Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что финансовая система и ее звенья имеют важное значение для страны, поскольку являются системой форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий, отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране. Для нормального функционирования финансовой системы государству необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять и расходовать собранные деньги в соответствии с обязательствами государства о финансировании капиталовложений, их страховании и защите.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, структура и функции финансовой системы 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Структура и функции финансовой системы 7
2. Характеристика звеньев финансовой системы 12
2.1. Централизованные звенья финансовой системы 12
2.2. Децентрализованные звенья финансовой системы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Задачи и функции, отнесенные к  ведению субъектов РФ, очень разнообразны.

В ст. 71, 72 Конституции РФ определены предметы ведения РФ и предметы совместного  ведения РФ и ее субъектов, закрепляя  при этом за субъектами РФ право реализовывать свои полномочия в области совместного ведения.

Ст. 73 Конституции РФ, указывает, что  субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Полномочия субъекта РФ закрепляются как в конституции РФ, так и в нормативно правовых актах субъектов РФ.

Бюджеты, формируемые на территории субъекта РФ, - региональный и местные - являются обособленными, самостоятельными денежными фондами. В консолидированном бюджете можно учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.

Важным звеном финансовой системы РФ являются и местные бюджеты. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджеты муниципальных образований, они же местные бюджеты, представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для решения задач и выполнения функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии со ст. 130, 131, 132 Конституции  РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Под вопросами местного значения понимаются проблемы, касающиеся непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ.

Статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» (с  изм. от 21.07.2005) к вопросам местного значения непосредственно относит: местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

Также муниципальные образования  имеют право рассматривать и другие вопросы, отнесенные к задачам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Государственное страхование обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с развитием рыночных отношений государственные страховые организации могут изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время вместе с государственными страховыми организациями страхование осуществляют и негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Это такие, как: ОАО «Российская государственная страховая компания», ООО «Страховая компания ОНИКС», АО «Росгосстрах», ЗАО «Промышленно-страховая компания», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «РОСНО», ОАО АСО «Лидер», ЗАО «Страховая акционерная компания «Информстрах», ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов», ОАО «Почтово-транспортная страховая компания» и др.

Важным звеном финансовой системы  является также государственный,  в том числе банковский кредит.

Государственный кредит играет двоякую  роль. Во-первых, он ориентирован на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. Во-вторых, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях13.

Государственный кредит может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями.

Предельные объемы государственного внешнего долга и государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года утверждены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год». Так, согласно ст. 97 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»: 1) верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 46,7 млрд. долл. США (или 36,3 млрд. евро); 2) верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств перед РФ в сумме 71,0 млрд. долл. США; 3) верхний предел государственного внешнего долга государств - участников СНГ перед РФ в сумме 3,0 млрд. долл. США; 4) предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,9 млрд. долл. США14.

Согласно ст. 117 ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в 2007 году на погашение государственного внутреннего долга выделено 48 000 000,0 тыс. рублей15.

Банковский кредит — это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

2.2. Децентрализованные  звенья финансовой системы

Под децентрализованными  звеньями финансовой системы понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций16. Так, согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ «О коммерческих и некоммерческих организациях» коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия также могут заниматься предпринимательской деятельностью. В качестве некоммерческих организаций предусматриваются две такие формы: ассоциации и союзы.

Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении — это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их использование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих  в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

В настоящее время, наряду с общегосударственными, т.е. федеральными и территориальными внебюджетными фондами, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, которые подразделяются на фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и иные внебюджетные фонды, созданные в соответствии с решениями Правительства РФ и формируемые в основном за счет отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг), а также средств иных источников, включая доходы от оказания платных услуг, коммерческой деятельности или добровольных отчислений.

Согласно реестру внебюджетных фондов для финансирования научных  исследований и экспериментальных  разработок, действует 82 отраслевых и  межотраслевых внебюджетных фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эти фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Из общего количества фондов 22 образованы в федеральных органах исполнительной власти, 52 - в ассоциациях, союзах и объединениях и 8 - в крупных корпорациях и концернах, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ.

Средства фондов, формируемые за счет ежеквартальных отчислений предприятий, используются целевым назначением на финансирование научно-технических программ (проблем), исследований и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение.

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев данную тему, можно сделать вывод, что финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий, а многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности. Так, например, федеральный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Местные финансы, также являясь  важным звеном финансовой системы, все больше используются в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Важным звеном финансовой системы  являются фонды социального страхования, различные целевые фонды, государственные кредитные учреждения, поскольку они приобретают значение резерва, к которому правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т.е. использует для повышения маневренности финансовой системы. Важным звеном финансовой системы являются и финансы предприятий, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Итак, разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление