Государственная защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
Целью работы является рассмотрение правового регулирования защиты прав потребителей, изучение смысла Закона РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….2стр
Цель курсовой работы……………………………………………………………………2-3стр
Глава 1.Защита прав потребителей……………………………………….………….……3стр

Общая характеристика законодательства РФ «О защите прав потребителей»…..3-8стр
Изменения в новом законодательстве «О защите прав потребителей»………….9-10стр
Субъективный состав и основные понятия закона «О защите прав потребителей»……………………………………………………………………….10-14стр
Основные правовые акты, согласно которым осуществляется регулирование защиты прав потребителей…………………………………………………………………..14-17стр
Глава 2. Государственная защита прав потребителей……………………………………17стр
2.1. Полномочия федерального антимонопольного органа…………………………..17-21стр
2.2. Контроль за качеством товаров (работ, услуг)……………………………….…..21-24стр
2.3. Защита прав потребителей при оказании услуг…………………………………..24-26стр
2.4. Качество товара и защита прав потребителей в случае покупки товара ненадлежащего качества…………………………………………………………………………………..26-34стр
Введение…………………………………………………………………………..……..34-35стр
Список литературы……………………………………………………………………...35-36стр

Файлы: 1 файл

Курсач_ГМУ_Защита прав.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

6. Существенный недостаток товара (работы, услуги)— неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

7. Понятие Стандарт означает, что товар (работа, услуга) должны соответствовать обязательным требованиям к качеству, установленным в государственных стандартах, правилах, строительных нормах, а также в других нормативных документах, имеющих обязательное значение для данного вида товара (работы, услуги).

8. Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) безопасна для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

 

 

 

start="4"

 Основные правовые акты, согласно которым осуществляется регулирование  защиты прав потребителей

 

     Выделение договоров с участием потребителя в отдельную категорию договоров, для которых предусматривается специальный правовой режим, используется не только в рамках национального (российского) права, но и в международных договорах Российской Федерации. Так, например, согласно ст. 2 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 г. данная Конвенция не применяется к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования.

     Общим правилом определения права, подлежащего применению к договору с участием потребителя, является право, избранное сторонами. Однако применение принципа автономии воли сторон обусловлено следующим ограничением - действием императивных норм права страны места жительства потребителя.

     В случае определения российского права как права страны места жительства потребителя к договору с его участием могут быть применены следующие нормы Закона Российской Федерации 1992 г. "О защите прав потребителей", носящие обязательный характер: права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу), обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце), ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей и другие нормы, включая нормы о защите прав потребителей при продаже товаров или выполнения работ (оказание услуг) потребителям.

     В случае, если избранное сторонами право, подлежащее применению к договору с участием потребителя, нарушает права потребителя и его интересы, предусмотренные императивными нормами права страны его места жительства, то такие правовые нормы не подлежат применению.    Данное ограничение применения принципа автономии воли сторон нельзя путать с другим его ограничением, устанавливаемым национальном правом и подлежащим применению только после решения коллизионного вопроса. В российском праве этим ограничением выступает согласно ст. 16 вышеназванного Закона недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Неверное понимание сторонами принципа диспозитивности в сфере национального права нельзя отождествлять с ограничением принципа автономии воли сторон в сфере выбора надлежащего права в отношениях с иностранным элементом.

     Условиями, при наличии которых действуют императивные нормы права страны места жительства потребителя, являются совершение действий сторонами по договору с участием потребителя в стране места жительства потребителя (оферта, реклама, заключение договора, поучение Заказа) или оказание влияния контрагента потребителя на совершение последним действии в другой стране (оформление заказа на приобретение движимых вещей, выполнение работ или оказание услуг).

     Вместо закона наиболее тесной связи к договору с участием потребителя применяется другая формула прикрепления - закон места жительства потребителя.

     Однако данное правило действует при наличии следующих условий: отсутствие соглашения сторон о выборе права и наличие обстоятельств, предусмотренных в пункте 1 ст. 1212 ГК РФ РФ. 

     Пункт 3 ст. 1212 ГК РФ РФ предусматривает, с одной стороны, исключения из общего коллизионного регулирования, предусмотренного для договоров с участием потребителя, а с другой стороны, действие этого общего коллизионного регулирования в рамках предусмотренных исключений.

     К вышеназванным исключениям относятся договор перевозки и договор о выполнении работ или об оказании услуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя.

     Объединение же в рамках этих договоров таких услуг, как услуги по перевозке и размещению, по принципу общей цены, независимо от включения в общую цену стоимости других услуг, влечет применение общего коллизионного регулирования для договоров с участием потребителя несмотря на вышеназванные исключения. В качестве примера такого рода договоров, назван договор в сфере туристического обслуживания.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон), был принят Верховным Советом 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г.

     Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

     Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

     Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

     Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

 

 

 

Глава 2

Государственная защита прав потребителей

 

2.1. Полномочия  Федерального антимонопольного  органа

 

     С принятием Закона «О защите прав потребителей» в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе.

     Федеральный антимонопольный орган – это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

     В настоящее время таковым является Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В своей деятельности ГАК РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ.

Основными задачами ГАК РФ являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Что может ГАК РФ?

Конкретные полномочия этого  органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в

редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

  • предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о её досрочном аннулировании;
  • материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

     Государственный антимонопольный комитет (его территориальные органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение.

     Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ)

Федеральный антимонопольный  орган образует в субъектах федерации  свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146) . Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.

     В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций.

Территориальное управление вправе :

  • направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения;
  • направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
  • вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки;
  • осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.;
  • принимать решения о наложении штрафов за названные нарушения, административных взысканий;
  • устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;
  • принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в представленный территориальным управлением срок;
  • обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;
  • направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.

     Совместным письмом ГАК РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей»

Информация о работе Государственная защита прав потребителей