Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:43, контрольная работа
Управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем. Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность. Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного Файолем.
1. Процессный подход в менеджменте
2. Системный подход в менеджменте
3. Ситуационный подход в менеджменте
4. Вклад И.Ансоффа в стратегический менеджмент
5. Список использованных источников
Контрольная работа по дисциплине
Экономика, менеджмент и маркетинг социальной работы
На тему:
« Генезис менеджмента»
Оглавление
1. Процессный подход в менеджменте
2. Системный подход в менеджменте
3. Ситуационный подход в менеджменте
4. Вклад И.Ансоффа в стратегический менеджмент
5. Список использованных
источников
1. Процессный подход в менеджменте
Управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем. Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность. Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного Файолем.
Обзор современной литературы позволяет собирательно представить управление как процесс планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбора персонала, представительства и ведения переговоров или заключения сделок.
Для проведения анализа
процессного подхода, представляется
необходимым объединить наиболее существенные
функции управления в небольшое
число категорий, которые в настоящее
время общепринято считать
Функции управления в процессном подходе имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Принятие решений и коммуникация играют роль связующих процессов при осуществлении планирования, организации, мотивации и контроля. И
Все остальные функции
можно отнести к
Рассмотрим четыре существенные функции управления с точки зрения процессного подхода :
Планирование
При планировании руководитель
вначале должен сформулировать цели
организации. Затем, поставив общие
задачи, он должен определить, какие
конкретные работы (задания) необходимо
выполнить сотрудникам
При планировании руководитель обязан всякий раз четко ответить на три основных вопроса:
Где мы находимся в настоящее время?
Куда мы хотим двигаться?
Как мы собираемся это делать?
Другими словами, планирование — это способ, с помощью которого руководитель пытается задать единое направление вектору усилий всех членов организации на достижение ее общих целей в определенный отрезок времени. При этом необходимо учитывать две существенные характеристики, присущие организационным структурам, а именно: горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Организация
По окончании процесса планирования руководитель должен организовать выполнение запланированных работ (заданий), поскольку без осуществления организационных мероприятий сами по себе планы в жизнь не воплотятся.
Руководитель должен распределить между структурными подразделениями работы (задания), а также в соответствии с планом довести до исполнителей порядок их выполнения и порядок взаимодействия подразделений (горизонтальное разделение труда).
Важным средством,
с помощью которого руководитель
осуществляет функцию организации
в процессе управления, является выдача
заданий подчиненным ему
Линейные руководители организуют выполнение поставленных задач в подразделениях.
Рядовые исполнители получают инструкции и необходимые орудия труда для выполнения конкретной работы (задания) в соответствии с принятым руководителем планом.
Контроль
Контроль — это каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Существуют три аспекта управленческого контроля:
Установление стандартов — точное определение конкретных промежуточных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный при планировании отрезок времени.
Измерение того, что было в действительности достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
Определение отклонений
от первоначального плана и
Каждая из названных
функций управления должна осуществляться
— либо самим руководителем
Если, возглавляя организационную
структуру, руководитель не утруждает
себя планированием текущей
Мотивация
С точки зрения процессного
подхода мотивация — это
Таким образом, можно сказать, что при процессном подходе акцентировалось внимание на том, что управление является, прежде всего, процессом, т. е. представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных функций. Сами по себе такие важные управленческие процедуры, как планирование, организация и контроль, не представляют особой трудности. В данных областях наработан конкретный практический опыт, существуют рекомендации и пособия по выполнению названных процедур. Заслуга в этом принадлежит школе научного управления, а также административному и количественному подходам. Тем не менее процесс управления в целом остается по-прежнему сложным и, как следствие, крайне неэффективен. Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в полной мере. Она не дает руководителю четкого и ясного алгоритма эффективного управления. Число основных функций, входящих в процесс управления, строго не определено. Отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Очевидно, причиной этому является все та же непредсказуемость человеческого поведения. Не случайно в современном процессном подходе появилась функция мотивации, которую в ряду остальных управленческих функций А.Файоль не рассматривал. Ее появление свидетельствует лишь о том, что на современном этапе осознана важность человеческого фактора при управлении. Однако ввиду отсутствия действенных научно обоснованных методов решения этой проблемы непосильный поиск путей ее решения возложен на менеджеров.
2. Системный подход в менеджменте
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая-система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.
Хотя
организации распадаются на
Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.
Открытая
система предполагает
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.
Все системы
имеют вход, трансформационный процесс
и выход. Они получают сырье,
энергию, информацию, другие ресурсы
и преобразуют их в товары
и услуги, прибыль, отходы и
т. п. Открытые системы имеют,
однако, некоторые специфические
черты. Одна из таких черт -
это признание
Принципиальное
значение для функционирования
организаций имеет обратная
Нужно учитывать
и то, что организации
Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы могущие изменить ее положение. Чтобы все элементы организации действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.