Генезис менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем. Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность. Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного Файолем.

Содержание работы

1. Процессный подход в менеджменте
2. Системный подход в менеджменте
3. Ситуационный подход в менеджменте
4. Вклад И.Ансоффа в стратегический менеджмент
5. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 628.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Экономика, менеджмент и маркетинг социальной работы

На тему:

« Генезис  менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Процессный подход  в менеджменте 

2. Системный подход  в менеджменте 

3. Ситуационный  подход в менеджменте 

4. Вклад И.Ансоффа в стратегический менеджмент

5. Список использованных  источников 

1. Процессный  подход в менеджменте

 

Управление как  универсальный процесс, состоящий  из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация  и контроль, было рассмотрено еще  Анри Файолем. Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность.  Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного Файолем.

Обзор современной  литературы позволяет собирательно представить управление как процесс планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбора персонала, представительства и ведения переговоров или заключения сделок.

Для проведения анализа  процессного подхода, представляется необходимым объединить наиболее существенные функции управления в небольшое  число категорий, которые в настоящее  время общепринято считать применимыми  ко всем организациям. С этих позиций  можно управление как процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации.

Функции управления в процессном подходе имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Принятие решений и коммуникация играют роль связующих процессов при осуществлении планирования, организации, мотивации и контроля. И

Все остальные функции  можно отнести к самостоятельной  управленческой деятельности.

Рассмотрим четыре существенные функции управления с  точки зрения процессного подхода :

 

Планирование

 

При планировании руководитель вначале должен сформулировать цели организации. Затем, поставив общие  задачи, он должен определить, какие  конкретные работы (задания) необходимо выполнить сотрудникам организации в определенный отрезок времени. Для того чтобы планы были реальными, а не иллюзорными, руководителю следует учесть наличие всех ресурсов как организации в целом, так и каждого подразделения в отдельности.

 

При планировании руководитель обязан всякий раз четко ответить на три основных вопроса:

 

Где мы находимся в настоящее время?

Куда мы хотим  двигаться?

Как мы собираемся это делать?

 

Другими словами, планирование — это способ, с помощью которого руководитель пытается задать единое направление вектору усилий всех членов организации на достижение ее общих целей в определенный отрезок  времени. При этом необходимо учитывать  две существенные характеристики, присущие организационным структурам, а именно: горизонтальное и вертикальное разделение труда.

 

Организация

 

По окончании  процесса планирования руководитель должен организовать выполнение запланированных  работ (заданий), поскольку без осуществления  организационных мероприятий сами по себе планы в жизнь не воплотятся.

Руководитель должен распределить между структурными подразделениями  работы (задания), а также в соответствии с планом довести до исполнителей порядок их выполнения и порядок  взаимодействия подразделений (горизонтальное разделение труда).

 

Важным средством, с помощью которого руководитель осуществляет функцию организации  в процессе управления, является выдача заданий подчиненным ему линейным руководителям и делегирование  им необходимых полномочий (вертикальное разделение труда).

 

Линейные руководители организуют выполнение поставленных задач  в подразделениях.

Рядовые исполнители  получают инструкции и необходимые  орудия труда для выполнения конкретной работы (задания) в соответствии с  принятым руководителем планом.

 

Контроль

 

Контроль — это  каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Существуют три аспекта управленческого  контроля:

Установление стандартов — точное определение конкретных промежуточных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный при  планировании отрезок времени.

 

Измерение того, что  было в действительности достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

 

Определение отклонений от первоначального плана и выявление  причин отклонений! в целях его  корректировки.

 

Каждая из названных  функций управления должна осуществляться — либо самим руководителем предприятия  или подразделения либо при помощи плановой службы, но под тщательным и постоянным контролем со стороны  руководителя. Фактически детальное  планирование и постоянный контроль — неотъемлемые составляющие полноценного труда любого руководителя.

Если, возглавляя организационную  структуру, руководитель не утруждает  себя планированием текущей оперативной  деятельности предприятия/подразделения, пускает на самотек решение организационных  вопросов и не уделяет достаточного внимания контролю, можно смело утверждать, что руководитель не управляет организацией. В этом случае практически не имеет  смысла ожидать ее эффективного функционирования.

 

Мотивация

С точки зрения процессного  подхода мотивация — это процесс  побуждения других к деятельности для  достижения целей организации. Руководителю следует определить круг потребностей своих работников и обеспечить для  них способ удовлетворить эти  потребности через хорошую работу. Иными словами, руководитель должен опять же самостоятельно изыскивать методы и средства мотивации подчиненных работников к производительному труду. В противном случае «даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла».

Таким образом, можно  сказать, что при процессном подходе акцентировалось внимание на том, что управление является, прежде всего, процессом, т. е. представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных функций.  Сами по себе такие важные управленческие процедуры, как планирование, организация и контроль, не представляют особой трудности. В данных областях наработан конкретный практический опыт, существуют рекомендации и пособия по выполнению названных процедур. Заслуга в этом принадлежит школе научного управления, а также административному и количественному подходам. Тем не менее процесс управления в целом остается по-прежнему сложным и, как следствие, крайне неэффективен. Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в полной мере. Она не дает руководителю четкого и ясного алгоритма эффективного управления. Число основных функций, входящих в процесс управления, строго не определено. Отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Очевидно, причиной этому является все та же непредсказуемость человеческого поведения. Не случайно в современном процессном подходе появилась функция мотивации, которую в ряду остальных управленческих функций А.Файоль не рассматривал. Ее появление свидетельствует лишь о том, что на современном этапе осознана важность человеческого фактора при управлении. Однако ввиду отсутствия действенных научно обоснованных методов решения этой проблемы непосильный поиск путей ее решения возложен на менеджеров.

 

2. Системный  подход в менеджменте

 

Всесторонний анализ внутреннего строения организации  обеспечивается с помощью системного подхода. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая-система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

     Хотя  организации распадаются на отдельные  части или составные элементы, они сами являются подсистемами  в рамках более крупной системы.  Существуют не только системы  и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей. поскольку систему следует рассматривать как их единство.

     Различают  системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

     Открытая  система предполагает динамическое  взаимодействие с окружающим  миром. Организации получают сырье  и людские ресурсы из внешней  среды. Они зависят от внешних  клиентов и заказчиков, потребляющих  их продукцию. Банки, активно  взаимодействующие с внешней  средой, открывают депозиты, обращают  их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль  для поддержание развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. На рис. 3.1 представлена промышленная организация как открытая система. На входе системы - поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство - все являются часть ю внешней среды.

     Разграничение  систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.                     

    Все системы  имеют вход, трансформационный процесс  и выход. Они получают сырье,  энергию, информацию, другие ресурсы  и преобразуют их в товары  и услуги, прибыль, отходы и  т. п. Открытые системы имеют,  однако, некоторые специфические  черты. Одна из таких черт - это признание взаимозависимости  между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет  систему от ее окружения. Изменения  во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 3.2. Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

 

     Принципиальное  значение для функционирования  организаций имеет обратная связь.  Открытые системы постоянно получают  информацию из внешней среды.  Это помогает приспособиться  и позволяет предпринимать корректировочные  действия по исправлению нежелательных  отклонений параметров системы.  Здесь под обратной связью  понимается процесс, позволяющий  получать приток в систему  информации или денег для модифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.

   Нужно учитывать  и то, что организации укомплектовываются  людьми. Очевидно, что при группировке  видов деятельности и распределении  полномочий внутри любой организационной  системы необходимо учитывать  недостатки и привычки людей.  Это не означает, что организация  должна создаваться применительно  к людям, а не на основе  целей и сопутствующих их достижению  видов деятельности. Однако весьма  важным для руководителя, зачастую  сдерживающим, фактором является  то, какие лица будут работать  в организации, какие роли они  будут выполнять (табл. 3.2).

 

 

 

      Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы могущие изменить ее положение. Чтобы все элементы организации действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.

Информация о работе Генезис менеджмента