Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 13:21, курсовая работа
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
с.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной поддержки малого предпринимательства ________________________________________5
1.1. Сущность малого предпринимательства как объекта государственной поддрежки____________________________________5
1.2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства__________________________________________9
1.3. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства_________________________________________12
Глава 2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на примере Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства______________________________15
2.1. Значимость развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике ______________________________________15
2.2. Цели и задачи Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы_______________________________________________________20
2.3. Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы________________________________22
Глава 3. Рекомендации для повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике ______29
Заключение ______________________________________________________31
Список использованных источников и литературы _____________________32
В то же время в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешенные проблемы:
сохраняется дифференциация муниципальных образований по уровню развития малого бизнеса, порожденная неравномерностью развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По показателю «число малых предприятий на 10 тыс. жителей» Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;
администрации муниципальных образований не располагают официальными данными от территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия системы учета субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объемам произведенной ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;
недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
отсутствие финансовых ресурсов в местных бюджетах на цели развития субъектов малого предпринимательства;
недостаток помещений, высокая арендная плата (в среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3-х лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной власти и местного самоуправления заключены у 18% и 25% малых предприятий соответственно);
недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого предпринимательства;
уменьшение числа желающих заниматься собственным делом;
трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции по международным стандартам;
недостаток квалифицированных кадров (как показал опрос, проведенный в мае 2006 года, 30% выпускников вузов хотят поступить на государственную службу, еще 30% - в крупные российские или зарубежные компании, около 25% желают заняться наукой и только лишь 15% выпускников вузов выражают готовность строить собственный бизнес);
не сформированы механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров между гражданами, государственными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства.
Устранение вышеназванных проблем возможно с использованием программно-целевого метода.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Удмуртской Республике, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.
Разработка Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
Необходимость программно-целевого планирования развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике вызвана тем, что требуется кардинальное изменение тенденций развития сферы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике. Эта проблема значима для экономики республики, является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Проблему невозможно решить в рамках текущего бюджетного финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексное решение проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Новизна и эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых к реализации и обеспечивающих осуществление структурных сдвигов в экономике, а также социальную, экономическую, бюджетную и иную эффективность, соответствует выбранным приоритетам социально-экономического развития страны и региона.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики. Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Программа реализуется в период с 2009 года по 2013 год. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено[11].
2.2. Цели и задачи Программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики утвердило Республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы.
Цели Программы:
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции в целях формирования конкурентной среды в экономике;
обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационного и (или) молодежного;
обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на отечественный рынок и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.
Задачи Программы:
Правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;
содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки;
развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;
поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
поддержка лиц, начинающих создание собственного бизнеса;
информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.
Программа ставит цель увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 9,1% в 2009 году до 9,7% в 2013 году, а также увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта с 4,7% до 5,1%.
Реализация Программы обеспечивается посредством финансирования за счет бюджета Удмуртской Республики. Последовательная реализация мероприятий Программы позволит к 2013 году обеспечить увеличение на 4957 единиц числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Доля лиц, занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему количеству работников всех предприятий и организаций Удмуртской Республики к концу реализации Программы составит 47,5%[12].
2.3. Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 – 2013 годы
Правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование системы правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе налогового и имущественного законодательства. Анализ и приведение в соответствие с федеральным законодательством республиканских актов в части, касающейся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Образование и обеспечение деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства (в том числе содействие в реализации мероприятий, направленных на устранение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности).
Организационно-технические мероприятия по обеспечению деятельности Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики. Проведение рабочих встреч, семинаров в Удмуртской Республике по проблемам малого и среднего предпринимательства.
Содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике
Предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства (в том числе субсидии монопрофильным муниципальным образованиям).
Содействие созданию и развитию в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечению их деятельности (в том числе фондов, бизнес-инкубаторов, производственно-технологически
Проведение исследований и создание систем мониторинга развития малого и среднего бизнеса республики, объединяющей в себе ресурсы территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики.
Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки.
Государственные гарантии - обязательства в обеспечение кредитов финансово-кредитных организаций.
Развитие программы кредитных гарантий.
Предоставление субсидий (грантов) для поддержки начинающих малых и средних инновационных компаний.
Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства (и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства) по оплате ими процентных ставок по кредитам и займам, а также по оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга.
Субсидирование части затрат по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках или ярмарках.
Субсидирование части затрат, связанных с возмещением затрат по гарантиям и договорам поручительства субъектам малого предпринимательства для обеспечения исполнения их обязательств по кредитам, займами договорам лизинга.
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства производящих и реализующих продукцию, предназначенную для экспорта, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Формирование перечня имущества для предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидий (грантов) для поддержки начинающих малых и средних инновационных компаний.