Функции и роль менеджера в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................. 3
1. Деятельность современного менеджера ........................................................5
1.1 Важнейшие функции менеджера.........................................................7
1.1.1 Планирование..........................................................................8
1.1.2 Организация.............................................................................9
1.1.3 Мотивация..............................................................................10
1.1.4 Контроль................................................................................11
1.2 Качества менеджера...........................................................................12
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера...................................17
2. Теоретические основы работы менеджера в процессе управления коллективной деятельностью............................................................................19
2.1 Управленческий стиль.......................................................................19
Заключение........................................................................................................21
Список литературы........................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Роль Менеджера в современной организации.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «МЕНЕДЖМЕНТ»

на тему: «Функции и роль менеджера в деятельности организации».

 

 

              

 

Выполнил:

студент гр. ЗБ-080100-13                                                                     Н.А. Мальцева        

 

 

Научный руководитель:                                                                    Ю.В. Шишакова

                                                                            

 

 

  

Ижевск – 2013г.

 

 

Содержание:

Введение ............................................................................................................. 3

1. Деятельность современного менеджера ........................................................5  

1.1 Важнейшие функции менеджера.........................................................7 

1.1.1 Планирование..........................................................................8

1.1.2 Организация.............................................................................9  

1.1.3 Мотивация..............................................................................10

1.1.4 Контроль................................................................................11

1.2 Качества менеджера...........................................................................12

1.3 Отношение к работе. Активность менеджера...................................17

2. Теоретические основы  работы менеджера в процессе  управления коллективной деятельностью............................................................................19

2.1 Управленческий стиль.......................................................................19

Заключение........................................................................................................21

Список литературы........................................................................................................23                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь  и наш словарный обиход, заменив  такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова  являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет  более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей  системы (субъекта управления) на управляемую  систему (объект управления) с целью  перевода управляемой системы в  требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает  менеджер.        Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.          Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.        Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.        Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и  прогнозирование;

- производство продукции  с минимальными затратами и  реализация ее с максимальной  прибылью;

- управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Ведь основная функция  менеджмента, я считаю,- это умение достигать поставленных целей. В  мелких фирмах эту роль выполняет  сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). Но сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими  стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в  том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими  деятелями. Каждым направлением занимался  самостоятельный управляющий, поэтому  глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.    Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.         Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.   В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.  В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий ею развитие в нужное русло.            В-пятых, это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.     В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.          Таким образом, работа менеджера характеризуется многообразием, напряженностью, постоянным ощущением ответственности и т.п. Это первые характеристики, которые приходят в голову, когда возникает вопрос о том, что же все-таки делает менеджер, чем он занят целый день? И каким должен быть современный менеджер в управлении.

 

 

 

 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно  управляет функциями фирмы с  целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения  и осуществлять их выполнение. Целью  менеджера является обеспечение  стабильной конкурентоспособности  фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как  некоторые думают. Таким образом, менеджер - профессионально подготовленный руководитель.     Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.

Руководство - это управление процессами:

1) согласованием различных  видов деятельности группы;

2) видеть динамику процесса  внутри группы и управлять  ею.

Сфера руководства включает три блока:

1) организационные формы,  распределение обязанностей в  постановке задач, создание информационных  структур;

2) работа с отдельными  людьми и группами;

3) использование власти  и принятие решений.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

· организация и планирование деятельности коллектива и своей  собственной работы;

· распределение заданий  и инструктаж подчиненных; контроль за ними;

· подготовка и чтение отчетов;

· проверка и оценка результатов  работы;

· ознакомление со всеми  новинками в мире бизнеса, техники  и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

· решение вопросов, выходящих  за пределы компетенции подчиненных;

· знакомство с текущей  корреспонденцией; ответы на звонки и  прием посетителей;

· проведение собраний и  представительство;

· заполнение форм отчетности;

· ведение переговоров;

· повышение квалификации.

В межличностных контактах  менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает, прежде всего, как символическая фигура, которая  представляет организацию, являясь  как бы ее флагом. В этой роли на менеджера  возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д. Очень важна и  роль менеджера как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано  с ответственностью, а также формальными  полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются  менеджерам в организации. Но лидерское  поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти  полномочия с целью мотивирования  и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.         В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды, в которой работает менеджер. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет менеджер, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный менеджер понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.        Рассмотрим подробнее важнейшие функции современного менеджера, их характеристики и значение в деятельности организации.

    1. Важнейшие функции менеджера

Существует применимый к  любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время  в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции. Большинство  экспертов в области управления принимают следующее определение.

• УПРАВЛЕНИЕ - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации.

В современном понимании  менеджер - это руководитель или  управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями в области  принятия решения по конкретным видам  деятельности фирмы, функционирующей  в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения  являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов  управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

• К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых  групп;

• К руководителю предприятия  в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• К руководителю по отношению  к подчиненным;

• К администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.       Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой четыре основные функции менеджера.

Рассмотрим каждую из них  несколько подробнее.

 

      1. Планирование

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. Планирование –  основная функция менеджера, которая  представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к  важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития фирмы и каждого  подразделения в отдельности  на установленный период: определение  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для  решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно  учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или  др. структурного подразделения.          По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся  в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся  сделать это?

Посредством планирования руководство  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации  не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации  прекращают существование после  достижения цели, ради которой они  первоначально создавались, многие стремятся продлить существование  как можно дольше. Поэтому они  заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде  или ошибок в суждениях, события  могут разворачиваться не так, как  это предвидело руководство при  выработке планов. Поэтому планы  необходимо пересматривать, чтобы они  согласовывались с реальностью.    В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

 

Формы планирования:

- перспективное

- среднесрочное

- текущее (бюджетное, оперативное)

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей. В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

1.1.2 Организация

Не менее важной является функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.     Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.     Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.   Существует два основных аспекта организационного процесса:

Информация о работе Функции и роль менеджера в деятельности организации