Формирование рыночных равновесных цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Существуют различные системы наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира – преимущественно на греко-латинский манер – экономикс.
Экономические знания нашего времени отражают долгий эволюционный путь экономической науки. В современном виде экономическая теория – это развитая научная дисциплина, которая может показаться сложной и непонятной. Шаг за шагом экономисты выделяли и четко формулировали важнейшие проблемы науки. Проходили десятилетия, а то и столетия, пока находились ответы на поставленные вопросы.

Содержание работы

1. Введение
2. Рыночное равновесие и цена
3. Подход Вальраса и Маршалла к рыночному равновесию
4. Паутинообразная модель
5. Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования рыночных цен  включает следующие этапы:

· постановка задач ценообразования

· определение  спроса

· оценка издержек производства

· анализ цен  и ассортимента товаров конкурентов

· выбор  метода установления цен

· определение  окончательной цены.

Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом факторов окружающей среды. Основные подходы  к проблеме ценообразования:

· установление цен на новый товар

· ценообразование в рамках товарной номенклатуры

· установление цен со скидками и  зачетами

· установление цен для стимулирования сбыта

· установление дискриминационных  цен.

Кривая совокупного предложения  – кривая, показывающая реальный объем  национального производства, который  может быть достигнут при различных  уровнях цен.

Кривая совокупного спроса – кривая, указывающая на реальный объем национального производства, который общество готово приобрести при различных уровнях цен.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и  равновесный реальный объем национального производства.

Когда изучены спрос и предложение, соединяем эти величины и рассматриваем  их влияние друг на друга и достижение рыночного равновесия.

Равновесие спроса и предложения  достигается при пересечении  кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Дефицит – большому количеству денег  противостоит меньшее количество товаров.

Излишек – большое количество товаров  противостоит малому количеству денег.

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.

1. Мгновенное равновесие – предложение  неизменно, у фирмы нет времени,  чтобы изменить предложение.

2. Краткосрочное равновесие –  предложение растет, но количество  предприятий неизменно.

3. Длительное равновесие – изменяется  число предприятий, объем используемых  ресурсов.

Есть несколько функций равновесной  цены.

Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.

Нормирующая – она нормирует  распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

Стимулирующая – она вынуждает  производителя расширять или  сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.

Подход Вальраса и Маршалла к рыночному равновесию.

Леон Вальрас (1834-1910)- основатель лозаннской школы, разработавший математический метод, основанный на широком использовании алгебры для исследования экономических явлений и процессов, которые рассматривал как функции, переменные или производные величины, как задачи из теории множества и матричной алгебры. С помощью математических методов можно осуществить экономический анализ значительно быстрее и полнее, чем с помощью обычных, традиционных методов.

Альфред Маршалл (1842-1924)- английский экономист, основатель кембриджской школы. Сформулировал  концепцию частичного макроэкономического равновесия, концепцию ценообразования в условиях совершенной рыночной экономики (« Крест Маршалла»), ввел понятие «эластичности спроса и предложения». Идеи, заложенные в работах А. Маршалла, сыграли значительную роль в последующем развитии западной экономической теории.

Они выдвигали на первый план исследования микроэкономических проблем. По их мнению, только стихийный рынок способен установить «правильные» цены на товары и услуги, а через цены – «здоровые» пропорции производства. Считали, что буржуазное государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей, обеспечивать устойчивость денег, соблюдение «правил конкуренции». Вмешательство государства может вызвать нарушение равновесия, снижение экономичной эффективности.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, . При такой цене объем спроса составит, очевидно, тогда как объем предложения .

В этом случае избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену . Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне , объем спроса  окажется выше объема предложения .Здесь избыток спроса  будет оказывать повышающее давление на цену . В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене и как продавец того же товара при цене .

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Л. Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по А. Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влияние давления избытков спроса и предложения, а под влиянием повышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по А. Маршаллу отображено на рис. 9. Если объем предложения  ниже уровня , цена спроса выше цены предложения, например при , что побуждает продавцов увеличивать объем предложения.

Если объем превышает равновесный  уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения  .

Различию в этих подходах мы обязаны  «обратным» расположением осей координат  на графиках спроса и предложения. А. Маршалл оперировал, прежде всего, понятиями  «цена спроса» и «цена предложения»

Объемы спроса и предложения, как  независимые переменные, откладывались  по оси абсцисс.

Л.Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения  при данных ценах.

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и  предложения по Л.Вальрасу, а их графическими отображениями по А. Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов.

Экономические процессы протекают  во времени. Описывающие их модели делятся  на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которые в силу этого само становится важной переменной.

Паутинообразная модель.

При рассмотрении паутинообразной модели для моделирования динамики рыночных цен важно ввести некоторые допущения. Для этой модели требуется построить функцию предложения, которая, если допустить, что имеется один продукт, может изменяться только его цена, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на данный товар (цены на другие товары, основные производственные фонды, характер применяемой технологии, налоги и дотации, природно-климатические условия) остаются неизменными, зависимостью предложения Q от цены Р:

Q=S(Р) (1)

Особенностью данной функции предложения  является то, что для многих видов  товаров она монотонно возрастает (S’(Р)>0). Рост предложения при увеличении цены можно объяснить тем, что  увеличивается оптимальный объем  выпуска товара предприятием при увеличении его цены, а так же тем, что для производства высокорентабельного товара в отрасль включаются новые предприятия. При этом на плоскости Q0Р кривая предложения задается уравнением Р=MC(Q) и представляет собой геометрическое место точек минимумов линий постоянной прибыли (линия S на рис.10).

Следующая используемая функция —  это функция спроса, которая имеет  вид:

Q=D(Р) (2)

в случае, когда потребитель предъявляет  спрос на определенный товар, исходя из своих предпочтений и бюджетных  ограничений. Причем если может изменяться только цена товара, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на него (цены других товаров, денежный доход, накопленные сбережения и т.п.), остаются неизменными.  Функции спроса и предложения являются основными составляющими модели рынка товаров, поскольку они — по предположению — представляют собой решения оптимизационных задач, которые возникают перед участниками (“покупателями и “товаропроизводителями”).

Пересечение графиков спроса и предложения  происходит в точке равновесия, а соответствующая этой точке цена называется равновесной. Если цена на рынке выше равновесной, то предложение превышает спрос и возникает затоваривание. В этой ситуации товаропроизводители (продавцы) многих видов товаров готовы пойти на снижение цены с целью привлечения большего числа покупателей (например, если речь идет о скоропортящихся товарах). Следовательно, при значениях цены выше равновесной происходит давление на нее в сторону уменьшения.

Если же цена на рынке ниже равновесной, то спрос превышает предложение, и товар становится дефицитным. В этой ситуации часть покупателей готова заплатить за товар более высокую цену, но снизить риск и с уверенностью приобрести товар (например, если образуется очередь покупателей, то стоящие в ее конце могут не получить товара). Таким образом, при значениях цены ниже равновесной происходит давление на нее в сторону увеличения. Эти две тенденции приводят к тому, что на рынках многих видов товаров, как правило, устанавливается равновесие, при котором спрос равен предложению.

В силу свойств кривых спроса и  предложения равновесное решение  является устойчивым в том смысле, что если цена строго фиксирована  и равна равновесной P=Pe , то товаропроизводитель, максимизируя прибыль, поставляет на рынок  товар в количестве S(pe)=Qe; одновременно потребитель, стремясь максимизировать полезность, предъявляет спрос D(pe)=Qe. При установлении на рынке совершенной конкуренции равновесной цены объем товаров , предлагаемый товаропроизводителем и доставляющий ему максимум прибыли по данной цене, в точности равен спросу потребителя.

Динамические неравновесные модели рынка используются для анализа  изменения переменных (цена, спрос, предложение) во времени в случае, когда цена в начальный момент отличается от равновесной. При этом процесс установления равновесной цены может быть описан различными моделями при использовании одних и тех же функций спроса (2) и предложения (1).

Различают два подхода — непрерывный, в котором динамика цен описывается  дифференциальным уравнением

dp/dt = a(D(P)-S(p)),

и дискретный, когда переменные на промежутке времени [t,t+1) принимаются  неизменными. В последнем случае последовательным интервалам времени [t,t+1) соответствуют значения цены pt, спроса Dt и предложения St. В зависимости  от используемых гипотез в дискретной модели динамики цен происходит либо запаздывание предложения — в этом случае приходим к процессу

S(Pt+1)=D(Pt), (3)

либо запаздывание спроса — в  этом случае получаем процесс

D(Pt+1)=S(Pt). (4)

Здесь предполагается, что функции предложения и  спроса удовлетворяют следующим условиям:

S’(P)>0, D’(P)<0.

В обоих  случаях на плоскости Q0p соответствующий  итерационный процесс изображается в виде паутины, которая “намотана” на кривые спроса и предложения. Это  дало основание для общего названия дискретных динамических моделей.

Дискретные  модели вида представляют интерес потому, что в них более последовательно, чем в непрерывных, отражаются процедуры принятия решений.

Заключение.

Исходя, из выполненной работы можно сделать, следующие выводы.

Рыночный  механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Однако цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого механизма описывает двухфакторная модель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между издержками производства и полезностью товара.

Механизм  рыночного ценообразования очень  важен, поэтому вмешательство государства  в этот органичный механизм должно производиться под наблюдением опытнейших экономистов. Система ценообразования является ключевой в рыночной экономике.

Важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.


Информация о работе Формирование рыночных равновесных цен