Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:18, контрольная работа
основные функции менеджмента
Снижение выручки от реализации нефти на экспорт в 2009 г. по сравнению с 2008г. связан со снижением цен на нефть на 37,7% (таб. 4) наряду с 4,5%-ным уменьшением объемов продажи (таб. 3).
Рост выручки от реализации нефти в СНГ в 2010 г. по сравнению с 2009 г. связан в основном с ростом цен на нефть на 30,9 % (таб. 4).
Снижение выручки от реализации нефти в СНГ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. связан главным образом со снижением цен на нефть на 30,2 % (таб. 4), что частично компенсировано ростом объемов продаж на 0,6 % (таб. 3).
Рост выручки от реализации нефтепродуктов на экспорт в 2009 г. по сравнению с 2009 г. связан с увеличением объемов продаж на 8,4 % (таб. 3), а также с ростом цен на 27,5 % (таб. 4). Снижение выручки от реализации нефтепродуктов на экспорт в 2009г. по сравнению с 2008 г. связан со снижением цен на нефть (38,3 %) (таб. 4) и снижением объемов продаж на 0,4 % (таб. 3).
Рост выручки от реализации нефтепродуктов на международном рынке в 2010 г. по сравнению с 2009 г. связан с увеличением объемов продаж на 14,0 %, (таб. 3) а также с ростом цен на 8,5 % (таб. 4).
Рост выручки от реализации нефтепродуктов в СНГ в 2010 г. по сравнению с 2009 г. связан с ростом цен на 38,1 % (таб. 4), однако данный рост был частично нивелирован снижением объемов продаж на 8,4 % (таб. 3)..
Снижение выручки от реализации нефтепродуктов в СНГ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. связан со снижением цен на 33,7 % (таб. 4), при этом частично компенсировано увеличением объемов продаж на 6,1 % (таб. 3)..
Рост выручки от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2010 г. по сравнению с 2009 г. связан с увеличением объема продаж на 17,8 % (таб. 3)., а также с ростом цен на 20,5 % (таб. 4).
Снижение выручки от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2009 г. по сравнению с 2008 г. связан со снижением цен на 34,6 % (таб. 4) и частично компенсировано увеличением объемов продаж на 11,4 % (таб. 3)..
Таблица 4 - Объем реализации
Показатель |
2010 |
2009 |
2008 |
Изменение показателей,% | |
2010/2009 |
2009/2008 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нефть, млн т |
|||||
Продажа на экспорт и на международном рынке |
15,94 |
15,57 |
16,30 |
2,4 % |
-4,5 % |
Экспорт в СНГ |
3,02 |
3,32 |
3,30 |
-9,0 % |
0,6 % |
Продажи на внутреннем рынке |
0,01 |
0,52 |
0,90 |
-98,1 % |
-42,2 % |
Итого реализация нефти |
18,97 |
19,41 |
20,50 |
-2,3 % |
-5,3 % |
Газ, продажи на внутреннем рынке, млрд м3 |
4,88 |
3,43 |
3,70 |
42,3 % |
-7,3 % |
Нефтепродукты, млн т |
|||||
Продажа на экспорт |
12,31 |
11,36 |
11,40 |
8,4 % |
-0,4 % |
Продажи на международном рынке |
2,61 |
2,29 |
- |
14,0 % |
- |
Экспорт и продажи в СНГ
|
1,74 |
1,90 |
1,79 |
-8,4 % |
6,1 % |
Продолжение таблицы 4 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продажи на внутреннем рынке |
20,54 |
17,43 |
15,64 |
17,8 % |
11,4 % |
Итого реализация нефтепродуктов* |
37,20 |
32,98 |
28,83 |
12,8 % |
14,4 % |
* Указана реализация по Группе Газпром нефть (включая NIS, Sibir Еnergy и закупку нефтепродуктов).
Таблица 5 - Средние сложившиеся цены реализации
Показатель |
2010 |
2009 |
2008 |
Изменение показателей, % | |
2010/2009 |
2009/2008 | ||||
Нефть, долл./т |
|||||
Продажа на экспорт и на международном рынке |
560,92 |
433,46 |
696,3 |
29,4 % |
-37,7 % |
Экспорт в СНГ |
414,57 |
298,19 |
427,3 |
39,0 % |
-30,2 % |
Нефтепродукты, долл./т |
|||||
Продажа на экспорт |
577,99 |
453,26 |
735,2 |
27,5 % |
-38,3 % |
Продажа на международном рынке |
992,34 |
914,85 |
- |
8,5 % |
- |
Экспорт в СНГ |
659,20 |
477,37 |
719,6 |
38,1 % |
-33,7 % |
Продажи на внутреннем рынке |
520,45 |
432,07 |
660,6 |
20,5 % |
-34,6 % |
Расчет динамики развития финансовых показателей результативности деятельности ОАО "Газпром нефть" представлен в таблице (таб. 5) [14].
Таблица 6 - Анализ финансовых показателей за период с 2008 по 2010 гг.
Показатель |
2010 |
2009 |
2008 |
Изменение показателей, % | |
2010/2009 |
2009/2008 | ||||
Рентабельность |
|||||
Рентабельность по скорректированной ЕВТОА,% |
22,05 |
24,73 |
25,42 |
-2,7 |
-0,7 |
Рентабельность по чистой прибыли, % |
10,48 |
12,75 |
13,87 |
-2,3 |
-1,1 |
Рентабельность активов, % |
11,08 |
12,29 |
25,51 |
-1,2 |
-13,2 |
Рентабельность собственного капитала, % |
17,4 |
18,81 |
38,29 |
-1,4 |
-19,5 |
Доход на средний используемый капитал,% |
15,93 |
14,92 |
36,2 |
1 |
-21,3 |
Эффективность |
|||||
Оборачиваемость торговой дебиторской задолженности, дни |
19 |
20 |
11 |
0,0 |
0,8 |
Оборачиваемость запасов, дни |
47 |
47 |
27 |
0,0 |
0,7 |
Ликвидность |
|||||
Коэффициент текущей ликвидности |
1,46 |
1,17 |
1,42 |
0,2 |
-0,2 |
Коэффициент срочной ликвидности |
0,81 |
0,68 |
1,02 |
0,2 |
-0,3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,28 |
0,18 |
0,56 |
0,6 |
-0,7 |
3 Анализ финансовых рисков ОАО «Газпром нефть» и способы их снижения.
С 2008 г. в ОАО «Газпром
нефть» действует Политика в области
управления рисками, определяющая цели
и принципы управления рисками для
повышения эффективности
Основной целью управления рисками в Компании является обеспечение непрерывности производственного процесса и стабильности деятельности путем предупреждения угроз и ограничения степени воздействия внешних и внутренних негативных факторов на деятельность Компании.
Управление рисками является неотъемлемой частью внутренней среды ОАО «Газпром нефть» и включает:
- внедрение риск-
- проведение систематического анализа выявленных рисков;
- построение системы контроля рисков и мониторинга эффективности деятельности по управлению рисками;
- понимание всеми работниками Компании базовых принципов и подходов к управлению рисками, принятых в Компании;
- обеспечение необходимой
нормативной и
- распределение полномочий и ответственности за управление рисками среди структурных подразделений Компании.
Целью Компании в области управления рисками является обеспечение дополнительных гарантий достижения Компанией стратегических целей за счет раннего предупреждения и выявления рисков и обеспечения максимальной эффективности мероприятий по управлению ими.
Управление финансовыми рисками в Компании осуществляется работниками Компании в соответствии со сферами их профессиональной деятельности.
Комитет по управлению финансовыми рисками определяет единый подход по управлению финансовыми рисками в Компании и дочерних обществах. Деятельность работников Компании и Комитета по управлению финансовыми рисками способствует снижению потенциального финансового ущерба и достижению намеченных целей.
Руководство Компании уделяет повышенное внимание процессу управления кредитным риском. Реализован ряд мероприятий, позволяющих осуществлять управление риском, в том числе: оценка кредитоспособности контрагентов, установка индивидуальных лимитов в зависимости от финансового состояния контрагента, контроль авансовых платежей, мероприятия по работе с дебиторской задолженностью по бизнес- направлениям и т. д.
Данные действия позволяют руководству Компании быть уверенным, что в настоящий момент не существует каких-либо существенных рисков возникновения убытка, превышающего величину начисленных резервов.
Компания размещает временно свободные денежные средства во вклады в ряде российских банков. В Компании действует Политика, в соответствии с которой на регулярной основе оценивается кредитоспособность банков, в которых размещены депозиты, и производится ранжирование банков по степени надежности.
ОАО «Газпром нефть» эффективно управляет риском, связанным с привлечением кредитных средств. Наряду с банковским кредитованием Компания активно использует альтернативные источники заемного финансирования. Кроме того, стабильное финансовое состояние Компании, подтвержденное международными рейтинговыми агентствами, позволяет достаточно свободно привлекать необходимые кредитные ресурсы у российских и зарубежных банков.
Основную часть валовой выручки ОАО «Газпром нефть» формируют экспортные операции по реализации нефти и нефтепродуктов. Соответственно, колебания обменных курсов валют к рублю оказывают воздействие на результат финансово-хозяйственной деятельности Компании.
Валютный риск Компании существенно снижается ввиду наличия обязательств, которые выражены в иностранной валюте. Значительную часть займов Компания привлекает на международном кредитном рынке в долларах. Текущие обязательства по обслуживанию этих займов также выражены в долларах.
Валютная структура выручки и обязательств действует как механизм хеджирования, где разнонаправленные факторы компенсируют друг друга. Сбалансированная структура требований и обязательств по валюте сводят к минимуму влияние факторов валютного риска на результат финансово-хозяйственной деятельности Компании.
В части несбалансированной доли требований и обязательств Компания применяет хеджирование указанных рисков, а также в каждой конкретной ситуации использует внутренние инструменты и резервы, позволяющие эффективно управлять валютным риском и гарантировать выполнение Компанией своих обязательств.
Являясь крупным заемщиком, Компания подвержена воздействию рисков, связанных с изменениями процентных ставок. Основным источником заимствований является международный финансовый рынок. Большая часть долгового портфеля - кредиты и займы, номинированные в долларах. Процентная ставка по обслуживанию части имеющихся кредитов (доля не зафиксирована и может меняться) базируется на ставках по межбанковским кредитам. Увеличение этих процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга Компании. Рост стоимости кредитов для Компании может негативно сказаться на показателях платежеспособности и ликвидности. Менеджмент ОАО «Газпром нефть» анализируя среднесрочную тенденцию к стабилизации, позволяет говорить о низком уровне влияния процентного риска на Компанию в среднесрочной и долгосрочной перспективе [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый
риск возникает в процессе отношений
предприятия с финансовыми
Предпринимательства
без риска не бывает. Наибольшую
прибыль, как правило, приносят рыночные
операции с повышенным риском. Однако
во всем нужна мера. Риск обязательно
должен быть рассчитан до максимально
допустимого предела. Как известно,
все рыночные оценки носят многовариантный
характер. Важно не бояться ошибок
в своей рыночной деятельности, поскольку
от них никто не застрахован, а
главное - оплошностей не повторять,
постоянно корректировать систему
действий с позиций максимума
прибыли. Менеджер призван предусматривать
дополнительные возможности для
смягчения крутых поворотов на рынке.
Главная цель менеджмента, особенно
для условий сегодняшней
Управление рисками в России пока практикуется мало, однако участники кредитного рынка, первыми столкнувшись с необходимостью учета рисковых факторов, уже используют этот инструментарий (особенно в банковской и страховой сферах).
При выборе
конкретного средства разрешения финансового
риска следует исходить из следующих
принципов: нельзя рисковать больше,
чем это может позволить
В работе исследованы основные понятия финансового риска, были даны основные классификации риска. Были так же рассмотрены основные методы управления финансовыми рисками.
Из данной работы можно сделать следующие выводы:
- Финансовый риск - это опасность потерь денежных средств.