Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:49, доклад
Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: «культура предпринимательства», «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании», «корпоративная культура». Термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке!) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, он применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Понятие и содержание корпоративной культуры………………………………………………..2
Сильные и слабые стороны корпоративной культуры………………………………………….5
Жизненный цикл корпоративной культуры………………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………………….9
Сильные и слабые стороны корпоративной культуры
Ф. Харрис и Р. Моран называют следующие сильные стороны корпоративной культуры:
1. Осознание себя и своего
места в организации (в одних
культурах ценится
2. Коммуникационная система и
язык общения (использование
3. Внешний вид, одежда и
4. Привычки и традиции, связанные
с приемом и ассортиментом
пищи (как организовано питание
работников в организации,
5. Осознание времени, отношение
к нему и его использование
(восприятие времени как
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы (первые
представляют собой
8. Мировоззрение (вера/
9. Развитие и самореализация
работника (бездумное или
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту; качественные характеристики трудовой деятельности (quality of working life); достойные и вредные привычки на работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознаграждением; планирование профессиональной карьеры работника в организации).
Особенности проявления тех или иных сторон корпоративной культуры достаточно часто определяются сферой деятельности. Например, в банковской сфере сильными сторонами корпоративной культуры являются определенность, строгость, четкое расписание поведения сотрудников. Слабой стороной корпоративной культуры в банковской сфере является формализация стиля общения: белые блузки и рубашки, темно-синие юбки и брюки.
Сильной стороной корпоративной культуры в сфере торговли и продаж является ее разнообразие и самобытность, допуск больших вариаций в поведении, общении, стиль общения менее формален, очень демократичен, приветствуется энергичность, общительность, коммуникабельность. К слабой стороне корпоративной культуры в сфере торговли и продаж относится низкая определенность норм поведения.
Компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Сильной стороной корпоративной культуры является то, что компания растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся «вирусы» других культуры. Иммунитет организации от подобных «инфекций» зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами.:
1) «глубиной»;
2) той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
3) ясностью приоритетов.
Немаловажным элементов
Д.Р. Арнольд и Л.М. Капелла различают сильные и слабые стороны корпоративной культуры на основании ее внутренней или внешней фокусировки. По мнению ряда специалистов, разделение культур на «сильные» или «слабые» стороны определяется рядом показателей: толщина, разделяемость и ясность приоритетов:
1) толщина - количество важных
предположений, разделяемых
2) разделяемость - количество сотрудников, разделяющих принципы корпоративной культуры;
3) ясность приоритетов - определенность,
обоснованность вариантов
Сильная сторона корпоративной
культуры характеризуется широкой
областью общности предположений и
ценностей, которые влияют на действия
людей больше, чем мотивы несвязанные
с культурой. Как отметил Дж. Джонсон,
организации с сильными культурами
характеризуются набором «
Из наличия этих признаков вытекает еще одно свойство сильной культуры - бесспорность принципов и норм, положенных в ее основу.
Сильной стороной корпоративной культуры
является то, что культура помогает
людям в организации
В этой части положительную роль может сыграть Кодекс управления, который должен вобрать в себя принятые во всем мире правила поведения корпораций. Необходимо повышать корпоративную культуру наших предприятий. По мере развития корпоративной культуры можно говорить о законодательном закреплении некоторых норм, но этот путь достаточно продолжителен.
Для того чтобы прогрессивные и эффективные методы и механизмы управления распространялись в России, государство должно выступать не только законодателем, но и в качестве одного из участников процесса, подавать пример «правильного» поведения. В этой связи можно предложить ряд мер, которые будут способствовать улучшению управления.
К слабой стороне корпоративной культуры относится прежде всего переламывание ментальностей индивидуумов, образующих организацию, приведение индивидуальных культур к некому общему знаменателю. Корпоративная культура нивелирует психологические различия между сотрудниками отдельных частей организации (технические отделы и коммерческие, маркетинг и производство, внутренние и внешние службы, региональная организация и центр), что в дальнейшем может способствовать снижению профессионализма работников. Если на новичков корпоративная культура действует вдохновляющее, то на ведущих сотрудников она действуют демотивирующе.
Жизненный цикл корпоративной культуры
Формирование корпоративной
- установление миссии компании;
- определение ее основных
- описание традиций и символики,
- создание такого документа,
как корпоративное руководство,
При формировании корпоративной культуры
можно использовать различные методики.
Приведем некоторые внешние признаки
различных корпоративных
- все сотрудники ходят на
работу в «офисном стиле». На
пятницу не назначаются
- у всех сотрудников одинаковые
и дорогие ручки одной
- в день образования компании проводится праздник с выездом за город;
- за каждый проработанный год выплачивается премия;
- все сотрудники общаются на
«ты» и по имени (это
- никаких приемов - дверь руководителя
компании открыта, можешь
- чем импозантнее вид
Таким образом, традиции бывают различные.
Главное сделать правильный выбор
и создать корпоративную
Корпоративная культура, как и всякая система, имеет свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены).
Зарождение корпоративной
Стабилизация корпоративной
История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой, а затем и культурой бизнеса в целом.
В условиях, когда для реализации
проектов ресурсов одной компании зачастую
не хватает и менеджменту
Следующей, более высокой стадией развития корпоративной культуры является, как уже отмечалось, культура бизнеса в целом. Возникновение крупных интегрированных структур (в частности, холдингов) влечет за собой необходимость изыскивать ресурсы за пределами возможностей даже нескольких компаний, а следовательно, и развития проектного менеджмента, осознание необходимости формирования не просто договорных отношений, но и интеграции ценностей, идеологии. Культуру бизнеса можно охарактеризовать как инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной организации деятельности корпорации. Те компании, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как: