Государственная поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

Государство обычно разрабатывает системы мер, стимулирующих предприятия к внедрению нововведений. К ним относятся: поддержка фундаментальных научных исследований, предоставление налоговых льгот, организация государственного фонда инвестиционной поддержки, поддержка информационных баз научной информации.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят следующие:
· прямое финансирование;
· предоставление индивидуальным изобретателям и. малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
· создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

Содержание работы

3. Государственная поддержка инновационной деятельности
4. Источники финансирования инновационных проектов
5. Конкурентоспособность инновационной продукции
Использованная литература

Файлы: 1 файл

лучший реферат мен.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

3. Государственная  поддержка инновационной деятельности

4. Источники финансирования  инновационных проектов

5. Конкурентоспособность  инновационной продукции

Использованная  литература

Государственная поддержка инновационной деятельности

Государство обычно разрабатывает  системы мер, стимулирующих предприятия  к внедрению нововведений. К ним  относятся: поддержка фундаментальных  научных исследований, предоставление налоговых льгот, организация государственного фонда инвестиционной поддержки, поддержка  информационных баз научной информации.

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности относят следующие:

· прямое финансирование;

· предоставление индивидуальным изобретателям и. малым внедренческим  предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

· создание венчурных инновационных  фондов, пользующихся значительными  налоговыми льготами;

· снижение государственных  патентных пошлин, для индивидуальных изобретателей;

· отсрочку уплаты патентных  пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

· реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

· создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

· содействие повышению инновационной  активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности  отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

· ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

· содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству;

· защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

В России уже введён ряд  льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения  прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой  техники и технологий. Освобождены  от НДС лизинговые платежи МП, действует  упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трёх лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и  реконструкции МП, осваивающих новые  технологии.

Важным аспектом выполнения туристического плана является обеспечение  его финансирования. Необходимо определить потребности и потенциальные  источники финансирования, а также  разработать инвестиционную стратегию  исходя из конкретных условий каждой страны или региона. При этом следует  учитывать ряд следующих положений.

За финансирование общего планирования обычно отвечает национальная туристическая администрация (НТА).

В зависимости от местной  ситуации расходы по подготовке более  детальных планов и проектов могут  нести либо правительства, либо частный  сектор. При этом более детальное  планирование должно осуществляться в  соответствии с государственными нормами  планирования. Такие планы должны предоставляться государственному органу на рассмотрение и утверждение. Если для подготовки планов отсутствуют  средства на месте, следует обращаться за международной помощью.

Финансирование  развития инфраструктуры туризма. Крупные объекты инфраструктуры обычно финансируются государством.

При этом хотя бы часть этих капиталовложений, например, в коммунальные службы, можно вернуть посредством  взимания платы за их пользование. Создаваемую  инфраструктуру в значительной степени  можно использовать для обслуживания общих коммунальных и экономических  потребностей, а также и для  туризма, что в целом приносит значительные выгоды соответствующей  стране.

Инфраструктура - дорогая  статья расходов, и многие страны нуждаются  в международной помощи по ее финансированию, особенно в отношении валютной части  расходов. Расходы на инфраструктуру в границах участков коммерческой застройки  обычно покрываются соответствующими частными застройщиками. Их можно также  обязать частично покрывать расходы  по созданию полезной для них инфраструктуры за пределами их участков.

Финансирование  объектов привлечения туристов. Государство обычно финансируют многие разновидности объектов привлечения туристов, такие как музеи и национальные парки. При этом взимание платы с пользователей может способствовать возмещению первоначальных капиталовложений, или, во всяком случае, покрывать расходы по содержанию таких объектов. Такие объекты обслуживают помимо туристов и местное население, и в этой связи затраты на них можно оправдать тем фактом, что они являются важными рекреационными или просветительскими объектами общественного характера. Требуются крупные инвестиции для развития туристических объектов и услуг, приносящих коммерческие доходы, включая средства размещения, рестораны, туристические агентства и бюро путешествий, магазины. Капиталовложения здесь обычно осуществляет частный сектор, однако в новых зонах развития туризма правительству, может быть, придется оказаться инициатором застройки до того, как у частного сектора появится уверенность в целесообразности своих собственных инвестиций.

Также может оказаться  необходимым предложить льготные условия  для того, чтобы стимулировать  соответствующие инвестиции частного сектора. Часто создаются национальные банки развития туризма (иногда с определенной международной финансовой помощью) для выдачи частному сектору кредитов для инвестиций в туристические объекты. С целью осуществления конкретных проектов и эксплуатации предприятий также создаются корпорации развития. Часто инвестиции в туристические проекты осуществляются путём совместного международного и местного финансирования.

Финансирование  развития людских ресурсов. Это финансирование направлено на создание центра подготовки кадров для гостиниц и сектора туризма. Эта работа обычно проводится за счет государственных средств, однако зачастую с привлечением частного сектора. С целью субсидирования туристического учебного центра можно взимать налог на расходы туристов в гостиницах и ресторанах в качестве «учебного сбора».

Финансирование  государственного управления туризмом. Финансирование государственного управления туризмом осуществляется со стороны НТА, которое обычно находится на государственном финансировании на общенациональном или региональном уровнях. Для финансирования НТА применяется разновидность туристического налога, как, например, налог на расходы в гостиницах и ресторанах, который целиком или частично перечислятся в бюджет НТА. Таким образом, сектор туризма может самостоятельно покрывать расходы по своему управлению. Одним из механизмов финансирования туризма, которым иногда пользуются правительства, является фонд развития туризма, который формируется за счёт гостиничного налога или иных источников средств, например, магазинами беспошлинной торговли. Этот фонд часто используют для финансирования застройки, маркетинга, профессиональной подготовки и в других целях.

Источники финансирования инновационных проектов

Одной из основополагающих задач управления проектом является организация его финансирования. Под финансированием проекта  подразумевается обеспечение проекта  инвестиционными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в  том числе основные и оборотные  средства, имущественные права и  нематериальные активы, кредиты, займы  и залоги, права землепользования и прочее.

Финансирование проектов является одним из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических  условиях России. Неблагополучный инвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проектами, являются объективными причинами, мешающими эффективной реализации проектов.

Финансирование проекта  должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

· динамика инвестиций должна обеспечивать реализацию проекта в  соответствии с временными и финансовыми  ограничениями;

· снижение затрат финансовых средств и рисков проекта должно обеспечиваться за счёт соответствующей  структуры (табл. 1) и источников (табл. 2) финансирования и определенных организационных  мер, в том числе налоговых  льгот, гарантий, разнообразных форм участия.

Финансирование проекта  включает следующие основные стадии:

· предварительное изучение жизнеспособности проекта (определение  целесообразности проекта по затратам и планируемой прибыли);

· разработку плана реализации проекта (оценка рисков, ресурсное обеспечение  и проч.);

· организацию финансирования, в том числе:

- оценку возможных форм  финансирования и выбор конкретной  формы;

- определение финансирующих  организаций;

- определение структуры  источников финансирования;

- контроль выполнения  плана и условий финансирования.

Таблица 1. Классификация источников финансирования инвестиционных проектов

 

Признакиклассификации

Виды источников

 

Отношения собственности

Собственные

Привлекаемые

Заёмные

 

Виды собственности

Государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций и прочие основные и оборотные фонды и  имущество государственной собственности  и проч.).

Инвестиционные, в том  числе финансовые, ресурсы хозяйствующих  субъектов коммерческого и некоммерческого  характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных  инвесторов

 
 

Инвестиционные ресурсы  иностранных инвесторов (иностранные  государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные  предприятия, институциональные инвесторы, банки и кредитные учреждения)

 

Уровни собственников

На уровне государства  и субъектов Федерации:

собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

привлеченные средства государственной кредитно-банковской

и страховой систем;

заёмные средства в виде государственных международных

заимствований (внешний долг государства), государственных

облигационных, долговых, товарных и прочих займов (внутренний долг государства).

На уровне предприятия:

собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые  суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных  средств, нематериальных

активов и проч.);

привлеченные средства, в  том числе взносы и пожертвования,

средства, полученные от продажи  акций, и проч.;

заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов (на процентной и беспроцентной  возмездной и безвозмездной основе).

На уровне инвестиционного  проекта: средства бюджетов РФ

и субъектов Федерации, внебюджетных фондов;

средства субъектов хозяйствования - отечественных предприятий и  организаций, коллективных институциональных инвесторов;

иностранные инвестиции в  различных формах

 
     

Финансирование проектов может осуществляется следующими способами:

· самофинансирования, т.е. использования  в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов - для государства, из собственных  средств - для предприятия);

· использования заёмных  и привлекаемых средств.

Система финансирования инвестиционных проектов включает:

· источники финансирования;

· организационные формы  финансирования.

Таблица 2. Структура источников финансирования проектов

 

Группа

Тип

Организационная структура источников в группе

 

Государственные

ресурсы

Собственные

Государственный (федеральный) бюджет

Бюджеты субъектов Федерации (республиканские, местные)

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования РФ, прочие фонды)

 
 

Привлекаемые

Государственная кредитная  система

Государственная страховая  система

 
 

Заёмные

Государственные заимствования (государственные займы, внешние  заимствования, международные кредиты  и прочие)

 

Ресурсы

предприятий

Собственные

Собственные инвестиционные ресурсы предприятий

 
 

Привлекаемые

Взносы, пожертвования, продажа  акций, дополнительная эмиссия акций

Инвестиционные ресурсы  инвестиционных компаний-резидентов, в том числе паевых инвестиционных фондов

Инвестиционные ресурсы  страховых компаний-резидентов

Инвестиционные ресурсы  негосударственных пенсионных фондов резидентов

 
 

Заёмные

Банковские, коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты

Инвестиционные ресурсы  иностранных инвесторов, включая  коммерческие банки, международные  финансовые институты, институциональных  инвесторов, предприятия

 
       

Основными организационными формами привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике (табл. 5) являются:

· дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования  под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим  распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга. Различают:

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности