Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью и государственной собственностю: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели данной работы необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и состав муниципальной и государственной собственности;
-изучить способы формирования муниципальной и государственной собственности;
-установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной и государственной собственность;
-рассмотреть особенности и проблемы в стратегическом управлении муниципальной и государтсвенной собственностью;
Введение ………………………………………………………………………….4
Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации………7
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности………………………7
1.2 Формирование муниципальной собственности………………………….11
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью………………………………………20
Глава 2. Теоретические основы управления государственной
собственностью…………………………………………………………………..24
2.1 Понятие государственной собственности………………………24
2.2. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом……………………………………………………………………....27
2.3. Повышение эффективности управления государственной собственностью…………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Муниципальная собственность
в российской федерации………7
1.1 Понятие и состав
муниципальной собственности………
1.2 Формирование муниципальной
собственности………………………….11
1.3 Основные задачи органов
местного самоуправления в
Глава 2. Теоретические основы управления государственной
собственностью…………………………………………
2.1 Понятие государственной собственности………………………24
2.2. Цели, задачи и принципы управления
государственным имуществом……………………………………………………
2.3. Повышение эффективности управления
государственной собственностью…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложение №1…………………………………………………………………47
Приложение №2…………………………………………………………………48
Введение
Право населения на местное
самоуправление, т.е. право низовых
территориальных коллективов
Однако самостоятельность местного самоуправления
немыслима без его финансово-экономической
основы, включающей муниципальную собственность.
В соответствие с Конституцией РФ и Законом
об общих принципах организации местного
самоуправления, муниципальное образование
самостоятельно осуществляет все правомочия
собственника в отношении, принадлежащего
ему имущества. Но при реализации этих
правомочий возникает множество проблем,
связанных как с несовершенством действующего
законодательства, так и с трудностями
перехода от командно-административной
к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной собственностью
в современной России одна из самых актуальных.
Во-первых, ещё несколько лет назад такой
формы собственности на территории Российской
Федерации не было.
Процесс её становления продолжается
и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности
властных структур обусловлена жизнеспособной
структурой местного самоуправления:
"ведь почти все государственные решения,
касающиеся интересов граждан, так или
иначе проходят через местные органы,
реализуются в жизнедеятельности местных
сообществ"2. Люди ощущают результаты государственной
политики и оценивают её сквозь призму
удовлетворения своих жизненных нужд
и интересов. Местное самоуправление один
из самых мощных факторов реализации потенциала
человека и включения его в общественные
процессы, которые необходимы в любом
демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием к использованию
муниципальной собственности при таком
подходе является максимально сбалансированное
сочетание принципов экономической эффективности
и социальной ответственности органов
местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального
образования невозможно без грамотного
и эффективного управления муниципальной
собственностью. Особенную актуальность
данная тема приобретает в современных
условиях, когда количество муниципальной
собственности сокращается, и во многих
случаях ситуация в муниципальных образованиях
определяется тем, насколько правильно
производится управление оставшимися
объектами муниципальной собственности.
В связи с этим целью работы является изучение
деятельности органов местного самоуправления
по управлению муниципальной собственностью
и государственной собственностю: их компетенция,
практика управления и эффективность
деятельности. Для достижения цели данной
работы необходимо решение следующих
задач:
-рассмотреть понятие и состав муниципальной
и государственной собственности;
-изучить способы формирования муниципальной
и государственной собственности;
-установить полномочия органов и должностных
лиц местного самоуправления в сфере управления
муниципальной и государственной собственность;
-рассмотреть особенности и проблемы в
стратегическом управлении муниципальной
и государтсвенной собственностью;
на основе выводов дать конкретные предложения
по развитию системы стратегического
управления муниципальной и государственной
собственности.
Предметом данной работы являются управленческие
отношения по поводу муниципальной и государственной
собственности в России.
Объект исследования - система
управления муниципальной собственностью.
При выполнении работы использовались
общенаучные методы - аналогия, сравнение,
описание, и анализ документов (законов,
других нормативных правовых актов).
Для более качественного
изучения вопроса управления муниципальной
и государственной собственностью в рамках
моей курсовой работы необходимо больше
публикаций, посвящённых именно стратегическому
управлению государственной и муниципальной
собственностью. Большинство авторов
заостряют своё внимание на процессе формирования
государственной и муниципальной собственности,
процессах приватизации и прочее.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных
источников и литературы и приложений.
Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации
1.1 Понятие и
состав муниципальной
Муниципальная собственность,
начавшая с недавнего времени
формироваться в муниципальных
образованиях России, еще не приобрела
законченной формы, сам процесс
ее формирования находится в постоянном
движении и совершенствовании. Муниципальная
собственность, являясь формой публичной
собственности, выступает средством социальной
защиты населения муниципального образования,
она позволяет обеспечить определенные
социальные потребности людей и способствовать
достойному существованию отдельным,
слабо защищенным слоям населения. А это
один из самых важных аргументов в пользу
необходимости формирования муниципальной
собственности. Прежде чем непосредственно
обратиться к способам формирования муниципальной
собственности, рассмотрим общепринятые
в юридической теории основания и способы
приобретения права собственности. Как
и всякое правоотношение, правоотношения
собственности возникают на основании
определенных юридических фактов, которые
обычно рассматриваются в качестве оснований
возникновения права собственности.
Статья 218 Гражданского Кодекса Российской
Федерации посвящена основаниям приобретения
права собственности, однако она не содержит
исчерпывающего перечня оснований и полной
их классификации.
Основания приобретения права собственности
классифицируются на общегражданские
и специальные способы возникновения
права собственности.
По мнению Е.А. Суханова, различие первоначальных
и производных способов приобретения
права собственности делает возможным
различие понятий "основания возникновения
права собственности" (т.е. титулов собственности,
или правопорождающих юридических фактов)
и "способы приобретения права собственности"
(т.е. правоотношений, возникающих на основе
соответствующих юридических фактов3). Таким образом, различие первоначальных
и производных способов приобретения
права собственности сводится, по его
мнению, к отсутствию или наличию правопреемства,
то есть преемства прав и обязанностей
владельцев вещи. Г.И. Черкасов в своей
книге "Общая теория собственности"
отмечает, что "там, где нет отношений
между людьми, не существует и собственности".
Любое общество располагает некоторой
совокупностью материальных благ, которые
в рамках отдельного государства формируют
его национальное богатство, которое используется
для удовлетворения потребностей и интересов
субъектов общества (граждан и различных
общественных институтов), путем его присвоения.
Присвоение в своем историческом развитии
проходит различные формы, приобретая
наиболее развитую - форму собственности.
Процесс этого развития закрепляется
в системе юридических норм, которые в
настоящее время рассматривают право
собственности в триединстве владения,
распоряжения и пользования. Желание присваивать
и обладать, всегда было присуще человеку
по своей природе. Поэтому вполне логично
будет заявить, что с древнейших времен
преступления против собственности составляли
немалую часть всех преступных деяний,
совершаемых людьми. Право собственности,
являясь гражданско-правовой категорией,
урегулировано в гражданском законодательстве.
Оно составляет основную юридическую
предпосылку и результат нормального
имущественного оборота. С учетом вышеизложенных
точек зрения в определении категории
"собственность" обратимся к анализу
сущности понятия "муниципальная собственность".
В соответствии со статьей 8 Конституции
Российской Федерации в Российской Федерации
признается и защищается наряду с другими
формами собственности муниципальная
собственность. Статьей 132 Конституции
России установлено право органов местного
самоуправления самостоятельно управлять
муниципальной собственностью. Согласно
статье 215 Гражданского Кодекса Российской
Федерации: "имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным
образованиям, является муниципальной
собственностью". Г.Н. Чеботарев определяет
"право муниципальной собственности
в объективном смысле как институт отрасли
муниципального права, охватывающий систему
норм права, регулирующих отношения присвоения
имущества муниципальному образованию
и отчужденности от этого имущества всех
других лиц". Право муниципальной собственности,
по его же мнению, в субъективном смысле
обозначает "юридически обеспеченное
господство муниципального образования
над имуществом, которое выражается во
владении, пользовании, распоряжении им
и устранении всех иных лиц от вмешательства
в такое господство"4.
Наличие муниципальной собственности
- одно из важных условий успешного существования
муниципального образования.
Муниципальная собственность наряду с
имуществом, находящимся в государственной
собственности и переданным в управление
органам местного самоуправления, составляет
экономическую основу местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии со статьёй
61 Федерального закона от 06 октября 2003г.
№131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации", (далее - Федеральный закон),
отсутствие муниципальной собственности
на территории муниципального образования
не является основанием для упразднения
или преобразования муниципального образования
либо отказа в образовании нового муниципального
образования. В качестве субъектов муниципальной
собственности выступают городские и
сельские поселения, другие муниципальные
образования, т.е. население, проживающее
на территории данных поселений и образований,
наделенное правом на местное самоуправление
и осуществляющее функции публичной власти
через систему избираемых ими органов
местного самоуправления.
Круг объектов права муниципальной собственности
законодательно ограничен. К муниципальной
собственности не могут быть отнесены
объекты, изъятые из оборота или ограниченные
в обороте, например, боевое оружие. Федеральный
закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав
муниципальной собственности входят:
средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, муниципальные
земли и другие природные ресурсы,
муниципальные предприятия и организации,
муниципальные банки и другие финансово-кредитные
организации, муниципальные жилищный
фонд и нежилые помещения, муниципальные
учреждения образования, здравоохранения,
культуры и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.
Статья 9 Конституции России
выделяет в числе возможных объектов
муниципальной собственности
1.2 Формирование муниципальной собственности
С учетом особой роли муниципальной
собственности в
27 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР
принял Постановление № 3020-1 "О разграничении
государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность"6. (Далее - Постановление Верховного
Совета РСФСР). Это постановление было
одним из наиболее существенных документов
на этапе становления права муниципальной
собственности. Постановление разграничило
государственную собственность на три
самостоятельных вида:
-объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности;
-объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
-объекты, относящиеся к муниципальной собственности.
В приложении №3 к этому Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов. Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд (здания и строения).
Надо сказать, что на сегодняшний
день судебная практика по-разному
решает вопрос о применении в настоящее
время, названного выше Постановления
Верховного Совета РСФСР. Верховный Суд
РФ указал, что "утвержденный данным
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации порядок передачи имущества
из федеральной собственности в собственность
субъектов Российской Федерации в настоящее
время применению не подлежит", и передаваемые
объекты, и процедура передачи полностью
регулируются Федеральным законом от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон №122-ФЗ)7. Но Арбитражные апелляционные
суды пришли к выводу, что Постановление
Верховного Совета РФ продолжает действовать,
Федеральный закон № 122-ФЗ не отменил обязанности,
вытекавшие из этого Постановления, и
они должны реализовываться наряду с обязанностями
по передаче имущества, установленными
Федеральным законом № 122-ФЗ.
В связи с этим Верховный Суд РФ признал,
что субъект РФ не может в одностороннем
порядке присвоить имущество, которое
должно было быть передано ему по Постановлению
Верховного Совета РСФСР, но не было передано,
теперь необходимо руководствоваться
критериями передачи имущества, установленными
Федеральным законом № 122-ФЗ.
Но Арбитражный суд признал, что муниципальное
образование должно принять, причем даже
на основании одностороннего акта федерального
органа по управлению имуществом, федеральное
имущество, которое в силу этого Постановления
(приложение №3), подлежало передаче в
муниципальную собственность, и этого
не было сделано вовремя.
Получается, что если муниципальные образования
со ссылкой на Постановление Верховного
Совета РСФСР в одностороннем порядке
объявят какое-либо имущество из указанного
в приложении № 3 своей собственностью
(в порядке п.8 Постановления), то суды общей
юрисдикции, скорее всего, признают это
незаконным. Если же Российская Федерация
или субъект Российской Федерации передадут
муниципальному образованию в одностороннем
порядке (даже без их инициативы и без
согласования с ними) какой-либо объект
из числа названных, то арбитражные суды
признают это законным.8 Однако процедура передачи
части государственного имущества в муниципальную
собственность в данном Постановлении
отсутствовала. Порядки передачи объектов
государственной собственности в муниципальную,
были прописаны в: Указе Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О
гарантиях местного самоуправления в
Российской Федерации" Распоряжение
Госкомимущества от 5 февраля 1993 г. № 217-р
"Об упорядочении процесса учета и разграничения
прав собственности на нежилые помещения"
(с изменениями и дополнениями от 17 мая
1993 г). Согласно этим документам органам
местного самоуправления было предоставлено
право самостоятельного утверждения перечня
объектов (имущества), составляющих муниципальную
собственность, руководствуясь Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года.
Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993г. закрепила право на муниципальную
собственность.9 В Законе №154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" от 1995г было
определенно, что муниципальные образования
могут иметь в собственности любые виды
имущества как коммерческого, так и социального
назначения.
В настоящее время в Российской федерации
перечень объектов муниципальной собственности
устанавливает статья 50 Федерального
закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон №131-ФЗ), которая закрепила радикальное
исходное правило - принцип целевого назначения
имущества. Теперь в муниципальной собственности
может находиться имущество, предназначенное
для решения публичных задач, стоящих
перед местным самоуправлением. Можно
сказать, имущество следует за полномочиями.
Политика государства в отношении муниципальной
собственности соответствует определенной
Президентом и Правительством Российской
Федерации стратегии в управлении имуществом,
направленной на оптимизацию объема государственной
и муниципальной собственности с тем,
чтобы в конечном итоге у всех уровней
публичной власти осталось только то -
имущество, которое необходимо для исполнения
их властных полномочий. Формирование
муниципальной собственности муниципальных
образований, сформированных на основе
Федерального закона 131-ФЗ, связано с перераспределением
и разграничением государственног
1) перераспределение имущества между
РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
2) разграничение имущества прежних муниципальных
образований между новыми муниципальными
образованиями разных типов - муниципальными
районами, городскими и сельскими поселениями,
городскими округами.
Правовую базу разграничения образуют:
1) Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ (ст.50, 85);
2) Федеральный закон "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (ч.11 и 11.1 ст.154),
(Далее - Федеральный закон №122-ФЗ);
3) Постановление Правительства РФ от 13
июня 2006 г. № 374 "О перечнях документов,
необходимых для принятия решения о передаче
имущества из федеральной собственности
в собственность субъекта Российской
Федерации или муниципальную собственность,
из собственности субъекта Российской
Федерации в федеральную собственность
или муниципальную собственность, из муниципальной
собственности в федеральную собственность
или собственность субъекта Российской
Федерации"10, и другие нормативно-правовые
акты.
Указанные акты регулируют общий порядок
передачи имущества.
В отношении отдельных видов имущества
- земель, лесов, водных объектов, объектов
культурного наследия - установлены особые
процедуры передачи.
В плане разграничения недвижимого имущества
можно выделить два правовых режима:
1) обязательная передача имущества от
одного органа публичной власти другому;
2) факультативная (по согласованию) передача
имущества от одного органа публичной
власти другому.
С имуществом, которое не предназначено
для решения задач того или иного уровня
публичной власти, все более или менее
понятно - оно подлежит передаче другому
уровню публичной власти, в компетенцию
которого входит решение задач по профилю
имущества, либо, если оно не входит в сферу
интересов других публичных субъектов,
перепрофилированию или отчуждению.
Но есть иные случаи: одно и, то, же имущество
по своему целевому назначению отвечает
публичным задачам, стоящим и перед органами
местного самоуправления (в т. ч. органами
различных типов муниципальных образований),
и перед органами государственной власти
РФ, и перед органами государственной
власти субъектов РФ.
Причем следует обратить внимание, что
по смыслу закона обязательность передачи
включает, как обязанность одной стороны
передать имущество, не отвечающее ее
публичным задачам, так и обязанность
другой стороны принять имущество, если
оно соответствует ее публичным функциям!
В данном случае ни та, ни другая сторона
не имеют выбора - они имеют право на волеизъявление,
но содержание этого волеизъявления полностью
продиктовано законом. Закон исходит из
приоритета сохранения имущества в одной
из публичных форм собственности перед
приватизацией этого имущества. Более
того, закон исходит даже из приоритета
передачи имущества тому публичному субъекту,
в компетенцию которого входит решение
задач по профилю имущества, перед перепрофилированием
имущества.
Таким образом, муниципальные образования
имеют право требовать передачи и в то
же время не могут отказываться от передаваемого
им федерального или регионального имущества
в следующих двух ситуациях:
1) если такое имущество может находиться
исключительно в собственности этого
муниципального образования - т.е. не может
находиться в собственности РФ или субъекта
РФ (и может находиться в собственности
муниципального образования;
2) если имущество может
находиться в федеральной или
региональной собственности,
Аналогично и Российская
Федерация, и субъекты Российской Федерации
имеют право требовать
Федеральный закон от 18.10.2007г №.230-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий" установил
также, что в муниципальной собственности
может находиться имущество, предназначенное
для осуществления отдельных полномочий
органов местного самоуправления. Речь
идет о передаче на основе соглашений,
части полномочий, органов местного самоуправления
поселений, органам местного самоуправления
муниципальных районов.11 В то же время специальный федеральный
закон, устанавливающий особенности возникновения,
осуществления и прекращения права муниципальной
собственности, а также порядок учета
муниципального имущества, не принят,
хотя необходимость его принятия закреплена
в ч.6 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ.
Интересно отметить, что органы местного
самоуправления ряда муниципальных образований
считают, что нет необходимости устанавливать
дополнительные виды имущества, которые
могут находиться в муниципальной собственности,
а важно эффективно использовать уже находящееся
в муниципальной собственности имущество.
Это - Ребрихинский район Алтайского края,
Светлогорский городской округ Калининградской
области, Совет муниципальных образований
Смоленской области и другие. Очевидно,
что муниципальная собственность должна
служить интересам комплексного социально-экономического
развития муниципального образования,
получения налоговых доходов местного
бюджета, роста экономического потенциала
территории. В связи с этим полагаем, что
перечень муниципального имущества, возможно,
привести в большее соответствие с вопросами
местного значения, основываясь при этом
на принципе его эффективного использования.
Вместе с тем, в пределах установленного
перечня муниципального имущества органы
местного самоуправления вправе самостоятельно
решать, какие объекты муниципальной собственности
необходимы им для решения соответствующих
вопросов местного значения. Таким образом,
важное значение, для формирования муниципальной
собственности имеет процесс разграничения
объектов собственности между уровнями
публичной власти, а также между муниципальными
образованиями. В настоящее время основными
проблемами, возникающими в сфере формирования
и управления муниципальной собственностью,
являются как недостаточное правовое
регулирование имущественных отношений
в указанной сфере, так и неэффективное
управление муниципальным имуществом.
Органам местного самоуправления необходимо
активно применять новые рыночные механизмы
для эффективного использования муниципального
имущества, привлекать частный бизнес
для предоставления социально-бытовых
услуг населению, используя в этих целях,
в частности, концессионные соглашения.
Постоянные изменения, вносимые в федеральное
законодательство, не позволили муниципалитетам
в соответствии с решаемыми ими вопросами
местного значения своевременно провести
инвентаризацию и составить перечни передаваемого
в собственность Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации имущества.
Процесс передачи имущества в собственность
поселений и муниципальных районов значительно
замедлило и затруднило несвоевременное
и неполное законодательное регулирование
порядка безвозмездного перераспределения
имущества между муниципальными образованиями.
Информация о работе Государственная и муниципальная собственность в РФ