Функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего, в работе менеджера они тесно связаны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация функций управления……….……….5
1.1. Понятие функции управления……………………………………….……...5
1.2. Подходы к классификации функций управления……………….…………9
1.3. Общие и конкретные функции………………………………….………….11
Глава 2. Характеристика основных функций управления……….……...13
1.1. Планирование…………………………………………………….…………13
1.2. Организации…………………………………………………….………......16
1.3. Мотивация……………………………………………………….………….19
1.4. Контроль………………………………………………………….…………21
1.5. Координация и регулирование………………………………….…………25
Заключение……….…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………….…………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая Функции Управления.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

• по степени формализации (формальный или официальный и неформальный);

•  по степени мотивационной  значимости;

• по объектам выполняемых операций (однофункцио-нальный и многофункциональный);

•  по характеру (непрерывный и периодический);

  • по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);
  • по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
  • по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т. д.);
  • по времени контроля;
  • по регулярности осуществления контроля;
  • по периодичности выполнения контрольных операций;
  • по уровню механизации (автоматизации);
  • по стадиям жизненного цикла объекта.

Контроль подразделяется также  на текущий и заключительный. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущего. Задача его - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. При этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.

Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при  осуществлении контроля, это:

  • ориентация контроля на результаты;
  • простота контроля;
  • своевременность контроля;
  • адекватность контроля контролируемой деятельности;
  • гибкость контроля;
  • стратегическая направленность контроля;
  • открытость контроля;
  • экономичность контроля;
  • эффективность контроля.

Контроль обычно выполняется в  четыре этапа:

  • на первом этапе устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы;
  • на втором этапе путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений;
  • на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами;
  • на четвертом этапе определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Главные инструменты выполнения функции  контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.

Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Для осуществления контроля требуется  учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

К учету предъявляются следующие  требования:

• полнота сведений, т. е. ведение  учета по всем элементам системы управления;

  • динамичность, т. е. отражение показателей в динамике;
  • системность;
  • простота;
  • автоматизация на основе компьютерной техники;
  • экономичность;
  • преемственность.

Осуществление регулярного и качественного  учета и контроля за функционированием системы управления является важным условием ее высокой эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Координация и регулирование

 

Сущность  этой  функции  заключается  в  обеспечении  согласованности действий  всех  звеньев  системы  управления,  сохранении,   поддержания   и совершенствования установленного режима работы производственного  механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные  с  разделением  труда  в аппарате  управления  и  упорядочением   системы   производства   в   случае отклонения от заданных параметров.

Координация - это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Главная задача координации - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации.

Координация предполагает также:

  • обеспечение единства и согласованности функций процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля);
  • обеспечение согласованности между отдельными руководителями, сотрудниками;
  • согласование сроков выполнения управленческих функций, работ;
  • обеспечение согласованности в деятельности подразделений и должностных лиц организации с субъектами внешней среды, с деловыми партнерами;
  • коллективную разработку и согласование исполнительными директорами компании основных параметров проекта ее бюджета (до детальной проработки бюджетов подразделений);
  • оптимальное разделение труда, распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками, исполнителями на всех уровнях;
  • устранение отклонений системы управления от заданных параметров.

Координацию можно разделить на несколько видов:

  • превентивная, когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления и принимаются адекватные меры;
  • устраняющая, нацеленная на ликвидацию перебоев в системе после того, как они произошли;
  • регулирующая, предназначенная для поддержания систем управления и производства в установленных пределах;
  • стимулирующая, повышающая эффективность функционирования систем управления и производства.

Деятельность по координации осуществляется посредством совещаний, контактов между руководителями, сотрудниками, проведения согласований планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы исполнителей и т. д.

      Регулирование –  деятельность по  поддержанию   в  динамической  системе

управления  производством заданных  параметров.  Она определяется  задачей

сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так  и  в подсистеме управления. Эта как раз та  функция,  которая  связывает  систему управления с внешней средой.

      Цели координации  и  регулирования  –  установление  взаимодействия  в работе  производственных  подразделений,   руководителей   и   специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работ.       

Заключение

 

Функции управления, а  соответственно и методы их реализации, не являются неизмененными, раз и навсегда сформировавшимися. Они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие и углубление каждой из рассматриваемых функций управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, но и под влиянием требований развития других функций.

Отсюда вытекает важное принципиальное положение, согласно которому развитие каждой из функций управления обусловливается влиянием объективных требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.

Функция планирования, например, приобрела качественно новые черты и особенности. В современных условиях внутрифирменное планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем вытекает из огромных масштабов обобществления производства. Эта функция развивается и дополняется ныне функций маркетинга, в связи с осуществлением которой планирование приобретает новое содержание. Особо следует отметить расширение горизонта планирования. Это означает, что планирование выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования и отражает качественно иное содержание этой функции.

В связи с этим заметные изменения претерпело содержание функции контроля, который тесно связан с осуществлением функции планирования и способствует его более полной реализации.

Это означает, что к  изучению функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны, а необходимо выявлять и  анализировать изменения, происходящие в содержании управленческих понятий и представлений. Эти изменения отражают глубинные процессы, происходящие в мировой экономике, к которым в свою очередь пытаются приспособиться и современные компании.

Функции управления проявляются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности фирм, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, с помощью которых выполняются поставленные перед фирмой задачи.

Повышение уровня централизации в управлении компанией на современном этапе предполагает дальнейшее развитие таких функций управления, как маркетинг, внутрифирменное планирование и контроль. Видоизменяясь, эти функции оказывают влияние и на централизованное управление, которое приобретает навис черты и свойства, постигаемые лишь при их детальном и комплексном изучении.

Централизованное управление исходит из необходимости проведения в рамках фирмы глобальной хозяйственной  политики, предусматривающей, в частности, разработку общих задач и согласованные действия всех подразделений с целью их выполнения. Поэтому в процессе реализации указанных выше функций важную роль играет их тесная увязка с функциями низового звена управления, т.е. производственных отделений и дочерних компаний, что в итоге и обеспечивает эффективную деятельность компании в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

 

  1. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/13.htm
  2. http://www.itstan.ru/it-i-is/funkcii-upravlenija.html
  3. ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://examen.od.ua
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  6. Гольдштейн Г.Я.. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997
  7. Казанцев, А.К. Общий менеджмент [Текст] / Под ред. А.К.Казанцева. - М.: Инфра-М, 2007.
  8. Киржнер Л. А., Киенко Л. П. Менеджмент организаций — М: КНТ, 2009.
  9. Лафта Дж. К. Менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Вслби, 2005
  10. Лигинчук Г.Г., Основы менеджмента. Часть 1. Учебный курс. – М., 2009.
  11. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999. 252 с.
  12. Мескон М.Х., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
  13. Момотова О.Н. Функции управления предприятием  Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономические науки" № 2, 2000
  14. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Инфра-М. 2012
  15. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., переаб. И доп. – М.: Изд-торг. Корпорация «Дашков и К», 2008. - с.105

 

 


Информация о работе Функции управления