Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью и государственной собственностю: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели данной работы необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть понятие и состав муниципальной и государственной собственности;
-изучить способы формирования муниципальной и государственной собственности;
-установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной и государственной собственность;
-рассмотреть особенности и проблемы в стратегическом управлении муниципальной и государтсвенной собственностью;
Введение ………………………………………………………………………….4
Глава 1. Муниципальная собственность в российской федерации………7
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности………………………7
1.2 Формирование муниципальной собственности………………………….11
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью………………………………………20
Глава 2. Теоретические основы управления государственной
собственностью…………………………………………………………………..24
2.1 Понятие государственной собственности………………………24
2.2. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом……………………………………………………………………....27
2.3. Повышение эффективности управления государственной собственностью…………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
1.3 Основные задачи
органов местного
В настоящее время в
Российской Федерации проводится реформа
местного самоуправления, основы которой
заложены в положениях федерального
закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об
общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации". Ее инициаторы
убеждены, что результатом преобразований
станут создание стройной единой структуры
местного самоуправления и четкое разграничение
властных полномочий между муниципальными
образованиями. Важным компонентом реформы
является формирование ясной системы
муниципальной собственности, так как
эффективность местного самоуправления
зависит от его обеспеченности материально
- финансовыми ресурсами. Муниципальные
образования должны обладать необходимыми
средствами для выполнения своих задач,
а также иметь право самостоятельного
владения, управления и распоряжения ими.
Предпосылками реформы стала необходимость
упорядочить "правила игры" на муниципальном
уровне. Можно заметить, что до недавнего
времени в Российской Федерации существовала
разнородная структура муниципальных
органов. Помимо этого, реформа должна
создать прочную финансовую базу для осуществления
муниципалитетами возложенных на них
функций, в том числе путем более четкого
разграничения собственности между муниципальными
органами и органами государственной
власти.
Основополагающими элементами, которые
затрагивает реформа, являются следующие
отношения: административно-
Созданная в настоящее время двухуровневая
система управления - это городские и сельские
поселения (1 уровень) и муниципальные
районы (2 уровень), а также городские округа
(городской округ сочетает в себе функции
как поселения, так и района). Ранее субъекты
РФ, самостоятельно определяли структуры
местного самоуправления в границах своей
территории, это приводило к смещению
полномочий и неопределенности.
После введения единой территориальной
системы местного самоуправления подлежат
разграничению и властные полномочия,
а также необходимая для их осуществления
собственность. Управление муниципальной
собственностью представляет собой деятельность
органов и должностных лиц местного самоуправления
по владению, пользованию и распоряжению
объектами муниципальной собственности
в целях максимального обеспечения социально
значимыми услугами населения муниципального
образования и осуществляемая в форме
принятия нормативно-правовых актов, организации
их осуществления и контроля над их исполнением.12
Полномочие владения - это юридически
обеспеченная возможность хозяйственного
господства собственника над вещью.
Полномочие пользования - это юридически
обеспеченная возможность извлечения
из вещи полезных свойств, в процессе ее
потребления. Полномочие пользования
обычно опирается на полномочие владения.
Полномочие распоряжения - это юридически
обеспеченная возможность определить
судьбу вещи путем совершения юридических
актов по отношению этой вещи.13 Деятельность органов местного
самоуправления осуществляется по следующему
принципу: законодатель определяет перечень
того, чем органы местного самоуправления
могут заниматься. Другие вопросы, не определенные
в законе, относятся к сфере деятельности
других органов власти, не местного самоуправления.
Этот принцип соответствует поговорке:
"запрещено все, что не разрешено".
Еще этот принцип называют иногда принципом
наделения компетенцией "сверху".
Если "верхи" получают много власти,
а "низы" - ничего, то может получиться
"крепостной строй". Если же "низам"
отдано право самим решать свои проблемы,
то говорят о демократическом государстве.
Главный недостаток этого способа тот,
что при смене законодателей, есть опасность
в ограничении компетенции органов местного
самоуправления, в ущемлении их свободы.
Конституция РФ запрещает субъектам федерации,
другим органам ограничивать права местного
самоуправления, установленные Конституцией
(статья 133). На практике реализация конституционных
предписаний встречается с трудностями.
Одна из причин - принципиальное различие
новой конституционной концепции местного
самоуправления и сложившегося за долгие
годы стереотипа управления на местах
как централизованного управления “сверху".
Муниципальная собственность не является
разновидностью государственной собственности.
Статья 12 Конституции РФ определяет, что
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти.
Статья 130 п.1 Конституции гласит, что местное
самоуправление обеспечивает владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. В законах о местном самоуправлении
большинства субъектов РФ относительно
управления и распоряжения собственностью
муниципального образования воспроизводятся
нормы федерального закона. Статьи 48 и
125 Гражданского кодекса РФ установили,
что органы местного самоуправления являются
юридическими лицами и действуют от своего
имени самостоятельно. Приобретение, осуществление
имущественных и личных неимущественных
прав и обязанностей от имени муниципальных
образований возлагается только на органы
местного самоуправления. Для населения
таких прав и обязанностей не предусмотрено
ни в Конституции Российской Федерации
ни в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Но при этом собственником остается все
население муниципального образования.
Управление муниципальной собственностью
должно учитывать как социальные, так
инвестиционные цели. Реализовать эти
цели возможно, если:
будет создана эффективная систем учета
муниципального имущества;
будут разработаны критерии эффективного
использования муниципальной собственности;
созданы условия для инвестиционной привлекательности
муниципального имущества;
будет разработана эффективная система
аудита и контроля сохранности и целевого
назначения муниципального имущества.
Одной из самых сложных задач является
разработка критериев эффективного использования
собственности. Это связано с тем, что
в силу разных причин до сих пор сохраняются
монополия муниципальных предприятий
в отдельных отраслях; административные
барьеры, препятствующие развитию в отраслях
городского хозяйства частного бизнеса.
Очевидно, что необходима
коренная реформа, так как:
-отсутствует координация между органами
государственной власти и органами местного
самоуправления. В этих условиях властные
структуры местных сообществ нередко
дестабилизируют ситуацию в peгионах;
-местные самоуправления беспомощны, большинство
муниципальных образований "сидят"
на дотациях, между ними нет реальных связей
и взаимопомощи;
-потерян контроль государства за деятельностью
местных сообществ на региональном уровне;
-муниципальные образования отдельных
территорий практически неуправляемы
(с учетом значительных расстояний на
востоке страны).
Глава 2. Теоретические основы управления государственной собственностью.
2.1. Понятие государственной
собственности.
Государственной собственностью в РФ
является имущество, принадлежащее на
праве собственности РФ (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве собственности
субъектам РФ – республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам (собственность
субъекта РФ).Земля и другие природные
ресурсы, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, являются государственной
собственностью. Имущество, находящееся
в государственной собственности, закрепляется
за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование
и распоряжение в соответствии с ГК РФ
ст. 294, 296.Средства соответствующего бюджета
и иное государственное имущество, не
закрепленное за государственными предприятиями
и учреждениями, составляют государственную
казну РФ, казну республики в составе РФ,
казну края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа. Отнесение государственного имущества
к федеральной собственности и к собственности
субъектов РФ осуществляется в порядке,
установленном законом.
Объекты, составляющие основу
национального богатства
- ресурсы континентального шельфа, территориальных
вод и морской экономической зоны Российской
Федерации;
- охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
- объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объекты, необходимые для
обеспечения функционирования федеральных
органов власти и управления и
решения общероссийских задач:
- государственная казна Российской Федерации
(средства республиканского бюджета Российской
Федерации, Пенсионного фонда Российской
Федерации, фонда социального страхования
и других государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, Центрального
банка Российской Федерации; золотой запас,
алмазный и валютный фонды).
- имущество вооруженных сил, железнодорожных,
пограничных и внутренних войск, органов
безопасности, органов внутренних дел
Российской Федерации и других учреждений,
финансирование которых осуществляется
из республиканского бюджета Российской
Федерации, а также расположенных на территории
Российской Федерации учреждений, финансировавшихся
из государственного бюджета СССР;
- высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров;
- предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
- предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;
- предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;
- государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;- предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации;14
Объекты оборонного производства:
- все предприятия, производящие
системы и элементы вооружения, взрывчатые
и отравляющие вещества, расщепляющиеся
и радиоактивные материалы, ракетные носители,
космические и летательные аппараты, военное
снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие
обслуживание, запуск и сопровождение
космических аппаратов, осуществляющие
НИР и ОКР в указанных областях - независимо
от доли военных заказов;
- защищенные рабочие помещения запасных
пунктов управления всех органов государственной
власти и управления, а также объекты связи
и инженерной инфраструктуры, предназначенные
для использования в особый период;
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства России в целом и
развитие других отраслей народного хозяйства:
- предприятия добывающей промышленности,
за исключением добычи местного сырья
(определяемого в соответствии с законодательством
Российской Федерации);
- предприятия топливно-энергетического комплекса;
- предприятия и объекты электроэнергетики;
- предприятия и объекты отраслей
железнодорожного, воздушного и трубопроводного
транспорта, речного и морского флота,
предприятия газификации;
- государственные племенные и конные заводы
и совхозы, селекционно-гибридные центры,
государственные семенные инспекции и
лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных
культур, сортоиспытательные станции
и участки, предприятия и хозяйства по
производству ценных и анадромных видов
рыб,серпентарии.
2.2. Цели, задачи и
принципы управления государственным
имуществом.
В сложившейся социально-
Усиление роли государства в регулировании
экономики не следует понимать как политику
наращивания массы объектов государственной
собственности в экономическом пространстве
страны. В настоящий момент ощущается
объективная потребность в создании стройной,
экономически и логически выверенной
системы критериев, в соответствии с которыми
те или иные объекты выбираются для осуществления
государственного управления на базе
жесткого, детально регламентированного
механизма управления и контроля за государственной
собственностью.
Государство в силу многообразия
объектов управления, их специфики, невозможности
оперативной обработки
Способ достижения цели определяется
в рамках установленной (как правило, конкурсной)
процедуры назначения управляющего и
утверждается уполномоченным государственным
органом.
Ответственность за осуществление
утвержденного способа
Государственная политика преследует
следующие цели:
1. Увеличение доходов федерального бюджета
на основе эффективного управления государственной
собственностью;
2. Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро - и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
4. Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
5.Повышение
Для реализации указанных
целей федеральным органам
-Полной инвентаризации объектов государственной
собственности, разработки и реализации
системы учета этих объектов и оформление
прав на них;
- Повышения эффективности управления
государственным имуществом с использованием
всех современных методов и финансовых
инструментов, детальной правовой регламентации
процессов управления;
-Классификации объектов государственной
собственности по признакам, определяющим
специфику управления;
-Оптимизации количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
-Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
-Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
-Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
-Обеспечения поступления дополнительных
доходов в федеральный бюджет путем создания
новых возобновляемых источников платежей
и более эффективного использования имеющегося
имущества.
Таким образом, задачи реализации данной
концепции управления федеральной собственности
являются приоритетными для всех федеральных
органов исполнительной власти. Также
устанавливаются меры ответственности
федеральных органов исполнительной власти,
за реализацию предоставленных им полномочий
по управлению и распоряжению государственным
имуществом.
Применительно к каждому
объекту управления (группе объектов)
государством должна быть определена
и зафиксирована цель, которую
оно преследует и достижению которой
служит объект, при этом должны соблюдаться
основные принципы управления государственным
имуществом.
Важнейшим принципом является использование
системы управления как неразрывного
единства таких элементов, как: обеспечение
обязательного порядка определения способа
достижения цели, регламентация порядка
принятия управленческих решений государственными
органами, порядка выбора управляющих,
мотивации управляющих, контроль за объектами
управления и деятельностью управляющих,
предоставление отчетности государственными
органами и управляющими, принятие управленческих
решений на основании анализа результатов
контроля и отчетности, ответственность
за результаты управления, постоянное
поступление, обработка и анализ информации
о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления
и порядок взаимодействия государственных
органов должны быть детально регламентированы
соответствующими правовыми актами.
Информация о работе Государственная и муниципальная собственность в РФ