Ярким представителем
применения в управлении психологических
мотивов был Элтон Мэйо. Он создал
себе известность и репутацию в ходе эксперимента,
проводимого на текстильной фабрике в
Филадельфии в 1923-1924 г.г.. Текучесть
рабочей силы на прядильном участке этой
фабрики достигла 250%, тогда как на других
участках она составляла 5-6% . После
внимательного изучения ситуации Мэйо
определил, что условия труда прядильщика
давали мало возможности общения друг
с другом и что их труд малоуважаем. С разрешения
администрации
Он в качестве эксперимента установил
для прядильщиков два 10 – минутных перерыва
для отдых. Текучесть кадров резко снизилась,
улучшилось материальное состояние рабочих,
поскольку выработка сильно выросла.
Первыми крупными
исследованиями поведения работника
на рабочем месте стали серия
экспериментов в Хоторне, которые
проводились Мэйо и его сотрудниками в
конце 20-х годов ХХ столетия на предприятии
«Westem electric» в г. Хоторн, штат Иллинойс.
Главным результатом исследований стал
тот факт, что впервые в истории менеджмента
заявила о себе «школа человеческих отношений»:
социологи и психологи заинтересовались
проблемами производственной деятельности.
Исследователи пришли к выводу, что работа
– это нечто большее, чем простое зарабатывание
на жизнь, рабочие коллективы представляют
собой социальные единицы, которые могут
сдерживать продуктивность рабочего,
вырабатывать свои нормы дневной производительности
и даже оказывать влияние, тем чтобы вознаграждение
рабочему выплачивалось пропорционально
количеству и качеству труда. С появлением
работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные
выгоды это сулит, а также то, что мотивация
по типу «кнута и пряника» является недостаточной.
Функция мотивации
основывается на существующей
теории мотивации.
В той или иной мере общая теория мотивации
изучает потребности, мотивы и связанное с ними вознаграждение.
Ключевым элементом
в теории мотивации являются потребности. Потребность - ощущение человеком
физиологического, психологического или
социального дискомфорта, недостаток
или необходимость в чем-либо. Потребности
классифицируются на первичные и вторичные.
- Первичные потребности являются
по своей природе физиологическими и,
как правило, врожденными (например, потребность
в пище, воде, потребность дышать, спать
и т.д.).
- Вторичные потребности по природе
своей психологические (пример, потребность
в успехе, уважении, власти, привязанности
и потребность в принадлежности кому или
чему-либо).
Первичные
потребности заложены генетически,
а вторичные обычно осознаются
с опытом. Поскольку люди имеют
различный приобретенный опыт, вторичные
потребности различаются в большей степени,
чем первичные.
Осознание человеком частных потребностей
разнопланового характера обуславливает
возникновение интереса, как формы познания и изучения
возможностей удовлетворения потребностей,
которые возникают у индивида на конкретном
этапе жизни и развития. На основе изучения
интересов персонала относительно возможностей
удовлетворения его потребностей осуществляется
применение стимулов.
Стимулы призваны обеспечить целенаправленное
поведение человека путем ограничения
или расширения его возможностей удовлетворять
потребности в настоящем и будущем.
По содержанию стимулы различаются
на экономические и неэкономические.
Суть экономических стимулов состоит
в том, что люди в результате выполнения
требований, предъявляемых к ним, получают
определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы относятся
ко всем тем потребностям, которые удовлетворяются
с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они
могут быть прямыми (денежный доход) или
косвенными, обеспечивающими получение
прямых (дополнительное свободное время,
позволяющее заработать в другом месте).
Чисто
экономический подход несостоятелен.
Опыт показывает, что принцип
максимизации собственной выгоды нельзя
абсолютизировать – против него работают:
эффект насыщения потребностей (даже престижное
потребление интересует лишь до определенных
пределов); стремление к благотворительности;
субъективное восприятие полезности материальных
благ, и в частности денег; влияние окружающих.
Неэкономические
стимулы делятся на организационные и моральные.
Положительное влияние на мотивацию оказывает,
к примеру, информирование об успехах,
планирование профессионального развития
и карьеры; регулярная оценка, продвижение
по службе.
Четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует,
и на практике они тесно переплетены, обуславливают
друг друга, а порой просто неразделимы.
Например, повышение в должности и связанный
с ним рост денежного вознаграждения дают
не только возможность приобретения дополнительных
материальных благ, но известность, уважение
и почет. Мотивы (Побуждение)
– это ощущение недостатка в чем-либо,
имеющее определенную направленность.
Они являются поведенческим проявлением
потребности и сконцентрировано на достижение
цели. При этом в зависимости от заданных
стимулов поведение персонала реализуется
таким образом, чтобы получить определенное
вознаграждение для удовлетворения частных
потребностей. Вознаграждение – это все, что человек
считает ценным для себя. Любой руководитель
имеет дело с двумя главными типами вознаграждений
– внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение это все
то, что дает сама работа (достижение результата,
содержание и значимость работы, общение
в процессе работ, самоуважение и т.д.).
Наиболее простой способ обеспечения
внутреннего вознаграждения – создание
соответствующих условий работы и точная
постановка задачи.
Внешнее вознаграждение возникает
не от самой работы, а то, что дается организацией
(заработная плата, продвижение по службе,
символы служебного статуса и престижа,
похвалы и признания).
Результатом
процесса мотивации является
достижение или не достижение специфических
целей. Цели в этом смысле – это нечто, что
осознается как средство удовлетворения
потребностей. Когда человек достигает
такой цели, его потребность оказывается
удовлетворенной, частично удовлетворенной
или неудовлетворенной (см. рис. 6.9.).
Рис. 6.9. Модель мотивации поведения через
потребление.
Для того, чтобы определить
в каких пропорциях нужно применять внутренние
и внешние вознаграждения в целях мотивации,
руководство должно
Рис. 6.10. Мотивационная деятельность
установить каковы потребности его
работников. Сегодня руководители поняли,
что мотивация, т.е. создание побуждения
к действиям, является сложной системы
потребностей, которые постоянно меняются
(см. рис. 6.10).
Мотивация может быть внутренней (отношение к делу, моральные
обязательства и т.д.) и внешней (действия других людей, предоставляющиеся
возможности). На основе внутренней мотивации
люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее,
тратят меньше сил, лучше усваивают задания
и знания. Таким образом, добиться желаемого
уровня результативности поведения можно
достичь двумя путями:
- подобрать человека с заданным уровнем
внутренней мотивации;
- воспользоваться внешней мотивацией
с помощью стимулов.
Соотношение различных
мотивов, влияющих на поведение людей,
образуют мотивационную структуру, которая
достаточн стабильна, но поддается целенаправленному
формированию, например в процессе воспитания.
У каждого человека она индивидуальна
и обусловливается множеством факторов:
достигнутым уровнем благосостояния,
социальным статусом, классификацией,
должностью, ценностями и пр.
Научным базисом мотивации являются
современные теории мотивации.
Среди них, выделяют два основные направления
- содержательные и процессуальные теории
мотивации (см. рис.6.11.).
Рис. 6.11 Теории мотивации
Содержательные
теории мотивации основываются
на идентификации тех внутренних побуждений
(потребностей), которые заставляют людей
действовать так или иначе.
- Теория потребностей М. Туган-Барановского.
Известный украинский ученый М. Туган-Барановский
(1865-1919 гг.) одним из первых предложил четкую
классификацию потребностей. Он выделил:
- 5 групп потребностей: физиологические,
положительные, альтруистские, симптоматические
потребности, а также инстинкты и потребности
практического характера;
- Особое значение уделяется национальной
принадлежности, а также моральным и религиозным
взглядам.
- Теория иерархии потребностей А. Маслоу определяет, что все потребности
людей могут быть объединены в пять иерархических
групп: физиологические; безопасности;
принадлежности и причастности; признания
и уважения; самовыражения (см. рис. 6.12.).
Потребности высших уровней не мотивируют
человека, пока не удовлетворены хотя
бы частично потребности низшего уровня. Применение теории.
Рис. 6.12. Иерархия потребностей по
Маслоу
- Знание иерархии потребностей требует
от руководителя в первую очередь определить,
какой уровень иерархии является для работника
наиболее актуальным;
- Иерархия потребностей позволяет понять,
что уровни актуальных потребностей работников
могут различаться;
- Данная теория помогает организации
определить последовательность мотивирования
работников, учитывая не только физиологические
потребности, но и потребности более высокого
уровня.
- Учет динамических потребностей. Нельзя
рассчитывать, что мотивация, которая
сработала один раз, будет эффективно
работать все время.
- Теория ERG К. Альдерфера исходит из того, что потребности
человека можно объединить в три группы,
расположенные иерархически: существования,
связи, роста. Различие теорий К. Альдерфера
и А. Маслоу состоит в том, что по А.Маслоу,
движение от одной потребности к другой
происходит только снизу вверх. К. Альдерфер
считает, что движение происходит в обе
стороны: вверх, если не удовлетворена
потребность низшего уровня, и вниз, если
не удовлетворена потребность более высокого
уровня. В тоже время, по мнению К. Альдерфера,
одновременно для одного и того же человека
актуальными могут быть несколько уровней
потребностей.
Рис. 6.13. Схема модели теории К. Альдерфера
- Теория приобретенных потребностей Д.
Мак-Клеланда исходит из того, что на мотивацию и поведение людей
существенно влияют три основные потребности,
приобретенные под влиянием жизненных
обстоятельств, опыта и обучения:
- в достижении (люди с выраженной потребностью
в достижении
выбирают персональные, умеренно
ложные задачи и цели, несущие в себе элементы
вызова и гарантирующие немедленный ощутимый
результат);
- в соучастии, проявляющаяся в стремлении
к дружеским отношениям с окружающими;
- во власти, проявляющаяся в стремлении
контролировать ресурсы и происходящие
вокруг процессы.
- Мотивационно-гигиеническа теория (Теория
двух факторов Ф. Герцберга) ориентирует
на две группы факторов, влияющих на удовлетворенность
человека работой:
- гигиенические (или факторы «здоровья»)
– зарплата, безопасность на
рабочем месте, статус, правила,
распорядок работы, качество контроля
со стороны руководства, отношение к коллегам
и подчиненным; наличие таких факторов
снижает у человека чувство неудовлетворенности
работой;
- мотивирующие – достижение, признание, ответственность,
продвижение, содержание работы, возможность
роста; именно эти факторы заставляют
человека работать в полную силу.
Гигиенические
факторы связаны с окружающей средой,
в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характером и
сущностью работы (см. табл. 6.2.).
Таблица 6.2
Факторы теории Герцберга
Гигиенические |
Мотивации |
Политика организации и администрации
Условия работы
Заработок
Межличностные отношения с
начальниками, коллегами и подчиненными
Степень непосредственного
контроля за работой |
Успех
Продвижение по службе
Признание и одобрение результатов
работы
Высокая степень ответственности
Возможность творческого и
делового роста |
- Теория «Z» У. Оучи. Теория «Z» утверждает,
что основою успеха в деятельности персонала
является его вера в общие цели. Ведущими
стимулами являются доверительные взаимоотношения
и взаимоподдержка, полная согласованность
действий.