Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:48, реферат
Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.
Введение ............................................................................................................. 3
1. Деятельность современного менеджера ........................................................5
1.1 Важнейшие функции менеджера.........................................................7
1.1.1 Планирование..........................................................................8
1.1.2 Организация.............................................................................9
1.1.3 Мотивация..............................................................................10
1.1.4 Контроль................................................................................11
1.2 Качества менеджера...........................................................................12
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера...................................17
2. Теоретические основы работы менеджера в процессе управления коллективной деятельностью............................................................................19
2.1 Управленческий стиль.......................................................................19
Заключение........................................................................................................21
Список литературы........................................................................................................23
1. Деление организации
на подразделения
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой
фирмы понимается ее организация
из отдельных подразделений с
их взаимосвязями, которые определяются
поставленными перед фирмой и
ее подразделениями целями и распределением
между ними функций. Организационная
структура предусматривает
1.1.3 Мотивация
Руководитель всегда должен
помнить, что даже прекрасно составленные
планы и самая совершенная
структура организации не имеют
никакого смысла, если кто-то не выполняет
фактическую работу организации. И
задача функции мотивации заключается
в том, чтобы члены организации
выполняли работу в соответствии
с делегированными им обязанностями
и сообразуясь с планом. Руководители
всегда осуществляли функцию мотивации
своих работников, осознавали они
это сами или нет. Раньше считалось,
что мотивирование - это простой
вопрос, сводящийся к предложению
соответствующих денежных вознаграждений
в обмен за прилагаемые усилия.
На этом основывался подход к мотивации
школы научного управления. Исследования
в области поведенческих наук
продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание
внутреннего побуждения к действиям,
является результатом сложной
1.1.4 Контроль
Непредвиденные обстоятельства
могут заставить организацию
отклониться от основного курса,
намеченного руководством первоначально.
И если руководство окажется неспособным
найти и исправить эти
1.2 Качества менеджера
Есть определенные качества,
которые в обязательном порядке
должны быть присущи профессиональному
менеджеру. Существует три группы таких
качеств: личные, профессиональные, организаторские
и деловые. Познакомимся с ними. К личным
качествам в первую очередь относятся
честность и порядочность, предполагающие
всегда соблюдение норм общечеловеческой
морали, скромность и справедливость по
отношению к окружающим. Руководитель
должен стараться понимать своих подчиненных,
видеть в них личности, достойные уважения,
уметь разбираться в их поведении, быть
человечным и заботиться о людях, стремиться
к сотрудничеству, учитывая при этом интересы
всех. Менеджер должен быть принципиален
во всех вопросах, уметь противостоять
давлению как «сверху», так и «снизу»,
последовательно и твердо стоять на своем,
не скрывать своих взглядов, защищать
до конца те ценности, которые они исповедуют,
и помогать обретать эти ценности другим
Посредством личного примера, а не морализирования,
твердо держать данное слово. Менеджер
должен оберегать дружеские и семейные,
да и просто человеческие отношения, которые
сами собой не сохраняются, но поддерживать
лишь наиболее важные личные контакты
с теми, кто по-настоящему привлекают и
обогащают жизнь, не соглашаться из вежливости
на все требования и просьбы окружающих. Работа
менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому
одним из его важнейших личных качеств
должно быть хорошее здоровье, которое
помогает быть энергичным и жизнестойким,
мужественно переносить удары судьбы,
успешно справляться со стрессами. Для
поддержания хорошего физического здоровья
нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов
деятельности - ведь отдых не в безделии,
а в переключении на другую работу. Силы
и энергию необходимо поэтому рационально
распределять между всеми своими делами,
чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя
приучать себя к постоянным стабильным
нагрузкам и время от времени разрушать
привычные образцы действий, ибо когда
потребуется рывок, разомлевший руководитель
на него уже не будет способен. Однако одного
физического здоровья менеджеру не достаточно.
Он должен быть еще и эмоционально здоровым
человеком, иначе просто не выдержит всех
сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя формировать у себя
положительные эмоции: сопереживание,
делающее человека гуманным; волнение,
стимулирующее активность; заинтересованность
и любознательность, помогающую продвигаться
вперед, освоению новых сфер деятельности;
уверенность, добавляющую солидности. Принятие
управленческих решений требует от менеджеров
не только квалификации, но и эмоциональной
зрелости, которая выражается в умении
и готовности идти навстречу острым ситуациям,
успешно справляться с ними, не делать
непереживаемой трагедии из поражений,
неминуемых на жизненном пути любого менеджера.
Между тем, многие в таких ситуациях страдают
от чувства неспособности справиться
с ними, создают себе дополнительное напряжение,
имеющее свойство накапливаться и, в конце
концов, приводить к стрессам. Но стресс
- это такая реакция организма, которой
в определенной степени можно управлять.
В какой-то мере она даже полезна, Поскольку
стимулирует активность. Ведь недостаточная
нагрузка и нехватка острых ощущений приводят
к ухудшению морального состояния, низкой
эффективности работы, потере самоуважения,
появлению личных проблем. Необходимо
постоянно стремиться к успеху, не ставить
перед собой невыполнимых задач и спокойно
относиться к поражениям. Современный
менеджер должен активно бороться с собственными
недостатками, формировать у себя положительное
отношение к жизни и работе, создавать
«здоровое» окружение путем выдвижения
и обучения людей, раскрытия их способностей
и талантов, при этом не нужно опасаться
потерять авторитет - в большинстве случаев
сотрудники за такое отношение к ним платят,
наоборот, признанием и благодарностью. Наконец,
современный руководитель должен нести
ответственность за развитие собственной
семьи, из которой он черпает основные
жизненные силы и ценности, а также находить
время для друзей, но только самых близких. Другая
группа качеств, необходимых любому менеджеру
- профессиональные. Это - компетентность,
т.е. система специальных знаний и практических
навыков. Она бывает специальной и управленческой.
Это культура - общая, техническая, экономическая,
правовая, информационная, психолого-педагогическая.
Важен и ряд других моментов. Прежде всего,
современного руководителя отличает хорошее
знание действительности как внутренней,
так и внешней, понимание целей фирмы и
своего подразделения, умение видеть проблемы,
выделять в них наиболее существенные
стороны, быть восприимчивым к новизне
и изменениям. Это невозможно без обладания
умственными способностями выше среднего
уровня, умением анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные
планы и программы, принимать решения,
брать на себя ответственность за их выполнение,
много и упорно работать для этого, быть
энергичным и решительным. Однако руководитель
должен быть не только хорошо подготовленной
и высоко образованной, но еще и творческой
личностью. От него требуется не только
верить в свои творческие способности,
но и ценить такие способности в других,
уметь их мобилизовать и использовать,
преодолевая все встречающиеся на пути
препятствия. Для этого необходимо быть
настойчивым, испытывать потребности
в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские
решения, систематически ими пользоваться.
Творческий руководитель обычно работает
с группами, используя метод мозговой
атаки, поощряет свободное выражение эмоций
и идей и непрестанно учится, в том числе
и на собственных ошибках. Творчество немыслимо
без способности находить информацию
и делиться ею с подчиненными, прислушиваться
к окружающим независимо от того, кто они;
держать себя откровенно с коллегами,
добиваться обратных связей; не отгораживаться
от того, что угрожает устоявшимся взглядам
на мир, ставя при этом все под сомнение,
понимать позицию других, везде находить
людей, представляющих хоть какой-то интерес
для фирмы. Но наиболее важно для менеджера
схватывать все на лету, увязывать вновь
приобретаемые знания со старыми, обладать
умением и способностью учиться как на
работе, так и вне ее, повышая компетентность,
но избегая при этом однобокой специализации.
Учеба обычно начинается с момента вступления
в должность и никогда не прекращается. Третья
группа качеств менеджера, определяющих
его собственно говоря как менеджера,
являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской
культуры менеджера, владение им технологией
управленческой работы: подбором, расстановкой
и использованием кадров, выработкой норм,
нормативов и регламентов, личных планов
и планов деятельности подразделений
служб, оперативных планов и планов-графиков
проведения мероприятий, доведением заданий
до исполнителей, инструктажем, распорядительством,
контролем. К организаторским качествам
нужно отнести прежде всего целеустремленность.
Характер современной жизни требует от
менеджера ясных и обоснованных целей.
Без них он может испытывать недоставок
твердости и решимости, упускать хорошие
возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться
на плаву, менеджер должен эти цели корректировать.
Но целеустремленность заключается не
только в том, чтобы цели устанавливать,
а упорно к ним стремиться. Это и отличает
менеджера от остальных работников. Другим
организаторским качеством, которое должно
быть присуще менеджеру, является деловитость.
Она заключается в умении четко и своевременно
ставить задачи, принимать обоснованные
решения, контролировать их исполнение,
быть оперативным и распорядительным
в действиях и поступках. Важным организаторским
качеством менеджера является энергичность,
то есть способность заражать людей уверенностью,
стремлением действовать путем логического
внушения, личного примера, собственного
оптимизма. Менеджеру должна быть присуща
дисциплина и контроль над собой. Без этою
он не сможет ни призвать к порядку других,
ни контролировать их деятельность. Поэтому
менеджер должен контролировать свои
эмоции и настроения, изучать эмоции других,
чтобы найти «ключик» к их поведению, а
также контролировать дисциплину подчиненных. Отличительной
чертой менеджера должна быть повышенная
работоспособность, умение трудиться
напряженно, не принося, однако, себя в
жертву и не становясь «работоманом» (в
передовых компаниях считается дурным
тоном для высших руководителей задерживаться
в офисе после окончания трудового дня
или брать работу на дом). Силы нужно беречь
для главного, не растрачивать их попусту,
уметь отдыхать, в том числе и во время
командировок.
1.3 Отношение к работе. Активность менеджера
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных. Качества хозяйственного руководителя, сформированного в условиях административно-командной системы. Качества активного менеджера воспитанного в условиях современной рыночной экономики. Действует на основе привычки исполнять решения, принятые наверху, внутренне не свободен, безынициативен, боится риска, самостоятельно принимает решения, внутренне свободен, инициативен, идет на риск, предусмотрев заранее последствия. Выступает преимущественно в роли инженера, диспетчера, «пожарного», снабженца, играет роль предполагающую решение экономических и правовых проблем фирмы; воспитывает подчиненных, улаживает конфликты. Иррационален, соблюдает культ вышестоящих начальников административной системы рационален и критичен ко всем явлениям и лицам, окружающим его4. Обладает двойным мышлением и псевдологикой. Для вида реализует плановые задания, а фактически работает в своих интересах логичен, лишен раздвоенности сознания и поступков. Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям: «Один из нас»; «Лучший из нас» - образец для подражания»; «Воплощение добродетелей»; «Оправдание всех ожиданий», в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности. Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. Власть лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут. Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему. Что нужно, чтобы стать лидером? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, рисковать. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, - дар. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели. Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет. Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА В
ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Управленческий стиль руководителя
Каждый руководитель в
управленческой деятельности выполняет
служебные обязанности в
· господствующего политического режима, накладывающего отпечаток на все стороны жизни общества, в том числе фирмы;
· характер деятельности организаций, ее системы ценностей и типа культуры;
· положение руководителя на иерархической лестнице;
· позиций внешней администрации;
· психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
· индивидуальных качеств руководителя, его индивидуальной манеры поведения;
· личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству;
· особенностей ситуации.
Каждый человек уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведение руководителей можно наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Выделяют два основных типа руководителей: демократический и автократичный. Они по-разному представляют себе поведение работников и то, как надо управлять людьми.
Существует более многогранная классификация стилей управления руководителя.
Рассмотрим ее подробнее:
1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» - девиз руководителя-авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.
4. Демократический. К нему
склонны лидеры-организаторы, управляющие
по принципу: «Моя точка зрения
- одна из возможных». Именно такой
стиль способен давать
5. Либеральный. Годится
для сплоченного коллектива
Информация о работе Функции и роль менеджера в деятельности организации