Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:13, реферат
Цель социально–психологических методов управления – познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом выражается единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических – управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
Процессы управления людьми
Управление персоналом как целостная система выполняет такие функции:
• организационную — планирование потребностей и источников комплектования персонала;
• социально-экономическую — обеспечение комплекса условий и факторов, направленных на рациональное закрепление и использование персонала;
• воспроизводительную — обеспечение развития персонала.
Следовательно, управление персоналом — это и наука, и искусство эффективного управление людьми в условиях их профессиональной деятельности. Управление персоналом должно отвечать концепции развития учреждения, защищать интересы работников и обеспечивать соблюдение законодательства о труде при формировании, закреплении (стабилизации) и использовании персонала.
В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом. На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие функции управления персоналом:
1. Планирование
персонала (включая
2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их в данное учреждение, сколько человек взять извне и сколько изнутри?
3. Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места в учреждении со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров. При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для учреждения рабочих мест.
4. Подбор, оценка,
отбор и принятие на работу
сотрудников. Важность этой фун
5. Адаптация,
обучение и повышение
6. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для всего учреждения, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника.
7. Мотивация
персонала. Мотивация
8. Руководство персоналом. Центральное место в реализации этой функции занимает мотивация сотрудников, которая означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей. Однако руководство не сводится к мотивации. Оно как функция управления призвано объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. При этом речь идет, прежде всего, о функциях, связанных с управлением людьми. Руководство персоналом - чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие другие функции.
9. Управление расходами на персонал. Это функция предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., все пребывание работника в учреждении, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника.
10. Организация рабочего места. Эта функция позволяет оптимально использовать потенциал сотрудника и дает ему возможность проявить себя в трудовой деятельности. Учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию.
11. Освобождение персонала. В современном производстве эта функция не сводится к объявлению увольнения по инициативе руководства или работника и к соответствующему оформлению документов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, временное увольнение и т. д.
12. Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение это функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм учреждения, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием в учреждении.
13. Кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т. д. Это техническая функция необходима для эффективного использования персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование компьютерных систем и технологий.
14. Управление информацией о сотрудниках. Современное учреждение невозможно без налаживания систематического распространения информации. При этом задача управления персоналом состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную информацию и даже вредную информацию.
15. Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними.
16. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция предполагает не только воздействие на работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных лиц, но и развитие у них самоконтроля, управление конфликтами. Имеется в виду создание в учреждении климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение конфликтов.
17. Правовое регулирование отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в устав учреждения; налаживании партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал; обеспечении безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастны случаям, налаживание в учреждении медицинского обслуживание психологической и юридической помощи, транспортные и другие услуги.
18. Обеспечение репутации учреждения, ее позитивного восприятия «клиентами», общественностью институтами власти. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей соблюдения сотрудниками этических норм, целей и ценностей организации, уважение её традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки и т. д.
19. Консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей.
Функции управления персоналом осуществляются должностным лицом, непосредственно занятым этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:
- руководители всех уровней;
- службы персонала (отделы кадров);
- органы трудовых
коллективов: советы трудовых
коллективов, общие собрания
- профсоюзы,
различные организации (
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся:
- государство и прежде всего те его органы, которые принимаю законы, регулирующие сферу трудовых отношений;
- организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов, т.е. способов воздействия на коллективы и сотрудников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования учреждения.
В литературе имеются различные классификации таких методов.
Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют методы:
- стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;
- информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;
- убеждения, то есть непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;
- административного принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.
А. Я. Кибанов предлагает несколько иную классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:
- административный
метод (организационно-
- экономический метод;
- социально-психологический метод.
Административные методы управления основываются на принципе единоначалия, дисциплины и ответственности.
Административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.
Руководитель представляется здесь, как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.
Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Различают пять основных способов административного воздействия: - организационные воздействия;
- распорядительные воздействия;
- материальная ответственность и взыскания;
- дисциплинарная ответственность и взыскания;
- административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного учреждения. К ним относятся устав учреждения, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание учреждения, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя учреждения. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления учреждением в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.
К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.