Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:09, курсовая работа
С развитием рыночных отношений управление становится деятельностью, в сферу которой входит как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способность быстро реагировать на изменяющиеся многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. Поэтому вопросы управления становятся весьма актуальными в настоящее время. В условиях рыночной экономики радикально меняется социальная природа и цели развития экономики, что приводит к возникновению качественно нового механизма управления.
Ведение………………………………………………………………………….....3
1 Сущность и значение управления в развитии экономики……………………5
1.1 Сущность управленческой деятельности ………………..………………….5
1.2 Субъекты и объекты управления ……………………………………………8
2. Структура и классификация функций управления ……….………………..10
2.1 Классификация и взаимосвязь функций управления …….……………….10
2.2 Структуры систем управления…………………………………....………...13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21
Сформулируем исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. В образующем управление* единстве двух сторон - процесса и структуры - содержание его раскрывается в процессе. Отсюда, функция управления есть функция процесса управления.
Функция - это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого. В этом выражается системный подход* к формированию понятия и структуры функций управления.
Управление - совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда - качественная однородность управления на любых уровнях.
Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управленческих действий - на любом уровне и в любой системе - может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления [10, с 17]:
Небезынтересно, что практически все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла, однако применительно лишь к технологии управления, которую не связывают с его сущностью, а значит, с функциями.
Каждая из функций управления может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. В таблице 1.1 предлагается один из возможных вариантов, на наш взгляд предпочтительный.
Таблица 1.1
Классификация функций управления
Стадии управления |
Функции управления |
Понятие управленческого решения |
Прогнозирование Планирование |
Реализация решения |
Организация Координация и регулирование Активизация и стимулирование |
Контроль |
Учет Анализ |
Было бы не точным ранжировать функции
управления; по значимости (нередко
приходится встречать, например, утверждения
об особой важности функции принятия
решения или планирования центральной
функции управления). Более справедливо
считать, что на разных уровнях иерархии,
во времени и в зависимости
и от специфических условий
При наличии определенной логической последовательности (очередности) в реализации функций практически они взаимопроникают. Так, например, учет и анализ, казалось бы завершающие управленческий цикл, на самом деле дают импульсы планированию (коррекции), регулированию, активизации и др. в сочетаниях, различных по опережению времени, мощности действия и т. п. (рисинок 1.1).
Рисунок 1.1- Функции управления.
Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приводится на рисунок 1.2.
Рисунок 1.2 - Связи и взаимодействие функций.
В силу единства процесса и структуры управления функции управления должны рассматриваться в связи и во взаимоотношениях с функциями аппарата.
Практически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач, которые призван решать соответствующий аппарат управления. Более точно их следует определять как служебные задачи либо как функции-задачи аппарата управления.
Состав функций-задач, как и сам аппарат (структура), определяется особенностями объекта управления, оказывающего на них формирующее воздействие (безусловно, в сочетании с воздействием функций управления). В зависимости от особенностей объекта наряд с функциями управления объектом в целом, могут быть выделены функции-задачи отдельных звеньев аппарата:
Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и функций-задач, решаемых в управленческом аппарате: выполнение каждой функции-задачи предполагает осуществление всех функций управления, являясь, в свою очередь, способом их реализации.
Предложенная классификация
2.2 Структуры систем управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
1)принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
2)вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
3)принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и
4)стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
5)вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
6)принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура,
построенная в соответствии с
этими принципами, получила название
иерархической или
1)Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Эта структура имеет ряд преимуществ, которые дают возможность оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один канал связи (по вертикали), каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышает ответственность руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена.
Но эта структура характерна
для малых предприятий, где круг
решаемых вопросов незначителен и производственных
связей немного. Когда же масштабы производства
больше, а круг решаемых проблем
все возрастает, повышается технический
и организационный уровень, линейная
структура оказывается
2)Линейно - штабная организационная структура
Такой вид организационной
структуры является развитием линейной
и призван ликвидировать ее важнейший
недостаток, связанный с отсутствием
звеньев стратегического
Достоинства линейно - штабной структуры:
1)более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
2)некоторая разгрузка высших руководителей;
3)возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
4)при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно - штабной структуры:
-недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
-тенденции к чрезмерной централизации управления;
-аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
3)Дивизионная структура управления
Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы .
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.
4) Бригадная (кросс - функциональная) структура управления
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:
-автономная работа рабочих групп (бригад);
-самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
-замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
-привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Эти принципы разрушает
свойственное иерархическим структурам
жесткое распределение
В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
-сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
-гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
-работа в группах создает условия для самосовершенствования;
-возможность применения эффективных методов планирования и управления;
-сокращается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:
-усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);
-сложность в координации работ отдельных бригад;
-высокая квалификация и ответственность персонала;
-высокие требования к коммуникациям.