Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что финансовая система и ее звенья имеют важное значение для страны, поскольку являются системой форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий, отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране. Для нормального функционирования финансовой системы государству необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять и расходовать собранные деньги в соответствии с обязательствами государства о финансировании капиталовложений, их страховании и защите.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, структура и функции финансовой системы 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Структура и функции финансовой системы 7
2. Характеристика звеньев финансовой системы 12
2.1. Централизованные звенья финансовой системы 12
2.2. Децентрализованные звенья финансовой системы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)


ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

 

Введение

Государство не может реализовать  свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя  широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

Актуальность темы заключается  в том, что финансовая система  и ее звенья имеют важное значение для страны, поскольку являются системой форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий, отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране. Для нормального функционирования финансовой системы государству необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять и расходовать собранные деньги в соответствии с обязательствами государства о финансировании капиталовложений, их страховании и защите.

В настоящее время, в связи с  новыми экономическими и политическими условиями, в финансовой системе Российской Федерации произошли существенные изменения. Они коснулись состава финансовой системы и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой, влияющих на процесс воспроизводства и имеющих свои специфические особенности. Необходимость выделения звеньев финансовой системы обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система государства  включает следующие структурные  звенья финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, государственное страхование, финансы предприятий различных форм собственности. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства и имеет свои специфические особенности.

Цель: раскрыть особенности финансовой системы и ее звеньев.

Задачи:

  • дать понятие финансовой системы;
  • определить структуру финансовой системы;
  • рассмотреть функции финансовой системы;
  • охарактеризовать звенья финансовой системы, а именно: рассмотреть централизованные и децентрализованные звенья финансовой системы.

 

 

 

1. Понятие, структура и функции  финансовой системы

1.1. Понятие  финансовой системы

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы». Финансы — историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях  государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов1.

С разложением феодализма и постепенным  развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства  не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

В условиях капиталистического способа  производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

В эпоху домонополистического капитализма  государственная финансовая система имела два звена — государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

Как и большинство основополагающих терминов, термин «финансовая система» имеет множество определений, выражающих различные взгляды исследователей на одно и то же явление. Понятие «финансовая система» будоражило умы не одного поколения отечественных специалистов еще задолго до появления в нашей стране рыночной экономики. Так, термин «финансовая система» употребляется в двух значениях, как: «совокупность финансовых учреждений»; позже с утверждением понимания финансов как системы денежных отношений появилось и другое значение этого термина - как «совокупности сфер и звеньев денежных распределительных отношений»2.

Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев  денежных распределительных отношениях, возникающих в различных отношений, возникающих в различных областях производственной и непроизводственной деятельности по поводу образования и использования денежных фондов и управляемых соответствующими органами.

Каждое подразделение финансовой системы имеет свои особенности  в формировании и использовании  денежных фондов, свое назначение и специфическую роль в распределении общественного продукта; управляется соответствующим финансовым органом и выступает как самостоятельный финансовый институт со своими конкретными задачами и функциями.

Поскольку среди наших экономистов  нет единства во взглядах на состав финансов, то и единой модели финансовой системы тоже нет. Так, одни экономисты моделируют финансовую систему применительно к сферам общественной деятельности; другие, кладут в основу построения структурной модели финансовой системы группировку денежных отношений по различным звеньям финансовой и кредитной деятельности; третьи предпринимают попытку использовать системный подход и моделируют финансовую систему на сочетании базисных отношений с надсроечными, включая в ее состав три компонента: финансовые отношения, финансовые фонды и финансовый аппарат3.

В настоящее время финансовая система  как целостная экономическая  категория, обладающая общими свойствами, имеет свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев, для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев  в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации  в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

1.2. Структура  и функции финансовой системы

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

- бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных  фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

- финансы предприятий, организаций,  учреждений, отраслей народного  хозяйства;

- государственное страхование  (имущественное и личное страхование);

- государственный, в  том числе  банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы  существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Во второй главе мы более подробно рассмотрим характеристику звеньев финансовой системы.

Существует две основные функции  финансовой системы: распределительная и контрольная, и это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением4.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих и т.д.; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее  перераспределение национального  дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального  дохода происходит между:

- производственной и непроизводственной  сферами народного хозяйства;

- отраслями материального производства;

- отдельными регионами страны;

- формами собственности;

- социальными группами населения.

Конечная  цель распределения и перераспределения  национально дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый  контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение  динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования5.

Финансовый  контроль — важное средство обеспечения  законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства.

Таким образом, финансовый контроль — это  регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также  через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление