Функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего, в работе менеджера они тесно связаны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация функций управления……….……….5
1.1. Понятие функции управления……………………………………….……...5
1.2. Подходы к классификации функций управления……………….…………9
1.3. Общие и конкретные функции………………………………….………….11
Глава 2. Характеристика основных функций управления……….……...13
1.1. Планирование…………………………………………………….…………13
1.2. Организации…………………………………………………….………......16
1.3. Мотивация……………………………………………………….………….19
1.4. Контроль………………………………………………………….…………21
1.5. Координация и регулирование………………………………….…………25
Заключение……….…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………….…………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая Функции Управления.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Конкретные функции  воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.   Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.

 

 

2. Характеристика  основных функций управления

2.1 Планирование

Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.

Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация  ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

  • где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
  • куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.

Основные задачи планирования деятельности организации:

  • выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;
  • обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;
  • формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

- комплексное обеспечение выполнения  планов;

  • формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
  • координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;

- стимулирование выполнения планов.

 

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

  • анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
  • установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и  планов для достижения целей;

• оценку альтернативных вариантов  плана;

  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев).

Бизнес-план разрабатывается в  следующих основных случаях:

  • при освоении новых сфер деятельности организации;
  • при создании новых видов бизнеса;
  • при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;
  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) приватизируемых предприятий);
  • при открытии организаций;
  • при внедрении новых продуктов;
  • при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.

Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация

Следующей функцией процесса управления является организация. Ее задачи:

  • деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
  • формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;
  • создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;
  • организация выполнения принятых решений;
  • текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
  • обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
  • преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т. д.).

При этом, важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным - операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

  • пропорциональность;
  • непрерывность;
  • наличие целей;
  • эластичность действий;
  • устойчивость;
  • разделение труда;
  • кооперация труда;
  • соблюдение норм управляемости;
  • делегирование обязанностей и полномочий;
  • параллельность;
  • прямоточность (информационных потоков);
  • ритмичность;
  • концентрация однородных предметов труда в одном месте;

• гибкость процессов.

Так, при пропорциональности достигается  равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т. д.; при параллельности - совмещение операций во времени, при прямоточности - оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т. д.; при ритмичности - равномерность выполнения управленческих процессов во времени; при непрерывности - максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т. д.

Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.

Важное условие рациональной организации  управления - делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут  принимать решения в порученных им областях.

Делегирование означает передачу задач  и прав на принятие решений лицу, которое принимает на себя обязанность по их выполнению. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления.

Следует заметить, что понятие «организация» (в рассматриваемом смысле) имеет противоположное ему по содержанию понятие «дезорганизация», которое означает переход от «порядка» к «беспорядку», от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня. Дезорганизация - это тоже организация, но со знаком минус. Она «страшна» для существующей системы. Для нее дезорганизация - угроза, «болезнь», упадок. Лишь для реорганизуемой организации (системы) дезорганизация позитивна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мотивация

Мотивация (от греческого motif, от латинского moveo - двигаю) - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они  это или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для избранных - награды.

Методы управленческой мотивации  можно разделить на: методы экономической  мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

- методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;

- методы психологической мотивации  - ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;

- методы властной мотивации  - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.;

- социально-психологические методы - повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.;

- методы моральной мотивации  - личное или публичное признание, похвала и критика;

- метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;

- метод вовлечения сотрудника  в управление;

- методы изучения мотивации  и мотивов - экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч.

Мотивацию можно рассматривать  двояко, как:

  • определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения человека и группы;
  • процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения.

На сегодня отсутствует какое-либо канонизированное учение, однозначно объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Существует множество теорий, и каждая теория имеет определенное принципиальное отличие. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герц-берга и Д. МакКлелланда. Причем в этих теориях главным образом анализируются факторы, лежащие в основе мотивации, но мало внимания уделяется процессу мотивации.

Очевидно, что система мотивации  или стимулирования труда работника должна учитывать элементы всех теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся:

  • разнообразие работы по содержанию;
  • рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
  • удобные графики работы;
  • удовлетворение от полученных результатов;
  • возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля;
  • повышение ответственности работающих;

-  продвижения по службе и  т. д. 

Следует помнить, что система вознаграждения, применяемая к одному работнику, может не подойти для другого. Менеджер должен уметь применять те или иные методы стимулирования к тем или иным работникам.

 

2.4. Контроль

 

Функция процесса управления «контроль» устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифицировать:

  • по объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т. д.);
  • по исполнителям;
  • по принимаемому решению;
  • по возможности дальнейшего использования объектов контроля;
  • по типу отношений;
  • по признаку открытости;
  • по масштабу;
  • по методике проведения;
  • по способу получения и обработки информации;

Информация о работе Функции управления