Функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:16, реферат

Описание работы

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций – основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Содержание работы

1. Теория, практика и искусство управления 3
2. Основное содержание и взаимосвязь функций управления 7
3. Сделать анализ статьи по управлению из журналов по экономике или управлению 11
Список использованных источников 15

Файлы: 2 файла

Менеджмент вар 3.docx

— 62.12 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Менеджмент вар 7.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Методологическая  роль принципов управления и  их классификация 3

2. Роль менеджера  в повышении эффективности коммуникаций 5

3. Сделать  анализ статьи по управлению  из журналов по экономике или  управлению 9

Список использованной литературы 14

 

 

1. Методологическая роль принципов управления и их классификация

 

Принципы менеджмента, синтезируя объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя  собой общие правила, принципы формируют  требования к системе управления организацией - функциям, методам и  организационной структуре управления [1, c. 19].

Первым, кто сформулировал  принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и  промышленное управление», опубликованной в 1916 г.

Принципы управления Файоля приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.1 – Принципы менеджмента по А. Файолю

Название принципа

Содержание принципа

Разделение труда

Специализация работ, необходимая  для эффективного использования  рабочей силы

Полномочия

и ответственность

Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные  для того, чтобы нести ответственность  за порученную работу

Дисциплина

Рабочие должны подчиняться  условиям соглашения между ними и  руководством, менеджеры - применять  справедливые санкции к нарушителям  норм порядка

Единоначалие

Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним  непосредственным начальником

Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану

Подчиненность интересов

Интересы организации  имеют преимущество перед интересами личности

Вознаграждение персонала

Получение работниками справедливого  вознаграждения за свой качественный труд

Централизация

Организация должна иметь  управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции  между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Скалярная цепь управления

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между  всеми уровнями иерархии {«цепь начальников»)

Порядок

Рабочее место - для каждого  работника и каждый работник на своем  рабочем месте

Справедливость

Установленные правила и  соглашения должны проводиться в  жизнь справедливо на всех уровнях  скалярной цепи

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и  долгосрочную работу, поскольку высокая  текучесть снижает эффективность

Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых  работ

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)


менеджмент принцип  метод управление

В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным  последующей практикой, эволюция менеджмента  позволила добавить следующие:

  1. принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
  2. принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
  3. принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
  4. принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
  5. принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет  регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с  учетом специфики и характера  деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере образовательной  деятельности принципы управления носят  особый характер.

Принципы управления в  этой отрасли подразумевают основные руководящие положения, на которые  ориентируются руководители образовательной  организации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию  процессов обучения и воспитания будущих специалистов.

Система принципов менеджмента  в образовательной деятельности является открытой для развития и  может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Каждый принцип формирует  «под себя» систему требований, выполнение которых в значительной степени  способствует совершенствованию менеджмента  в организации [1, c. 22].

Таковы методологические принципы менеджмента, его методологический базис.

 

2. Роль менеджера в повышении эффективности коммуникаций

 

Эффективное общение менеджера  с другими людьми предполагает необходимость  использования всех элементов коммуникаций. Если отправитель или получатель не умеют правильно закодировать или декодировать сообщения, коммуникативный  процесс прерывается.

Выбор канала во многом определяет помехоустойчивость сообщений. От умения обеих сторон слушать  зависит, будет ли смысл сообщения  правильно осознан и принят. Эффективные  коммуникации требуют от менеджера  знаний о воздействии на коммуникативный  процесс межличностных факторов (восприятие, каналы коммуникации, невербальное поведение, слушание).

Отправная точка коммуникативного процесса – восприятие нами окружающих нас людей. Когда индивид испытывает желание поделиться своими мыслями  или идеями с кем-то еще, он формирует  сообщение, отталкиваясь при этом от прошлых событий, опыта, ожиданий и  текущей мотивации.

Декодируя сообщение и в процессе его осознания, получатель сообщения  руководствуется определенными  критериями (точкой зрения). Чем больше схожи точки зрения двух индивидов, тем проще им общаться друг с другом.

Под восприятием понимается процесс  постижения людьми смысла окружающих их вещей. Но само по себе восприятие не обеспечивает формирования правильного  мнения об окружающей среде. Как правило, из всего комплекса явлений люди отбирают лишь некоторые привлекающие их внимание объекты и раздражители, т.е. имеет место так называемое селективное восприятие.

Как только человек обращает свой взор на определенный раздражитель, он определяет его категорию и «кладет  на полочку» в соответствии, опять  же, со своими воззрениями, т. е. происходит организация восприятия. Для того чтобы выбрать «бирку» для  нового объекта, человеку достаточно лишь небольшого намека на то, к какой  категории он относится. Например, мы узнаем близкого друга, родственников  с большого расстояния, хотя не видим  их лиц – человек узнается уже  по тому, как он движется [2, c. 31].

Наиболее распространенная форма  описания организации восприятия –  стереотипы, или обобщенные представления, к примеру, о группе людей, когда  им приписывается одна или несколько  характеристик, таких как возраст, цвет кожи или род занятий.

Например, представители «подрастающего поколения» могут думать, что все  люди пенсионного возраста старомодны и консервативны. У студентов  нередко существует стереотип профессора как талантливого рассеянного человека.

Селективность восприятия приводит к  тому, что многие менеджеры мгновенно  опознают любые подкрепляющие их стереотипы признаки, которые они  организовывают в соответствии со своими убеждениями, закрывая таким образом  «шлагбаумы» на путях к открытому  честному общению.

Различия и ошибки в восприятии имеют место и в тех случаях, когда люди по-разному относятся  к схожим объектам.

Для менеджера очень важно осознать следующий момент: различия в восприятии – вещь естественная, но в процессе коммуникаций они очень часто  искажают смысл сообщений и создают  помехи. Каждый человек имеет свой стиль восприятия окружающего; следовательно, и получаемые сообщения он осознает по-своему. Следует помнить, что одни и те же слова для разных людей  могут звучать по-разному, а вы далеко не всегда заранее знаете, что имел в виду ваш собеседник.

Каждый менеджер может использовать наиболее удобные для него каналы для коммуникаций с другими руководителями и рабочими.

Обсудить проблему можно в личной беседе, по телефону, написав записку  или письмо, или повесить сообщение  на доску объявлений – конкретный канал во многом определяется природой сообщения. В проведенном недавно  исследовании была сделана попытка  объяснить процесс выбора менеджерами  наиболее эффективных коммуникативных  каналов. Оказалось, что каналы различаются  по объему передаваемой информации.

Как труба обладает определенными  физическими характеристиками, ограничивающими  тип и объем перетекающей по ней  жидкости, так и канал коммуникации ограничивает передаваемый по нему объем  информации. Классифицировать каналы, как и обычные трубы, можно  по их пропускной способности. Пропускная способность канала – это объем  информации, который может быть передан  через него за одну коммуникативную  сессию.

На емкость коммуникативных  каналов влияют три фактора [2, c. 33]:

1) способность обрабатывать несколько  сигналов одновременно;

2) возможность обеспечения быстрой,  двусторонней обратной связи; 

3) способность обеспечивать личный  подход к коммуникациям. 

Самым богатым в плане этих возможностей средством является личное общение, ибо оно гарантирует прямое воздействие, передачу множественных информационных сигналов, немедленную обратную связь  и личный подход.

Дискуссии лицом к лицу способствуют восприятию самых разных раздражителей  и глубокому, на уровне эмоций, осознанию  особенностей ситуации.

Например, директор компании Rider Systems Тони Берне предпочитает все вопросы  разрешать в личной беседе: «Можно посмотреть человеку в глаза, прислушаться к интонации его голоса и понять, в чем на самом деле заключается проблема, вопрос или ответ». Общение по телефону или с помощью иных электронных средств связи (голосовая и электронная почта) ускоряют процесс коммуникации, однако в них отсутствует «эффект присутствия».

Контакт глазами, пристальный взгляд, румянец на щеках, поза, язык жестов – ничего этого нет. Именно в этом причина столь быстрого распространения  видеоконференций.

Персональные письменные сообщения  – записки, письма, замечания –  тоже могут иметь личностную направленность, но они доносят только написанные на бумаге слова, и не могут обеспечить быструю обратную связь.

Безличные коммуникативные каналы – бюллетени, стандартные компьютерные отчеты – являются самыми «мелкими», их пропускная способность ограничена в наибольшей степени. Используя  их, отправитель не имеет возможности  сфокусироваться на конкретном получателе, они передают минимум информационных сигналов и не допускают обратной связи.

Очевидно, что у каждого канала коммуникации есть определенные преимущества и недостатки. Каждый из них, в зависимости  от обстоятельств, может быть эффективным  средством общения. Выбор канала зависит от того, является ли сообщение  обычным, рутинным, или нет.

Нестандартные сообщения, как правило, двусмысленны (неоднозначны), связаны  с новыми событиями, весьма высока вероятность  того, что они могут быть неправильно  поняты [5, c. 27].

Нередко они передаются в обстановке, характеризующейся нехваткой времени, необычностью ситуации. Эффективно донести  всю сложность обстоятельств  позволяют лишь самые емкие каналы. С другой стороны, рутинные коммуникации просты и прямолинейны.

Рутинные сообщения содержат в  себе различные данные или просто закрепляют, к примеру в письменной форме то, о чем у менеджеров уже были достигнуты понимание и  устная договоренность. Такие сообщения  могут быть переданы и через менее  емкие коммуникативные каналы. К  письменным коммуникациям приходится прибегать и тогда, когда получатели сообщений значительно удалены  друг от друга или когда информация носит официальный характер. 

Невербальными коммуникациями называют сообщения, которые выражаются не словами, а представляют собой отдельные действия или поведение людей. Такого рода коммуникации осуществляются большей частью неосознанно или полусознательно и в то же время они составляют немалую часть всех получаемых и отправляемых нами сообщений.

Многие менеджеры приходят в  изумление, когда узнают, что сами по себе слова не несут особого  смысла. Обоюдное понимание в процессе коммуникации происходит в основном за счет невербальных сообщений, таких как выражение лица, голос, манеры, поза, одежда.

Невербальные коммуникации происходят, как правило, при личных встречах. Один из исследователей, к примеру, выделяет три источника передаваемых при личном общении информационных сигналов: собственно произносимые слова, голос (напряжение, интонация, тембр) и выражение лица собеседника. Согласно его оценкам, относительные веса этих трех факторов при интерпретации сообщений распределяются следующим образом: вербальное воздействие – 7 %, голосовое – 38 %, выражение лица – 55 %10.

Информация о работе Функции управления