальное  
    • Неполное среднее  
    • Среднее  
    • Незаконченное высшее  
    • Высшее  

Информация о работе Формирование концепции кадровой политики» на материалах: ОАО «КБ «Искра»