Функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:16, реферат

Описание работы

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций – основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Содержание работы

1. Теория, практика и искусство управления 3
2. Основное содержание и взаимосвязь функций управления 7
3. Сделать анализ статьи по управлению из журналов по экономике или управлению 11
Список использованных источников 15

Файлы: 2 файла

Менеджмент вар 3.docx

— 62.12 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Менеджмент вар 7.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что важно не то, что  говорится, а то, как произносит слова сообщения собеседник. Невербальные послания передают мысли и ощущения гораздо более эффективно, чем любые, самым тщательным образом подобранные слова.

Жесты чаще всего говорят о наших  чувствах куда понятнее слов. В то время  когда наше сознание формулирует  выражения вроде «я счастлив»  или «поздравляю с новой должностью», «язык тела»- передает информацию об истинных чувствах: мы краснеем, потеем, отводим глаза, кричим, избегаем смотреть собеседнику в глаза. И если словесные  и невербальные сообщения противоречат друг другу, получатель приходит в недоумение. Как правило, в таких случаях  люди в большей степени доверяют не словам человека, а его поведению [5, c. 29].

Сильные вербальные сигналы исходят  из царящей в офисе менеджера обстановки. Например, как бы вы оценили следующее развитие событий в кабинете вашего руководителя?

1) он остается за столом, приглашая  вас занять место на стуле  напротив;

2) вы и начальник сидите на  стульях, но не за рабочим  столом, а в удалении, возможно, за  журнальным столиком;

3) вас приглашают присесть в  удобное кресло, а руководитель  занимает место на диване.

Большинство из нас воспринимают первую ситуацию как недвусмысленный сигнал: «Начальник тут я», или «Я представляю  власть». Вторая ситуация может означать: «Мы будем говорить о серьезном  деле». Третья характеризуется более  домашней и дружественной обстановкой, руководитель как бы приглашает: «Давайте получше узнаем друг друга», «Будем друг другу доверять». Если невербальные сообщения дополняют и поддерживают ваши слова, они являются весомым  подспорьем в общении. Общаясь с  людьми, менеджеры должны помнить  об этом.

Таким образом, необходимо учиться координировать свои словесные и невербальные сообщения и в то же время быть восприимчивым к посланиям коллег, подчиненных и начальников.

3. Сделать анализ статьи по управлению из журналов по экономике или управлению

 

Журнал «Проблемы современной  экономики», N 1 (33), 2010.

Статья И.В. Кальницкой (доцент Омского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина России, кандидат экономических наук) «Управление организацией и его модели»

 

В статье автором исследуется  система управления организацией в  двух аспектах: теоретическом и практическом. Установлена объективная связь  элементов управления в рамках целенаправленной деятельности. Представлена модель управления объектом в целом и его отдельными звеньями.

В соответствии сточкой зрения И.В. Кальницкой, экономической литературе, посвященной проблемам управления, существует множество разнообразных концепций по определению управления и выделению этапов ее развития. Для теории управления характерен активный поиск новой парадигмы, способной определить решения современных проблем управления организацией.

Одной из ключевых управленческих проблем является формирование информационной системы с позиции теории и  практики. Относительно данной проблемы управление организацией можно определить как формализованное представление  системы управления, и цель заключается  в отражении множества отдельных  элементов со всеми их свойствами, функциями, особенностями, в установлении взаимозависимостей и взаимосвязей.

Исследование системы  управления организацией представим в  двух взаимосвязанных аспектах: теоретическом  и практическом. Теоретический аспект формирования модели управления включает: исследование стратегии, субъекта и  объекта управления, функций, методов, технологии управления, системы показателей  результативности и эффективности  управления. Отдельные вопросы по определению системообразующих  элементов модели управления организацией были исследованы ранее.

Практический аспект исследования системы управления предполагает определение  моделей управления по его подсистемам  в соответствии с деятельностью  организации.

Для современного состояния  научной разработки проблем управления характерен дифференцированный подход специалистов к анализу его сущности. Управление определяют по-разному. Очевидно, необходимо не столько дать универсальную  трактовку понятия управления, сколько  представить подход к проблеме с  позиций представителей различных  научных направлений: философии, теории управления, экономики, права, политики и др.

Автором отмечено, что в экономической литературе имеется широкий спектр публикаций о проблемах понятийного аппарата управления. Не стремясь к охвату всего спектра определений управления, отметим наиболее распространенные и утвердившиеся взгляды. Анализ различных точек зрения о сущности рассматриваемой экономической категории позволил выделить следующие подходы к управлению, как: абстрактная научная категория; функция; процесс; технология; особый вид деятельности; организация; управление. Анализ этих подходов показывает, что одни из них отражают свойство управления воздействовать на объект (технология, аппарат, организация), другие имеет процессный характер (процесс, функция, вид деятельности).

В рамках проводимого исследования определим управление как совокупность системообразующих элементов, направленных на реализацию управленческих технологий. Конечным результатом исследования информации является процесс принятия управленческих решений. Данное определение  в большей степени соответствует  области инструментария воздействия  на объект управления в контексте  информационного обеспечения системы  управления.

В научной литературе представлено достаточно вариантов определений  стратегии, которые акцентируют  внимание на тех или иных аспектах этой сложной экономической категории. Понятие стратегии значительно  варьируется в зависимости от того, кто и в каком контексте  ее рассматривает.

При всем многообразии определений  стратегии большинство авторов  придерживаются мнения, что стратегия  – это представление о способе достижения цели организации, учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы достижения цели. Выбор жизнеспособных стратегий представляет собой сложный процесс системной интеграции большого объема различной информации в соответствии с целями развития организации.

Одним из значимых элементов  формирования модели управления организацией является определение субъекта управления и объекта управления.

Субъект управления – это управляющий или группа управляющих, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, а объект управления – это то, на что направлено их воздействие, управляющее или определяющее его поведение.

Управление осуществляется в рамках организации, в пределах прав и ответственности субъекта управления. Решение принимает субъект  управления, а реализуется оно  в пределах объекта управления, которым  может быть как организация в  целом, так и его составная  часть.

Воздействие субъекта управления на объект осуществляется с помощью  информационных потоков между управляющей  и управляемой подсистемами, поскольку процесс управления включает владение, использование и передачу информации. В связи с этим следует отметить, что изменения во внешней среде, усложнения в производственной деятельности организаций, расширение масштабов деятельности и увеличение объемов и скорости получения информации повышают значимость информационного обеспечения управления.

Между субъектом и объектом управления в информационном контексте  существует прямая и обратная связь. Прямая связь – это поток управляющей информации, направленный от субъекта управления на объект управления. С помощью этой информации оказывается управляющее воздействие на объект управления. Обратная связь – это встречный информационный поток от объекта управления к субъекту управления. С помощью прямой и обратной связей формируется информационный контур, в котором обеспечивается двухсторонняя передача информации между субъектом и объектом управления.

Субъект управления можно  определить как управляющая подсистема модели управления организацией, а  объект управления – как управляемая ею подсистема.

Определяя субъект и объект управления, следует отметить, что  субъект управления одновременно может  быть рассмотрен как объект управления, так же как объект управления одновременно может трактоваться как субъект  управления.

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод, что субъект управления и объект управления имеют двойственный характер: субъективно-объективный. Следовательно, вся совокупность взаимодействий в конечном итоге может рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта управления.

При этом как субъект, так  и объект управления имеют сложную, многоуровневую структуру, где структура  рассматривается как относительно устойчивый способ связи элементов  объекта, а элемент – это некоторая часть объекта, будучи связанной с другими частями объекта, образует сам объект.

По мнению И.В. Кальницкой эффективное функционирование модели управления организацией возможно при соблюдении определенных принципов. В научной литературе представлены принципы управления как зарубежными, так и отечественными исследователями. Однако не выработано единой позиции относительно их необходимого и достаточного состава. Исходя из классического определения понятия «принципа» как основного, так и исходного положения теории, выделены универсальные принципы управления:

– научность – использование новейших методов и средств управления;

– рациональность – обеспечение высокой прибыльности функционирования организации;

– непрерывность – постоянное осуществление процесса управления;

– комплексность и системность – в процессе управления следует учитывать все факторы и анализировать их влияние во взаимозависимости и взаимообусловленности;

– гибкость – адаптируемость к изменяющимся условиям;

– целенаправленность – цели должны быть реальными и достижимыми;

– принцип участия – согласованная деятельность всех участников организации в процессе управления;

– принцип соответствия – выполнение управленческих функций должно соответствовать возможностям исполнителя;

– иерархичность уровней управления – многоуровневая структура управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется органом более высокого уровня.

Перечень универсальных  принципов управления является открытой системой, поскольку он постоянно  обогащается с развитием теории и практики управления.

Эффективность управленческой деятельности в значительной степени  зависит от правильного понимания  функций управления. Подходы к  определению функции управления, содержащиеся в работах ученых, как  правило, демонстрируют наличие  различных точек зрения на их сущность и нередко носят обобщенный характер.

Вследствие этого, применительно  к предмету исследования, И.В. Кальницкая предлагает дать следующее определение функции управления: функция управления – это объективная составляющая управления, конкретный вид управленческой деятельности, характеризующийся единством и однородностью содержания и направленный на достижение определенных целей организации. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что каждая отдельная функция управления характеризует специфическую управленческую деятельность, следовательно, совокупность функций управления формирует систему управления.

Основоположником функционального  подхода в управлении считается  А. Файоль. Он сгруппировал все виды управленческой деятельности в следующие  основные функции, которые применимы  ко всем организациям: предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. По мере развития теории управления были выделены дополнительные функции  управления: прогнозирование, целеполагание, нормирование, регулирование, стимулирование, учет и анализ и др.

Данные функции управления принято считать частными, поскольку  детальное изучение их содержания позволяет  сделать вывод, что они являются разновидностью классической (общей) функции  управления. На разных уровнях управления, в зависимости от условий производства и других факторов, содержание классических функций варьируется. Каждая из общих функций управления может быть в дальнейшем дифференцирована.

В состав общих функций  управления необходимо ввести функцию  управления знаниями, предложенную Б.З. Мильнером. Содержание функции управления знаниями заключается в аккумулировании  интеллектуального капитала, выявлении  и распространении имеющейся  информации и опыта, создание предпосылок  для распространения и передачи знаний. Использование интеллектуального  капитала обеспечивает успешное функционирование организации.

От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход  к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций  и конкурентных преимуществ. Функция  управления знаниями в предлагаемой модели управления организацией является ключевой.

Таким образом, по мнению И.В. Кальницкой, реализация функций управления осуществляется посредством определенных методов. В общепринятом смысле под методом понимается совокупность приемов и способов познания объекта исследования. Следовательно, метод управления можно определить как совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения целей функционирования и развития организации.

Информация о работе Функции управления