Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 20:07, контрольная работа
Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
- разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;
- дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
- снятие с производства устаревшей продукции.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Функции и методы инновационного менеджмента………………… 6
1.1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента…………………6
1.2. Функции инновационного менеджмента………………………..……..9
1.3.Принятие решений в инновационном менеджменте……………..……27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литератур………………………………………….
Введение………………………………………………………
1. Функции и методы инновационного менеджмента………………… 6
1.1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента…………………6
1.2. Функции инновационного менеджмента………………………..……..9
1.3.Принятие решений в инновационном менеджменте……………..……27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литератур………………………………………….33
Введение.
Инновационный менеджмент одно
из направлений стратегического управления,
осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его
целью является определение основных
направлений научно-технической и производственной
деятельности фирмы в следующих областях:
- разработка и внедрение новой продукции
(инновационная деятельность);
- модернизация и усовершенствование выпускаемой
продукции;
- дальнейшее развитие производства традиционных
видов продукции;
- снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание в инновационном менеджменте
уделяется выработке стратегии инновации
и мер, направленных на ее реализацию.
Разработка и выпуск новых видов продукции
становится приоритетным направлением
стратегии фирмы, так как определяет все
остальные направления ее развития. Осуществление
инновационного менеджмента в целом предполагает
- разработку планов и программ инновационной
деятельности;
- наблюдение за ходом разработки новой
продукции и ее внедрением;
- рассмотрение проектов создания новых
продуктов;
- проведение единой инновационной политики;
- координации деятельности в этой области
в производственных подразделениях;
- обеспечение финансами и материальными
ресурсами программ инновационной деятельности;
- обеспечение инновационной деятельности
квалифицированным персоналом;
- создание временных целевых групп для
комплексного решения инновационных проблем
от идеи до серийного производства.
Инновацией называют реально существующую
возможность производства нового товара
(услуги) или модернизации уже обращающихся
на рынке товаров и услуг.
Инновационная деятельность является
концентрированным результатом научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ. При внедрении
инновационного решения, должна быть уверенность,
что товар или услуга будут приняты потребителем,
в противном случае предприятие потерпит
убытки. Гарантией сокращения риска может
быть точная информация, которой должен
владеть отдел маркетинга.
Существует принципиальное различие между
понятиями новый и инновация. Заключается
оно в том, что под новым понимают предложения
на уровне идей товаров и услуг, не существовавших
ранее, и не имеющих практики хозяйственного
оборота на данном секторе рынка (страны,
территории и т.п.).
Инновация это принятые к производству
новые товары и услуги, включенные в хозяйственный
оборот, т.е. освоенные в производстве
и предлагаемые на рынке.
Практика показывает, что из новых товаров
и услуг до рыночного внедрения доходит
от 2 до 8% и до 40% инноваций терпят неудачу
в рыночном обороте. Наибольшая величина
затрат на реализацию инноваций приходится
на период опытной проверки рентабельности
и организации, что связано с применением
специального оборудования, подготовкой
персонала, оснащению организации, использованием
услуг смежных предприятий. Основой для
внедрения инноваций является достоверность
информации и точность выводов при ее
анализе.
Объектом инноваций являются в равной
степени материальные объекты (здания,
сооружения, оборудование, средства транспорта
и др.), системы управления при эксплуатации
объектов, методы обслуживания потребителей,
подбора персонала и работы с ним, методы
и средства управления административными
службами и др.
Процесс управления нововведениями основывается
на управлении потоком идей (их выявление,
анализ содержания, создание благоприятной
атмосферы и для возникновения новых идей).
Новые изделия могут быть или принципиально
новым продуктом или комбинацией новых
приспособлений, механизмов, без изменения
самого продукта. В современных условиях
в крупных фирмах сложились устойчивые
механизмы управления научно-технической
деятельностью, отражающие особенности
процесса интеграции науки и производства,
все большую ориентацию исследований
и разработок на рыночные потребности,
усиление влияния рыночных факторов на
определение стратегических позиций фирм.
Новые задачи повлекли за собой изменения
в системе связей как по вертикали между
всеми уровнями управления, так и по горизонтали
между подразделениями научно-производственно-
1. Функции и методы инновационного менеджмента
1.1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента
Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.
Именно инновационный потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.
В инновационном менеджменте меняется репрезентативность многих традиционных показателей. Акцент переносится с задачи максимального выпуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров и услуг высокой новизны. Обновление любого экономического объекта означает расширение возможностей максимизации прибыли, проникновение в новые отрасли и экспансию на новые рынки. Несмотря на то, что в России около четверти предприятий находятся на грани разорения, в последние годы стал вполне ощутимым сдвиг в сторону инновационного развития. Так, свыше 25% руководителей предприятий, согласно проводимым ежемесячным опросам, видят ведущее направление развития в выпуске новых видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра деятельности предприятий. Особенно важен тот факт, что они отождествляют финансовый успех и процветание своей организации с инновационной направленностью производственной деятельности.
Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении целей и стратегическое видение направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. Это неоднократно подтверждается примерами выдающихся менеджеров-новаторов, таких, как А. Морита, Ли Якокка, Б. Гейтс и др. В работе такого менеджера доминируют методы социальной психологии, эвристического поиска, интуитивного постижения, установление доверия и высшей солидарности в компании.
Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента( резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких, как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий.
Изменяются соотношения между различными видами контроля. Они все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.
Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. Формирующийся тип персонала требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Делегирование полномочий и связанное с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии организации тесно связаны с ростом инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала.
Работник инновационной сферы подчиняет свое поведение определенным требованиям, в выполнении которых он видит свой долг. Однако творческий характер разработки инноваций и особенности личности новатора заставляют соотносить выполняемый профессиональный долг с собственной ценностной ориентацией и установками. Ценности личности, тесно связанные с мотивацией, значительно изменяют такие функции менеджмента, как организация взаимодействий и управление мотивацией.
В инновационном менеджменте значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим видам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов.
Система функций управления производством в инновационном менеджменте дана на рис. 1.1.
Рис.1.1 Система функций управления в инновационном производстве.
1.2. Функции инновационного менеджмента
Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.
Субъект хозяйственной деятельности современной экономики — это предприятие, компания, фирма, корпорация, т.е. юридическое лицо, свободно выбирающее различные виды деятельности, партнеров, имущество и несущее определенные обязательства перед государством.
Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке.
Она имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рис 1.2.
Рис.1.2 Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте.
Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.
Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.
Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.
Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала,
совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.
Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.
Общая классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям:
- уровню (стратегические и тактические);
- видам среды (внешние и внутренние);
- содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);
- приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
- периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);
- стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).
Планирование. Планирование — это специальная функция инновационного менеджмента, состоящая из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегий фирмы и достижения поставленной цели. Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), по целям (стратегическое и оперативное планирование), по объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.д.), по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.).
Процесс планирования состоит из анализа:
- факторов внешней и внутренней среды,
- производственных возможностей и состояния производственного аппарата,
- НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции,
- финансового состояния и финансовых возможностей и пр.
Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям, как:
- проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий;
- организация и проведение опытно-конструкторских работ;
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработка технологических процессов изготовления новой продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснастки и т.д.;
- технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;
- разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений;
Информация о работе Функции и методы инновационного менеджмента