Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:49, доклад
Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: «культура предпринимательства», «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании», «корпоративная культура». Термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке!) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, он применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Понятие и содержание корпоративной культуры………………………………………………..2
Сильные и слабые стороны корпоративной культуры………………………………………….5
Жизненный цикл корпоративной культуры………………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………………….9
Роль корпоративной культуры в формировании сильной организации
Понятие и содержание корпоративной культуры
Культура - это то, что разделяют все или почти все члены данной социальной группы, то, что старшие передают младшим, что формирует поведение и представления данной социальной группы о мире, например мораль, законы, обычаи.
Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: «культура предпринимательства», «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании», «корпоративная культура». Термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке!) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, он применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Вот как выглядят результаты опроса, проведенного журналом «Деньги»: руководители коммерческих банков, торговых и консалтинговых фирм, считают, что корпоративная культура прежде всего включает в себя:
1) профессионализм;
2) преданность и лояльность по отношению к фирме;
3) материальное и моральное
В то же время, сотрудники этих компаний представили свое мнение о корпоративной культуре так:
1) дружеские взаимоотношения с коллегами;
2) возможности профессионального роста;
3) материальные льготы и
Обзор мнений теоретиков по интересующей нас проблеме дан в статье М. Лапицкого «Предпринимательская культура». В материале статьи прослеживается, что при более или менее одинаковом контексте понятия «корпоративная культура», у разных авторов возникают существенные разночтения в определениях и комментариях этого явления .Согласно мнению немецкого исследователя Л. Розенштиля, понятие «корпоративная культура» в значительной степени отражает усвоенные нормы, которые определяют поведение работников данной фирмы. А американские экономисты Р.Пэскэйл и Э.Этос понимают под этим «высшие цели» и «духовные ценности», которые в Японии, например, имеют корни, уходящие в дзен-буддизм. Американец японского происхождения У.Оухи по образу известной «теории «Х» и «У», разработанной МакГрегором, создал «теорию «Z». Для Оухи культура состоит из собрания символов, церемоний и мифов, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях. Антрополог М.Мид характеризует культуру, в том числе корпоративную, как основу усвоенного поведения, которую группа людей, имеющих общее прошлое, передает новым членам коллектива. Образное описание корпоративной культуры дает немецкий психолог Р.Рюттингер: «Не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать ее означает - схватиться вначале за облако. Культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как организация структуры и процесса, стратегии и бюджеты. Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях». Определение М. Кубра: «Корпоративная культура - это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела».. Некоторые руководители рассматривают корпоративную культуру как стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделение и отдельных лиц на достижение общих целей, обеспечить лояльность, облегчить общение.
Таким образом, корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.
Культура является средой существования индивида: нет ни одного аспекта человеческой жизни, который не был бы затронут или на который не оказала бы влияние культура. Это касается личностных качеств, способов самовыражения, образа мысли, путей решения проблем, планировки и размещения городов, а также функционирования экономических и административных систем. И в той же степени это относится к организациям: культура - среда существования и неотъемлемая часть любой организации.
В «классическом» понимании корпоративная
культура рассматривается как инструмент
стратегического развития компании
через стимулирование инноваций
и управление изменениями. Корпоративная
культура существует в любой компании
- с момента появления
На основании анализа
а) накопление и передача ценностей, миссии и стратегических целей корпорации;
б) формирование системы внутренних коммуникаций корпорации;
в) развитие системы ее внешних связей;
г) определение норм отношений в трудовом процессе;
д) обеспечение самоорганизации, сплоченности коллектива, укрепление чувства коллегиальности и корпоративности.
Принципиальное отличие
Современная (креативная) корпорация - это относительно обособленная социальная общность, объединяющая предпринимателей и наемных работников специфическими интересами деятельности и требующая от всех элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте. Изменения в методах действия и форт мах организации связаны со следующими новациями:
- повышение творческого
- изменения самого процесса
труда, в котором приоритетным
является его
- возникновение нового типа
организации (управления) деятельности
- команды: формы взаимодействия
творческих личностей,
- усиление зависимости компании
от ее работников, взаимной заинтересованности,
преодолевающей отчуждение
- новый взгляд на общественность (внутри и вне) корпорации, позволяющим расширять потенциал возможного делового успеха, получать определенные конкурентные преимущества.
Эти и другие новации свидетельствуют
о том, что современными корпорациями
уже нельзя управлять на основе принципов,
присущих экономическому развитию индустриальных
систем. Корпоративная культура обеспечивает
формирование творческих корпораций с
гибким характером внутренней организации,
торгово-производственных процессов,
регулирования объемов
В содержательном плане следует раскрыть три группы основных элементов корпоративной культуры:
а) миссия, стратегические цели, ценности;
б) деловая этика отношений с руководством, смежниками (коллегами), подчиненными;
в) традиции, ритуалы, знаки корпоративной принадлежности, в т.ч. дресс-код.
В структурном плане следует выделить следующие уровни корпоративной культуры:
а) корпорации в целом;
б) направления (блока структурных подразделений); в) структурного подразделения;
г) отдельного сотрудника.
На формирование корпоративной культуры конкретного предприятия влияют различные факторы, присущие современному отечественному бизнес - сообществу.
Все же наиболее целесообразным является творческий синтез зарубежного опыта с учетом идей и многих оригинальных разработок отечественной экономической мысли, достижений и оправдавших себя на практике идей экономической теории советского периода, исторических особенностей российской деловой и корпоративной культуры, их уникальности и самобытности
Именно на этой базе, может быть
сформирована истинно национальная
корпоративная и деловая
Корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.
Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании.
К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся :
- осознание работником своего места в компании (группе);
- тип совместной деятельности;
- нормы поведения;
- тип управления;
- культура общения;
- система коммуникаций;
- деловой этикет;
- традиции компании;
- особенности трактовки
- трудовая этика.
Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.
Имидж корпорации - это своеобразная
медаль, одна сторона которой представляет
собой внутренний образ компании,
то есть Шествующий в сознании членов
корпорации, а вторая - ее внешний
образ, предназначенный для партнеров,
конкурентов, финансово-кредитных
Основная забота руководства компании
- это внешний облик организации,
так как от этого во многом зависит
успех ее деятельности в конкурентной
среде. Этот облик формируется в
сознании лиц и организаций под
воздействием контактов с компанией,
как непосредственно с
Работа над имиджем тонкая и
сложная, охватывающая многие процессы
и многих людей, но совершенно необходимая,
если корпорация хочет закрепиться
на рынке и иметь хорошие
Основные типы управления (бюрократический, демократический, авторитарный, рыночный и коллективистский) представлены в таблице 1.
Таблица 1 Характеристика основных типов управления
Тип управления |
Характеристика |
|
Бюрократический |
1. Решения принимаются вышестоящим руководителем. 2. Главный рычаг воздействия на подчиненных - приказы, наказания (т.е. сила). 3. Указанный тип предполагает
наличие технологически и 4. Инициатива минимальна. |
|
Демократический |
Главным рычагом управления является закон, демократический по своему содержанию, обеспечивающий интересы как большинства, так и законопослушного меньшинства. |
|
Авторитарный |
Главный рычаг управления - авторитет руководителя при беспрекословном подчинении исполнителей. |
|
Рыночный |
1. Решения принимаются
в соответствии с законами
рынка, который и является 2. Основной рычаг воздействия на исполнителей - деньги. |
|
Коллективистский |
1. Главный рычаг управления - знания, компетентность. 2. Активное и равноправное
участие всех |
|
Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:
- отношения с коллегами (
- отношения с клиентами (
- рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведение на рабочем месте, передача его другому исполнителю);
- отношения с внешней средой
(защита интересов компании, сохранение
коммерческой тайны, способы