Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа
Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры.
Введение ……………………………………………………………………..2
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики …..2
2. Формирование государственной инновационной политики ……………3
3. Государственная поддержка инновационной деятельности ……............5
4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития ………………………………………………………………………………….7
5. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем ………………10
6. Инструменты государственной инновационной политики …………….15
7. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ………………………………………………………………………………20
8. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной систем ………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Используемая литература …………………………………………………….32
· Нормативно-правовая база ИД
· Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта)
· Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности).
Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам. Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.
Заключение.
Необходимо отметить,
что для стабильного
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.
Пока у нас ещё
остаётся определённый запас в ряде
отраслей, особенно ВПК и по некоторым
отдельным разработкам в
Российская венчурная
компания - это шаг правительства
в направлении привлечения
Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ. Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.
А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.
В Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них. Однако как и любой первый шаг, он чересур осторожен.
Во-первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. Еще одно сравнение. В 2006 году свой план вложений в инновационные технологии обнародовала компания General Motors. Объем инвестиций - 15 млрд. долларов в течении 5ти лет. Одна компания тратит на исследования втрое больше, чем все наше государство. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.
Во-вторых, в нашей
инновационной системе
Используемая литература
1. Доклад научно-исследовательского комитета по прогнозированию технологического развития до 2010 года. ИСИКАВА КЭЙДАЙ КЭНКЮШО, Токио, Япония.
2. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ
3. “Эксперт” 26 февраля 2007 г., статья О.Солнцева и А.Ивантера "Шанс не зарыть деньги".
4. Инфраструктура для национального рынка. Т.Гурова, Ю.Полунин. 2007
5. Владимир Гурвич. "Ждет ли Россию венчурный бум", "Деловые люди", No192, март 2007 г
6. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). Ливенцев Н.Н.,Костюнина Г.М. 2005
7. Инновационный менеджмент
(учебное пособие) Барышева А.
8. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.
9. Дынкин А.А. Место
России в мировом
10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
11. О СОВЕТЕ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ ТЕХНОЛОГИЯМ И ОБРАЗОВАНИЮ (Указ, Президент РФ, № 1131, от 30.08.2004)
12. ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ
АГЕНТСВЕ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ
(Постановление правительства
13. ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (Письмо, Президент РФ, № ПР-576, от 30.03.2002)
14. ПЕРЕЧЕНЬ КРИТИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ
15. О БАНКЕ РАЗВИТИЯ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, №82-ФЗ, от 17.05.2007)
16. «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ «Национальная
17. ОБ УТВВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГАММЫ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 - 2012 годы (Распоряжение, Правительство РФ, № 977-Р, от 06.07.2006)
18. ОБ ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «Российская венчурная компания» (Постановление, Правительство РФ, № 516, от 24.08.2006)
19. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 18.12.2006) "ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)
20. Распоряжение N328-р от 10 марта 2006 года Фрадкова об одобрении госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
21. Федеральный закон
от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О
статусе наукограда Российской
Федерации» с внесенными
22. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
23. О Федеральном Агентстве
по управлению особыми
24. Распоряжением Администрации
Президента Российской
25. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1761-р
26. Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 N 1764-р
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"
27. www.iasp.ws - International Association of Science Parks
28. http://www.rg.ru/ - Официальный сайт Российской газеты
29. http://sci-innov.ru/ - Федерального портала по научной и инновационной деятельности
30. http://www.economy.gov.ru - Министерство
экономического развития и