Государственная защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
Целью работы является рассмотрение правового регулирования защиты прав потребителей, изучение смысла Закона РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….2стр
Цель курсовой работы……………………………………………………………………2-3стр
Глава 1.Защита прав потребителей……………………………………….………….……3стр

Общая характеристика законодательства РФ «О защите прав потребителей»…..3-8стр
Изменения в новом законодательстве «О защите прав потребителей»………….9-10стр
Субъективный состав и основные понятия закона «О защите прав потребителей»……………………………………………………………………….10-14стр
Основные правовые акты, согласно которым осуществляется регулирование защиты прав потребителей…………………………………………………………………..14-17стр
Глава 2. Государственная защита прав потребителей……………………………………17стр
2.1. Полномочия федерального антимонопольного органа…………………………..17-21стр
2.2. Контроль за качеством товаров (работ, услуг)……………………………….…..21-24стр
2.3. Защита прав потребителей при оказании услуг…………………………………..24-26стр
2.4. Качество товара и защита прав потребителей в случае покупки товара ненадлежащего качества…………………………………………………………………………………..26-34стр
Введение…………………………………………………………………………..……..34-35стр
Список литературы……………………………………………………………………...35-36стр

Файлы: 1 файл

Курсач_ГМУ_Защита прав.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

     Сроки замены недоброкачественного товара для договоров розничной купли-продажи без участия потребителя определяются по общим правилам ст. 314 ГК РФ РФ.

     При разнице в ценах на заменяемый товар и передаваемый взамен товар ненадлежащего качества производится перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК РФ РФ.

     Покупатель вправе требовать соразмерного уменьшения цены, если товар, несмотря на недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора не было учтено снижение качества товара. При разнице в ценах на дату покупки и дату уценки товара ненадлежащего качества производится перерасчет в соответствии со ст. 504 ГК РФ.

      Покупатель вправе требовать незамедлительного (а не в разумный срок как это установлено п. 1 ст. 475 ГК РФ) безвозмездного устранения недостатков товара. Устранение недостатков товара осуществляется путем ремонта, замены вышедших из строя частей, деталей, агрегатов. Под безвозмездным устранением недостатков товара понимается не только то, что покупатель не обязан оплачивать работы по ремонту, замене деталей, но и стоимость этих частей, деталей, агрегатов и т.д. Указанные расходы по ремонту не подлежат возмещению и в случае превышения цены товара.

     Для случаев ремонта товара длительного пользования Законом о защите прав потребителей установлена дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно предоставить потребителю на все время ремонта аналогичный товар. Исключения из этого правила предусмотрены Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 995.

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать  возврата уплаченной за товар денежной суммы.

     При возврате покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась цена товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена денежная сумма, равная цене на такой же новый товар.

Недоброкачественный товар  по требованию продавца возвращается покупателем продавцу. Доставка товара производится за счет продавца.

     В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), круг прав покупателя ограничен требованиями замены товара ненадлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Покупатель также вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

      Гражданский кодекс специально не устанавливает сроки обнаружения недостатков проданного товара, применяется общее правило ст. 477 ГК РФ РФ.

     Для случаев розничной купли-продажи Законом о защите прав потребителей в дополнение к общему положению установлено, что разумный срок, в течение которого потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный срок или срок годности), во всяком случае не может быть для движимых вещей менее 6 месяцев.

      Покупатель вправе требовать от продавца возмещения убытков, если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все его убытки (ст. 393 ГК РФ РФ).

     В соответствии с ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, если применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков.

Убытки, причиненные потребителю  вследствие продажи товара ненадлежащего  качества, взыскиваются в полной сумме  сверх неустойки (ст. 13 Закона).

     Законом о защите прав потребителей установлены дополнительные гарантии защиты прав потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

     Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 503 и ст. 18 Закона требования продавцу либо организации, выполняющей на основании договора с ним функции продавца. Требования о безвозмездном устранении недостатков либо замене товара можно обратить непосредственно к изготовителю (или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним). Потребителю также предоставлено право возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

     При продаже потребителю товара ненадлежащего качества, на который установлен срок годности, согласно п. 4 ст. 18 Закона он может обратить свои требования только к продавцу, и только если недостатки были обнаружены в течение срока годности.

     В данном случае продавец обязан либо произвести замену недоброкачественного товара, либо принять товар и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

      В п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца и изготовителя принять у покупателя товар ненадлежащего качества. При проведении продавцом проверки качества для выявления причин возникновения недостатков потребителю предоставляется право участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан произвести экспертизу товара за свой счет. В случае несогласия потребителя с ее результатами последний праве оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

     Требования потребителя о соразмерном уменьшении цены, о возмещении расходов на устранение недостатков товара или возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат исполнению в течение 10 дней с момента предъявления требования.

     В случае нарушения продавцом сроков удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков проданного товара, последний вправе потребовать выплаты неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. При этом цена товара определяется исходя из его цены, существующей в месте выполнения продавцом требования об уплате неустойки в день его добровольного удовлетворения либо в день вынесения соответствующего судебного решения, если добровольного удовлетворения требований потребителя не было.

     При замене недоброкачественного товара покупателю предоставлено право заменить товар либо на аналогичный, либо на товар другой марки, размера, фасона, сорта. В каждом из указанных случаев действуют различные правила.

     При замене на такой же товар надлежащего качества фактически положение покупателя восстанавливается путем предоставления ему доброкачественного товара. Поэтому возмещения разницы в цене на товар в момент его приобретения покупателем и в момент обмена не происходит. Продавец не должен возмещать разницу в цене, если она понизилась, так же как покупатель не должен возмещать продавцу эту разницу, если цена повысилась.

     При замене товара на аналогичный, но иного размера, фасона, сорта и т.д., разница в цене заменяемого товара и товара, передаваемого взамен недоброкачественного, подлежит возмещению. Обязанность возместить разницу в ценах на товар заменяемый и товар надлежащего качества, подлежащий передаче взамен недоброкачественного, ложится на продавца или покупателя в зависимости от того, больше или меньше цена на товар другой марки, фасона, размера и т.п. цены заменяемого товара, т.е. в случае, если цена товара, предоставляемого взамен недоброкачественного, превышает цену заменяемого товара, обязанность доплатить разницу в цене ложится на покупателя, и наоборот.

     Цена на товар, который подлежит передаче взамен недоброкачественного, определяется на дату добровольного исполнения требований покупателя продавцом либо на дату вынесения судом решения о замене, но не на дату исполнения такого решения суда. 

В случае предъявления покупателем  требования о соразмерном уменьшении цены товара, стороны должны уменьшать  цену, существующую на момент уценки. Это  правило действует и в случае, если цена на товар, подлежащий уценке, уменьшилась с момента его  приобретения покупателем. Представляется, что в данном случае уменьшение цены должно производиться в процентном соотношении к существующей на дату уценки цене.

     По смыслу статьи, при уценке товара в расчет принимается цена, установленная на дату добровольного исполнения требований покупателя продавцом либо на дату вынесения судом решения о замене, но не на дату исполнения такого решения суда. 

     В случае отказа покупателя от договора путем возврата продавцу недоброкачественного товара, последний имеет право потребовать, кроме возврата продавцом уплаченной за товар цены, еще и возмещения разницы между ценой товара, установленной в договоре, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования продавца (на момент вынесения соответствующего решения судом, а не на дату исполнения такого решения суда).

     При возврате покупателю денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась цена товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и других обстоятельств. Покупатель получит сумму, равную цене на такой же новый товар.

 

 

Заключение:

 

Ныне действующая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей" - несомненно прогрессивный, гораздо более зрелый, совершенный нормативный акт по сравнению с ранее действовавшим. Он поставил российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближенным к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающих в специфической области, коей является потребительский рынок.

Закон, наряду с расширением  прав потребителей, устанавливает ряд  новых обязанностей изготовителей  продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон  вносит существенные изменения в  представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией  о продукции, ответственностью за нарушение  прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения  в экономической обстановке, выявились  отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений  и дополнений в Закон. Соответствующие  коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

 

Список литературы:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ
  2. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» 
  3. Федеральный закон. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 г.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.95 г. № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей»
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.94 г. № 7 с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.95 № 6 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»
  6. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Право и рынок.- 1998.- № 8
  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий Я.Е. Парция.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-216 с.

 

 

 

 


Информация о работе Государственная защита прав потребителей