Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:21, курсовая работа
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной поддержки малого предпринимательства ________________________________________5
1.1. Сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддрежки____________________________________5
1.2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства__________________________________________9
1.3. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства_________________________________________12
Глава 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на примере Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства______________________________15
2.1. Значимость развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике ______________________________________15
2.2. Цели и задачи Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы_______________________________________________________20
2.3. Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы________________________________22
Глава 3. Рекомендации для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике ______29
Заключение ______________________________________________________31
Список использованных источников и литературы _____________________32
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.
Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков.
Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.
Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это, как правило, мельчайший бизнес с числом занятых один, два человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.
Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес, придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.
1.2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам[6].
Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и другие. К настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.
3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами. [7]
Разработаны федеральные программы поддержки малого предпринимательства. В 2010-2011 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме:
денежных субсидий (например возможность получить почти 70 000 руб. при регистрации ИП - условия уточните в Вашем региональном центре поддержки предпринимательства или центре занятости);
обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);
стажировок;
льготного лизинга;
бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату);
льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);
льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках;
грантов.[8]
Определенные надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Например: свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. [9]
1.3. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства
Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость эффекта от затрачиваемых средств. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:
выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
оценку вклада (доли) государственной поддержки в получении социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);
определение экономики на трансакционных издержках;
оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса;
выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из-за невысокого уровня поддержки.
Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени господдержка является помощью для саморазвития малых предприятий и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные эффекты и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.
Критерии эффективности поддержки малого предпринимательства должны отражать меру ее воздействия на реализацию тех целей, которые стоят перед предприятиями этой сферы. Гипотетически такой эффект можно было бы определить как разницу между показателями результативности деятельности малых предприятий при поддержке и без таковой. Провести подобные расчеты сложно, прежде всего, из-за несовершенства информационной базы, но это не единственная причина.
При подходе к решению данного вопроса следует различать эффективность предпринимательства в широком смысле (на общегосударственном, региональном уровнях) и в узком - эффективность собственного предпринимательства (на предприятиях, в организациях). Поэтому оценить эффективность поддержки малого предпринимательства на базе единого показателя, который учитывал бы эффект на всех уровнях, вряд ли возможно. При этом появляется принципиальная возможность выделить в эффектах долю, зависящую от поддержки малого предпринимательства.
На региональном уровне можно для оценки эффективности малого предпринимательства и выделения эффекта от государственной поддержки использовать следующую систему показателей.
Показатели производственной и коммерческой деятельности (в динамике). К ним относятся: производство продукции, товаров и услуг (общий объем и на душу населения); балансовая прибыль на 1 руб. затрат; платежи в бюджетную систему на 1 руб. выручки; относительная экономия от использования основных ресурсов; рентабельность; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции. Особо выделяется такой показатель, как отдача от затрат государства на поддержку малого предпринимательства - бюджетная эффективность. Это - соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) и объема средств государственной поддержки.
Расчет показателей доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте, в прибыли, бюджетных поступлениях позволяет оценить место малого бизнеса в развитии экономики региона. Это важный аспект оценки эффекта. Его значимость возрастает, если результаты сравнивать с недополучением прибыли и налогов из-за теневого оборота. Предлагаемые показатели и их динамика могут в определенной степени выявить роль поддержки в получении эффекта[10].
Вывод по первой главе: Малое предпринимательство безусловно необходимо развивать, так как оно решает сразу ряд актуальных проблем российской экономики, таких как: создание рабочих мест, создание конкурентного рынка, реализация инновационных проектов. Для этого требуется существенная поддержка со стороны государства как материальная так и создание приемлемых условий для развития малого бизнеса.
Глава 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на примере Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства
2.1. Значимость развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике
В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. В течение 2004 - 2008 годов в Удмуртской Республике государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 года N 108-III. Принятие настоящей Программы обеспечивает преемственность решений органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере развития малого предпринимательства с использованием механизмов и форм государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 - 2008 годы.
Министерством экономики Удмуртской Республики совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в республике и созданию положительного образа предпринимателя.
В рамках реализации Республиканской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства координировалась инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.
Во всех администрациях городов и районов вопросы развития предпринимательства курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.
В Удмуртской Республике целенаправленная работа по государственной поддержке малого предпринимательства ведется почти 15 лет и дает ощутимые результаты.
Количество действующих малых предприятий в 2004 году, по данным официальной статистики, составило 7,78 тыс. единиц, в 2005 году - 8,24 тыс. единиц, 2006 году - 10,59 тыс. единиц, а в 2007 году - 13,24 тыс. единиц.
Сектор малого предпринимательства оказывает положительное влияние на замедление темпов роста безработицы. Численность занятых на малых предприятиях в Удмуртской Республике в 2007 году составила 55,65 тыс. человек. Сложилась тенденция роста доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике республики, которая в 2007 году достигла 9,1 процента, в 2006 году доля составляла 6,9 процента, в 2005 году - 5,3 процента, в 2004 году - 7,7 процента.