Формирование микрологистической подсистемы материально-технического обеспечения (на примере нефтедобывающих предприятий Сибири и Кра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:04, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Специфика работы в условиях Сибири и Крайнего Севера, где сосредоточено значительное количество нефтедобывающих предприятий страны, делает актуальным поиск организационных и экономических решений для наиболее эффективного материально-технического обеспечения (МТО) их деятельности. Месторождения углеводородного сырья превратились в крупных потребителей материально-технических и топливно-энергетических ресурсов; значительную часть в общих производственных затратах составляют затраты на их завоз, доставку, хранение и складирование. Необходимы новые методические подходы к решению этих проблем.

Файлы: 1 файл

Формирование микрологистической подсистемы материально-техническ.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

В главе проведен детальный анализ влияния материально-технического снабжения на финансово-производственные показатели деятельности нефтедобывающего предприятия, в частности:

1) расчетами обосновано влияние некомплектности поставок на объем бурения, коммерческую скорость проходки скважин, производительность труда, себестоимость бурения скважин, использование основных фондов и другие показатели;

2) определена величина простоев рабочих бригад и оборудования из-за задержек в снабжении буровых материалами;

3) рассчитан коэффициент удорожания стоимости буровых работ из-за несвоевременного снабжения;

4) определено влияние ассортиментных отклонений поставок (на примере выполнения поставки обсадных труб) на себестоимость буровых работ.

Анализ традиционной системы управления товародвижением на примере компании ОАО "Варьеганнефть" показал, что подсистемы снабжения и доставки ресурсов, как и на большинстве других нефтедобывающих предприятий, имеют разные цели, не скоординированы между собой и не работают на единый результат; имеют место разобщенность и низкая согласованность деятельности структурных подразделений разных уровней, отвечающих за МТО.

В управлении материально-техническим  обеспечением компаний нет четкого  организационного разделения двух направлений: планово-аналитического, связанного с определением потребности, выбором поставщиков, и оперативно-диспетчерского, ориентированного на выбор способа и маршрута доставки, пунктов перевалки, оперативное отслеживание товародвижения по всей цепочке. На всех без исключения предприятиях действует традиционный подход к функциональному, т.е. структурному (на разные вертикали), разделению управления снабжением и транспортом как разными логистическими операциями.

Проведенное исследование выявило и значительные недостатки в организации учета издержек в процессе снабжения и доставки грузов на большинстве объектов нефтедобычи в структуре ОАО "Варьеганнефть". Учет издержек нельзя считать полностью достоверным для достижения оперативно-контрольных целей, достаточным для обоснования тактических и долгосрочных решений.

В главе сформулированы основные принципы построения и условия эффективного функционирования логистической системы материально-технического обеспечения, определены методические подходы к формированию логистической системы (ЛС) МТО на базе современной информационной технологии, разработана последовательность создания логистической информационной системы (Logistics management information system) как основы работоспособности логистической системы МТО предприятия, выявлена специфика внедрения ERP-системы на нефтедобывающем предприятии. В главе детализированы и адаптированы к условиям деятельности отечественных бизнес-структур модули интегрированной системы управления предприятием, разработанные компанией "BAAN". В частности, выявлены условия эффективной работы ключевой в деятельности служб снабжения нефтедобывающих предприятий подсистемы (модуля) "BAAN-Сбыт, снабжение, склады"; представлена технология формирования каталога материалов, облегчающая работу с базой данных системы; сформирован порядок классификации и кодирования материалов в системе "BAAN" с учетом его адаптации к действующей системе отчетности и ГОСТов; определены процедуры распределения ответственности и делегирования полномочий в ходе внедрения логистической информационной системы (ЛИС) в компании "Варьеганнефть". Приведение номенклатуро-ценников структурных подразделений к единой базе данных материалов позволило учитывать запасы и неликвиды по ОАО в целом. Благодаря этому стало возможным оперативное перераспределение материалов. Справочник материалов в сочетании с системой классификации является одной из важнейших фундаментальных составляющих системы управления материальными потоками (СУМП).

С помощью модуля "Управление закупками", который предоставляет необходимую информацию о поставщиках и номенклатуре товаров, предусмотрено формирование системы управления базой данных (СУБД) по заключаемым договорам с поставщиками на закупку МТР, по условиям соглашений по ценам, срокам поставок, условиям платежей, формирования массива данных по поставщикам с целью установления с ними долгосрочных и надежных партнерских отношений, создания в перспективе устойчивых цепочек поставок.

Применительно к целям  и задачам компании "Варьеганнефть" также адаптированы и локализированы следующие модули системы BAAN: "Контроллинг", "Транспорт", "Сервис", а в структуре "Сбыт, снабжение, склады" (BAAN-Distribution) - подмодули "Управление закупками", "Управление товарно-материальными запасами", "Управление партиями товаров", "Управление заказами на пополнение".

В третьей главе "Управление ресурсообеспечением нефтедобывающих предприятий с помощью ЛС МТО" исследованы формы и методы логистизации структурно-функционального подразделения материально-технического обеспечения предприятия, определены основные организационно-технические и социально-экономические условия нормального функционирования и развития логистической подсистемы МТО, а также факторы, источники и показатели эффективности логистической подсистемы. Определен алгоритм разработки сетевой модели закупочной логистики, предложена типовая схема организационной структуры закупочной логистики.

Одним из принципиальных предложений автора является идея создания в крупных нефтедобывающих компаниях с вертикально-интегрированной структурой единой службы МТО, ориентированной на выполнение функций по всей логистической цепочке: от планирования снабжения и расчета финансовых средств, выделяемых на закупку и транспортировку ресурсов, до доставки их непосредственно к месту потребления. Для этого в центральном аппарате компании создается управление логистики, в задачу которого, кроме общего планирования снабжения, включаются осуществление учета и контроля расходования материалов, поиск потенциальных поставщиков, подготовка документов по тендерным торгам для закупки основных ресурсов, проведение торгов, сбор оферт, договорная работа по результатам торгов (рис. 2).

В основу построения данной организационно-функциональной схемы управления логистики положен принцип создания интегрированной структуры с задачей межфункциональной координации со службами снабжения и транспорта на дочерних нефтедобывающих предприятиях компании.

Анализируя условия  производства транспортно-складских  работ в компании ОАО "Варьеганнефть", связанные с климатическими, сезонными и прочими особенностями завоза и потребления МТР, автор пришел к выводу о целесообразности перевода входных баз, действующих на стыке двух и более видов транспорта, на терминальную технологию. Через них проходит основная часть грузов МТО, предназначенных для основного и вспомогательного производства предприятий компании. Значительная часть этих грузов требует переукомплектовки по получателям, подсортировки по доставочным партиям, но главное, необходима увязка с технологией и возможностями тех видов транспорта, на которые они перегружаются для дальнейшей транспортировки к непосредственному получателю. Это в свою очередь связано с хранением больший или меньший период в зависимости от сроков потребления, навигации, действия автозимников, от наличия специализированного автотранспорта или складских площадей в местах перегрузки и др.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Концептуальная организационная структура управления логистики в центральном аппарате ОАО "Варьеганнефть"

 

Транспортно-складской  комплекс структурно и функционально должен быть увязан с управлением логистики. Его функции: приемка и сортировка поступающей продукции, укрупнение партий, упаковка, складирование, хранение, пакетизация, контейнеризация, доставка и экспедирование грузов отдельным предприятиям - объектам нефтедобычи, анализ и передача связанной с этим процессом информации об отправлении грузов от поставщиков и т.д.

Аналогичные комплексы  целесообразно создавать в пунктах массовой перегрузки, для которых характерны интермодальные перевозки грузов. Такая типовая структура соответствует условиям большинства дочерних предприятий различных нефтедобывающих предприятий и преследует цель организации управления снабжением в увязке с функциональной интеграцией управления логистики в структуре центрального аппарата компании. Интеграция в низовом производственном звене может получить отражение в интеграции снабженческих и транспортных служб и подразделений, что дает большой организационный и экономический эффект.

В главе рассмотрены  особенности логистизации материалопотоков в цепи поставок (ЦП).

Автором предложена методика проектирования логистических систем на основе градации форм хозяйственных связей и типов коммуникаций, обосновано положение о том, что в условиях российского рынка наиболее целесообразной и работоспособной формой партнерства являются логистические системы по типу ассоциативных образований на основе взаимных обязательств. Любую модель партнерства можно представить в виде сочетания трех основных элементов: стимулов, компонентов партнерства и поддерживающих факторов (рис. 3).

Комбинация сильных  стимулов и сильных поддерживающих факторов позволяет добиться партнерства с высокой степенью интеграции хозяйственных отношений. Однако в каждом конкретном случае в качестве цели следует задавать не установление типа партнерства с наиболее интегрированной формой хозяйственных связей, а, учитывая действующие стимулы и поддерживающие факторы, вариант партнерства наиболее подходящего типа, отвечающего интересам и степени организационной готовности участников цепи поставок.

Например, для большинства участников российского рынка наиболее характерной и типичной будет комбинация неявно выраженных (недостаточно сильных) рыночных стимулов к интеграции и неадекватной структуры поддерживающих факторов (несимметричная структура бизнеса и его ценностей, разные "весовые категории" партнеров с точки зрения масштабов бизнеса или качества менеджмента). Для такого соотношения системообразующих факторов целесообразно установление отношений ассоциативного типа, основанных на взаимных обязательствах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Процесс выбора модели партнерства в цепи поставок

 

Процесс проектирования партнерских отношений в рамках цепи поставок (рис. 4) включает в себя ряд этапов.

1. Определить цели и задачи проектирования модели взаимодействия ЛС (партнерство, объединение капиталов, ассоциативное взаимодействие).

2. Установить размерность ЦП, ее целесообразную зону охвата и конфигурацию.

3. Выбрать альтернативные варианты структур ЦП и их оценку; определить возможности аутсортинга.

4. Осуществить выбор потенциальных партнеров (из числа поставщиков, потребителей и посредников).

5. Предусмотреть альтернативные варианты для отдельных участников ЦП.

6. Определить число ключевых бизнес-процессов, подлежащих интеграции.

7. Установить текущее состояние логистического развития (потенциала) каждого участника и ЦП в целом.

8. Определить желаемое состояние развития ЦП, произвести измерение показателей функционирования ЦП и их оценку.

9. Осуществить моделирование вариантов и выбор системы требований для достижения желаемого состояния отдельных (микрологистических систем) и ЦП в целом.

10. Определить бюджет, сроки, ресурсы, персонал, риски и составить план-график реализации проекта.

11. Реализовать проект изменения ЛС - ЦП.

12. Сравнить полученный результат с желаемым и определить направления нового развития ЦП.

Разработанная модель формирования цепи поставок, включающая в себя последовательность этапов создания и принципы функционирования ЛС в составе нескольких участников, позволяет:

- выявить уровень (стадию) организационно-экономического развития каждого потенциального участника ЦП с точки зрения стартовых условий логистического взаимодействия;

- определить тип и характер модели взаимодействия (тип партнерства, интенсивность хозяйственных связей, выбор временных горизонтов взаимодействия, выбор функциональных сфер и числа бизнес-процессов, по которым высока вероятность и существует целесообразность интеграции, степень координации по выбранным бизнес-процессам) в рамках логистической системы;

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Алгоритм формирования процесса управления

цепочками поставок

 

- осуществить проектирование ЦП - логистической системы с учетом состояния внутренней среды входящих в нее элементов - хозяйственных структур - и их готовности к логистической координации;

- разработать систему требований к партнерам, критерии эффективности ЛС и процедуры интегральной оценки развития ЛС таким образом, чтобы смежные подсистемы предприятий - участников ЦП (закупки, производство, распределение, транспортировка, складирование) интегрировались в единое целое;

- сформировать систему требований для реинжиниринга и моделирования вариантов развития ЛС в рамках задачи унификации бизнес-процессов, дальнейшего сближения уровней организационно-экономического развития всех входящих в ЦП предприятий (с целью выхода в перспективе на новый уровень интеграции и координации в ЦП).

В условиях российского  рынка в ряде случаев многоуровневая, многозвенная ассоциативная система, ориентированная на выполнение обоснованных, реально достижимых взаимных обязательств, имеет определенные преимущества перед традиционной металогистической системой с высокой степенью интеграции ее участников и значительной кодификацией договорных условий поставки. Такая логистическая система ассоциативного типа обеспечивает достаточный уровень работоспособности и гибкости ЛС, отсутствие высоких "барьеров входа" в проектируемую ЦП, возможность поэтапной адаптации ее участников к возрастающим требованиям ЦП и эволюции самой ЛС "снизу", с учетом готовности отдельных ее звеньев (участников) и органичной гармонизации их бизнес-процессов.

Поскольку проблемы закупки  и запасов тесно взаимосвязаны, для их согласования была разработана задача, обеспечивающая рациональный выбор варианта поставки на основе сокращения затрат в логистической цепочке компании за счет того, что при планировании снабжения учитываются как издержки по завозу ресурсов в разрезе видов транспорта, так и затраты на складскую переработку. Эти данные являются базой для принятия решения при закупках материальных ресурсов с учетом всех условий выбора поставщика.

Для решения  задачи формирования рациональной структуры производственных запасов определены специфические факторы и условия, влияющие на формирование запасов на нефтедобывающих предприятиях в районах с ограниченными сроками завоза, и на их основе предложен обоснованный выбор предпочтительных методов формирования производственных запасов в различных ситуациях с учетом специфических для нефтедобычи требований бесперебойности производственного процесса.

Информация о работе Формирование микрологистической подсистемы материально-технического обеспечения (на примере нефтедобывающих предприятий Сибири и Кра