Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:21, курсовая работа
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной поддержки малого предпринимательства ________________________________________5
1.1. Сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддрежки____________________________________5
1.2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства__________________________________________9
1.3. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства_________________________________________12
Глава 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на примере Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства______________________________15
2.1. Значимость развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике ______________________________________15
2.2. Цели и задачи Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы_______________________________________________________20
2.3. Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы________________________________22
Глава 3. Рекомендации для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике ______29
Заключение ______________________________________________________31
Список использованных источников и литературы _____________________32
31
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Ижевский филиал
Кафедра теории и практики управления
Государственная поддержка малого предпринимательства на примере Удмуртской Республики
Курсовая работа по специальности
Кармановой Екатерины Георгиевны
Студента группы ГМУ-65
Специальность: 080504.65 «Государственное
и муниципальное управление»
Ижевск
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
с.
Введение ______________________________
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной поддержки малого предпринимательства ______________________________
1.1. Сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддрежки_____________________
1.2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства___________
1.3. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства___________
Глава 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на примере Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства___________
2.1. Значимость развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике ______________________________
2.2. Цели и задачи Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы__________________________
2.3. Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы__________________________
Глава 3. Рекомендации для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике ______29
Заключение ______________________________
Список использованных источников и литературы _____________________32
Введение
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддержки;
рассмотреть формы государственной поддержки малого предпринимательства;
определить параметры оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства;
ознакомиться с целями и задачами Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы;
ознакомиться с перечнем мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства.
Объектом курсовой работы является малое предпринимательство, а предметом – государственная поддержка малого предпринимательства.
Правовое регулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ Федеральным законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года, а также рядом других законодательных актов.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. В настоящий момент в Удмуртии действует «Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009 – 2013 годы».
Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава рассматривает причины и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Вторая глава посвящена основным направлениям деятельности Удмуртской Республики в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009 – 2013 годы. В третьей главе даны рекомендации для повышения эффективности государственной поддержки в Удмуртской Республике.
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддержки.
Изучая сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. В самом общем виде под малым предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия[1].
Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия[2].
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования[3].
придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации);
формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий);
ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей);
мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов;
обеспечивает рост налоговых поступлений;
Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы (таблица 1)[5].
Сильные стороны малого бизнеса | Слабые стороны малого бизнеса | |
Гибкость | Высокорискованный характер | |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом | Интуитивный характер и неспециализированное управление | |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков | Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам | |
нЗависимость от поддержки крупных фирм и государства. | Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |