Формирование организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение функциональных структур управленческой деятельности, определение принципов их формирования. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- Определение значений функциональных структур управления в системе организационного построения;
- Изучение особенностей функциональных структур;
- Выявление недостатков и достоинств функциональных структур;
- Определение сфер применения функциональных структур;
- Обозначение принципов формирования функциональных структур.

Содержание работы

Введение 3
1Структура управления организацией 5
1.1 Признаки структуризации 5
1.2 Методы проектирования структур управления 11
2Виды организационных структур 16
2.1. Понятие и виды организационных структур 16
2.2 Органический тип структур 23
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

КР.,Менеджмент.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Пензенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Менеджмент

Тема

Формирование организационной структуры управления предприятием


 

Содержание

 

Введение 3

1Структура управления организацией 5

1.1 Признаки структуризации 5

1.2 Методы проектирования структур  управления 11

2Виды организационных структур 16

2.1. Понятие и виды  организационных  структур 16

2.2 Органический тип структур 23

Заключение 31

Глоссарий 33

Список использованных источников 35

Приложения  36

 

Введение

Одной из важнейших функций менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры независимо от их ранга. Но решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители более низких рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации в этом случае заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.

  Функциональная структура управления  организацией представляет собой  внутреннее строение любой производственно-хозяйственной  системы, то есть способ организации  элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

Структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру или их совокупность.

Целью данной курсовой работы является изучение функциональных структур управленческой деятельности, определение принципов их формирования. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

-  Определение значений функциональных  структур управления в системе  организационного построения;

-  Изучение особенностей функциональных  структур;

-  Выявление недостатков и  достоинств функциональных структур;

-  Определение сфер применения  функциональных структур;

-  Обозначение принципов формирования  функциональных структур.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит из введения, трех разделов и заключения. Завершает работу список использованных источников.

Предметом изучения выступает сама организация. Объектом - тип организационной структуры.

Для полного раскрытия темы работы использовались учебные пособия, общая и специальная литература по теории организации и менеджменту, а также периодические издания. Необходимо отметить, что тема курсовой работы раскрыта в литературе в достаточном объеме.

 

 

 

 

 

Основная часть

1Структура управления организацией

 

1.1 Признаки структуризации.

 

Эффективность достижения целей организации, реализации её стратегии, взаимодействие с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры управления организацией. Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

       Структура управления  организацией должна быть ориентирована на реализацию её стратегии. Так как периодически стратегия и планы меняются, то и структура управления требует адекватных изменений. В условиях усложняющего экономического развития, требующего нестандартных решений, все больше проявляется конфликт* между сложившимися схемами управления и по существу новыми объектами управления или между традиционными, рационалистическим и предпринимательским, новаторским стилем управления. Создание систем управления, позволяющих раскрыть творческую инициативу на всех иерархических уровнях, является в настоящее время главной целью реорганизации фирм, и осуществляется это, прежде всего на основе определения новых приоритетов в развитии организации.

       Структура как  категория выражает внутреннее  строение системы. Применительно к управлению структура отражает субъекты управления или внутреннее строение управляющей системы.

       Отношения между  подразделениями и отдельными  должностями поддерживаются благодаря  горизонтальным и вертикальным  связям. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

       Структура управления - это форма разделения и кооперации  управленческой деятельности, в  рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

       В силу большого  разнообразия факторов, воздействующих  на структурное разделение труда, оно специфично для каждой  специализации. Тем не менее можно  выделить некоторые общие черты специализации, которые касаются прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

       Разделение всей  работы на составляющие её  части обычно называется горизонтальным  разделением труда.

       Четкое горизонтальное разделение во многих сложных организациях осуществляется за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и ориентированных на достижение конкретных целей.

       Так как в  организации работа разделяется  на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы, чтобы она была успешной.

       Отделение работы  по координации действий от  самих действий называется вертикальным  разделением труда.

       Содержание системы  управления проявляются в её  функциях, а форма - в структуре управления.

       Выполнение функций  управления возможно при использовании  различных организационных форм, типов структур. Важно, чтобы они  наилучшим образом соответствовали  содержанию и методам выполнения  работ и способствовали их  эффективности.

       Разновидности  структур управления. В реальных  системах управления находит  применение большое разнообразие  организационных структур. Но в  этом разнообразии имеются общие  устойчивые закономерности их  формирования, которые позволяют  свести все действующие структуры к сравнительно небольшому числу разновидностей.

Под структурным подразделением аппарата управления понимается административно обособленная часть его, выполняющая одну или несколько функций, либо часть функций управления.

Структура аппарата управления организацией (подразделением, фирмой) характеризует состав и взаимосвязь его подразделений (отделов, участков) и отдельных должностных лиц, следовательно, структура аппарата управления организацией дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).      К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

Ступени управления характеризуют последовательность подчинения одних звеньев управления другим снизу доверху. На основе поступающей информации менеджерами на каждой ступени управления принимаются решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Основные признаки структуризации организации:

- функциональное назначение;

- «обслуживаемый» продукт;

- обслуживаемая группа потребителей;

-- обслуживаемый регион;

- интервал рабочего времени;

- количество подчиненных;

- обслуживаемый процесс. «Совокупная  результативность всех видов  деятельности выше, чем простая  сумма результатов каждого из них в отдельности».

Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выработка целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как в рамках функционирования управления, так и в рамках управляемого объекта.  
Среди социально-экономических критериев эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, положение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, числа нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации). 
Направлениями оценки являются:

-достижение цели;

-качество функционирования;

-экономичность;

-изменение в технологическом базисе производства;

-изменения в качестве рабочей  силы;

-внешние социально-экономические  условия.

Совокупность направлений оценки по достижению цели, качеству функционирования и экономичности оценивают деятельность субъекта управления (управляющей системы) и формируют прямую эффективность управления, оценивающую в основном деятельность управляющей системы и вносящую наибольший вес в оценку реальной эффективности системы управления.  
Другим вкладом в оценку реальной эффективности именно системы управления организации являются результаты деятельности объекта управления по выполнению управляющих воздействий.  
Основная деятельность объекта управления, связанная с выпуском продукции и услуг, оценивает деятельность фирмы в целом. Потенциальная эффективность управления учитывает и оценивает те изменения в объекте управления, которые проводятся управляющими органами субъекта управления.  
Основными из них являются: изменения в технологическом базисе производства, изменения в качестве рабочей силы, внешние и внутренние условия.  
Критерии оценки эффективности системы управления в целом должны быть дополнены частными критериями ее элементов. Во-первых, их включение в общую систему критериев эффективности обеспечивает полноту охвата и комплексность оценки.  
Во-вторых, это позволяет установить и измерить источники, факторы повышения эффективности управления, обеспечивающие рост его качества и снижение издержек. Находясь в непрерывном взаимодействии, так что изменение одних элементов вызывает соответствующие изменения других, они и придают в системе в целом новые, присущие только ей качества.  
Качество функционирования оценивается по двум направлениям:  
-Организационные структуры;  
-Информационное обеспечение.  
Эффективность организационных структур связывается, в первую очередь, с исторически меняющимся соотношением централизации и децентрализации, с ростом гибкости организационных форм. Критерии эффективности, в основном, относятся к оценке числа связей в структуре и взаимодействии уровней управления, степени структуризации целей и соотношений между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.  
Также используется критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности. Отсюда вытекает требование уменьшения иерархических уровней. Используется критерий, оценивающий соответствие структуры и целей по уровню иерархии.  
Критерии информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и определяется по следующим направлениям:  
-Эффективность текущей обработки информации, включая ее комплексность;  
-Скорость и точность выдачи информации по специальным запросам (качество отбора необходимой информации и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа);  
-Надежность и безопасность информации;  
-Своевременность информации;  
-Наличие необходимой информации;  
-Отсутствие избыточной информации;  
-Качество межфункциональных связей;  
-Экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных.  
Таким образом, современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

Тогда система управления и его эффективности рассматривается не на одном, а на трех уровнях:  
-Как органическая часть более высокой системы.  
-Как самостоятельная целостная система.  
-Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.  
В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, во взаимоотношениях ее с внешней средой.  
На втором уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.  
На третьем уровне выделяется эффективность действия составляющих системы. Именно здесь могут быть рассмотрены в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств.  
Продукт управленческой деятельности тоже трехмерен. Во-первых, он выступает как конечный, в виде той или иной эффективности производства, и есть не что иное, как результат эффективности функционирования объектов управления и самой управляющей деятельности.  
Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества и экономичности деятельности системы управления в целом.  
В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов управленческого труда, характера использования наличных сил и средств управления.  
Анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности управления в рамках фирмы позволяет выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности управления:  
-Экономические показатели эффективности управления.  
-Эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; отношение целей фирмы и общества.  
-Эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий производства. 
-Эффективность информационной системы; информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на фирму.

1.2 Методы проектирования  структур управления

К до структуре управления подается дает множество требований востребования. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых каких были посвящены немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные головные из с этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

Информация о работе Формирование организационной структуры управления предприятием