Государственная и муниципальная собственность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью и государственной собственностю: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели данной работы необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и состав муниципальной и государственной собственности;
-изучить способы формирования муниципальной и государственной собственности;
-установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной и государственной собственность;
-рассмотреть особенности и проблемы в стратегическом управлении муниципальной и государтсвенной собственностью;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4

Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации………7
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности………………………7
1.2 Формирование муниципальной собственности………………………….11
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью………………………………………20
Глава 2. Теоретические основы управления государственной
собственностью…………………………………………………………………..24

2.1 Понятие государственной собственности………………………24

2.2. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом……………………………………………………………………....27
2.3. Повышение эффективности управления государственной собственностью…………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43

Список используемой литературы……………………………………………..45

Файлы: 1 файл

kursovaya_2.docx

— 100.54 Кб (Скачать файл)

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта  управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих  по управлению государственным имуществом. 
Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих и соблюсти такой принцип управления как обеспечение профессионализма управления. 
Т.е. принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно ко всем объектам управления, особенно к таким как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость и определяются в следующей логической последовательности: 

-  оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы); 

- постановка целей и задач управления; 
-  контроль эффективности управления. 
Стратегическое управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами. 
Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. 
При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

 

Причины управления государственной  собственностью включают: 

-Целеполагание.  Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями; 
-научность управления;

-ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;

-комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур; 
-постоянное совершенствование управления;

-профессионализм управления;

-эффективность управления.

Способы управления государственной  собственностью: 
а) на базе объектов управления:

- посредством имеющегося законодательства;

- через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

- через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации; 
б) по управленческим действиям:

- учетно-регистрационная деятельность государства;

-  порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

-  управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

-  решения о приватизации и национализации;

-  порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); 
в) в зависимости от временной направленности:

-  оперативное, или текущее, управление; 
-   перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

В процессе управления государственной  собственностью осуществляется пять главных  функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты). 
Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей. 
Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне. 
Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач. 
Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям. 
Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 
Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную  и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит  системе федеральных органов  исполнительной власти, в которую  входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство  специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов  исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной  собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности. 
Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности  – одна из самых важных в любой  стране.

В одних странах эти  преобразования носит устойчивый системный  характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических  реформ.

Приватизация, как процедура  перераспределения собственности, должна служить решением следующих  задач: 
 
-  повысить эффективность использования активов;

-  усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной; 
- расширить доступ предприятия к капиталам;

- обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

- сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;     

-   увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;

-  обеспечить более справедливое распределение прибыли. 
В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть: 

-   преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;

-  продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;

-  продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;

-  возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение  между государственной и частной  собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на осуждения имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.  
 
Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены могут быть: 
 
-   акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам; 
 
-  незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц. 
Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

 
   




        Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала  теория и практика оценок стоимости  имущества. Понятно, что оценка имущества  и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного  вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

           С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др. 

 
   




 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Повышение эффективности управления государственной собственностью 
Повышение эффективности управления государственной собственностью  предполагает:

- получение дополнительных  доходов в федеральный бюджет  от управления активами и их  приватизации;

-     активизацию инвестиционного процесса;

-     оптимизацию структуры государственной собственности;

- привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства. 
В настоящее время сохраняется значительный потенциал для оптимизации структуры государственных активов. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно. 
Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим: 

Информация о работе Государственная и муниципальная собственность в РФ