Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..2
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики …..2
2. Формирование государственной инновационной политики ……………3
3. Государственная поддержка инновационной деятельности ……............5
4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития ………………………………………………………………………………….7
5. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем ………………10
6. Инструменты государственной инновационной политики …………….15
7. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ………………………………………………………………………………20
8. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем ………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Используемая литература …………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 Общий объем инвестиций  в строительство составляет 15 млрд  рублей, в том числе 1,5 млрд  рублей выделяется из бюджета  Нижегородской области, 1,6 млрд - из  федерального бюджета. Еще 11,9 млрд рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.

 

6.4 Наукограды.

 

Термин наукоград был  введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

 Первым наукоградом  Российской Федерации стал город  Обнинск Калужской области - в  2000 году. До 2004 года статус наукограда  присваивался Указом Президента  Российской Федерации сроком  на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

 

 В 2004 году статус  наукограда Российской Федерации  не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса  заметно упростилась. Он стал  присваиваться постановлением Правительства  Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований - наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.

 

6.5 Особые экономические  зоны (ОЭЗ)

 

Федеральным законом  от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические  зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции и развития транспортной инфраструктуры.

 

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

· промышленно-производственные особые экономические зоны;

· технико-внедренческие  особые экономические зоны.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются  на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

 Для государственного  регулирования деятельности ОЭЗ  создана специальное агентство.  Федеральное агентство по управлению  особыми экономическими зонами  является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Федеральное агентство  по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

7.1 Федеральная  целевая программа "Исследования  и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»

25 октября 2006 года пресс-служба  кабинета министров сообщила, что  Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» утверждена

Основные разработчики Программы:Министерство образования  и науки Российской Федерации, Федеральное  агентство по науке и инновациям.

Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

- обеспечение ускоренного  развития научно-технологического  потенциала по приоритетным направлениям  развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- обеспечение притока  молодых специалистов в сферу  исследований и разработок, развитие  ведущих научных школ;

 

- развитие исследовательской  деятельности в высших учебных  заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

- развитие научной  приборной базы конкурентоспособных  научных организаций, ведущих  фундаментальные и прикладные  исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

- дополнительное производство  новой и усовершенствованной  высокотехнологичной продукции  в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий

- дополнительный экспорт  высокотехнологичной продукции  в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение  внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

- дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

- разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерциализации;

- внедрение 8 - 10 передовых  коммерческих технологий;

- внедрение 5 - 8 критических  технологий, по которым Российская  Федерация имеет мировой приоритет;

- создание 6 - 12 новых организаций,  обладающих приборной научной  базой мирового уровня;

- создание новых рабочих  мест для высококвалифицированных  работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

- привлечение к выполнению  исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

 

Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

 

I этап - 2007 - 2009 годы;

 

II этап - 2010 - 2012 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание основы для  качественного изменения структуры  российской экономики и ее  перехода к модели устойчивого  инновационного развития;

- формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

- реализация отдельных  "прорывных" направлений технологического  развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного  эффекта от реализации Программы;

- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

- обеспечение значимого  вклада в создание эффективной  инновационной системы; содействие  формированию конкурентоспособного  сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

- обеспечение стимулирующих  факторов для развития эффективных  научных коллективов; повышение  привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований  и разработок;

 

- ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли внутренних затрат на  исследования и разработки в  валовом внутреннем продукте  в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;

- ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли инновационно-активных предприятий  в общем числе предприятий  промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный прирост  доли высокотехнологичной продукции  в объеме произведенной промышленной  продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного  пункта;

- прирост доли исследователей  до 39 лет в общем числе исследователей  в размере 1,8 процентного пункта;

- доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.

 

7.2 Федеральная  целевая программа "Национальная  технологическая база" на 2007 - 2011 годы

Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная  целевая программа "Национальная технологическая база"

на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность  отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

Государственные заказчики  Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.Предусматривается реализация Программы в два этапа:

Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых  проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.

Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных  комплексных проектов по созданию перспективных  технологий, реализуемых в новых  поколениях наукоемкой продукции и  ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.

Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Основными задачами Программы  являются:

- создание новых передовых  технологий и оборудования, необходимого  для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

- разработка программ (планов) внедрения разработанных  технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;

активизация процессов  коммерциализации новых технологий;

создание перспективного научно-технологического задела для  разработки перспективной наукоемкой продукции;

решение проблем улучшения  экологической ситуации в стране.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

- количество переданных  в производство технологий, обеспечивающих  конкурентоспособность конечного  продукта;

- количество патентов  и других документов, удостоверяющих  новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в процессе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации;

- количество разработанных  технологий, соответствующих мировому  уровню или превышающих его.

Целевые индикаторы и  показатели реализации федеральной  целевой программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Создание эффективно  функционирующей национальной 

 инновационной  системы.

Национальная инновационная  система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

 Структурными компонентами  НИС являются организации частного  и государственного сектора, которые  во взаимодействии друг с другом  в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении. НИС включает следующие компоненты:

Информация о работе Государственная инновационная политика