Вслед за планированием наступает
черед организации, т. е. принятия
решения о методах и инструментах выполнения
плана. Организация предполагает назначение
рабочих задач, их конкретизацию в отделах
компании и распределение ресурсов между
ними. Процесс организации структурирует
работу и формирует подразделения, исходя
из размера организации, ее целей, технологии
и персонала, являющегося также одним
из переменных.
Мотивация — это процесс, с помощью
которого руководители делают так, что
люди работают более производительно,
стремясь достигнуть целей организации.
Контроль позволяет руководству
увидеть, насколько успешна его
работа по выполнению намеченных планов,
а также насколько успешно были удовлетворены
потребности внешнего мира. Большинство
управленческих решений, имеют как положительные,
так и отрицательные последствия. Хорошее
управление — это сложный акт балансирования,
предполагающего намеренные жертвы, когда
это необходимо для общего блага.
Контроль — четвертая функция
управленческого процесса. Контроль
означает наблюдение за действиями работников,
точным следованием организации по
выбранному курсу и достижением поставленных
целей, а также внесение необходимых коррективов.
Новые тенденции наделения властью и повышения
степени самостоятельности работников
привели к тому, что на смену традиционным
формам контроля сверху приходит самомониторинг
работников за выполнением рабочих заданий
и исправление ими допущенных ошибок,
не дожидаясь указаний менеджеров.
Процесс менеджмента включает четыре
этапа:
1. разработку целей менеджмента
в рамках установленных обязанностей;
2. определение круга полномочии
и обязанностей всех руководителей
предприятия;
3. составление реальных планов
достижения поставленных целей;
4. контроль, измерение и оценка
работы каждого руководителя.
Также используется менеджмент-аудит,
позволяющий установить новые цели
организации.
Значение лидерства как одной
из функций менеджмента постоянно возрастает.
Под лидерством (руководством) понимается
использование влияния менеджера для
мотивации работников к достижению целей
организации. Эффективное руководство
предполагает, что все сотрудники организации
разделяют ее цели, ценности и культуру,
стремятся к достижению высоких результатов
совместной деятельности. Подразумевается,
что мотивироваться к решению поставленных
задач могут как непосредственно подчиненные
менеджеру сотрудники, так и целые отделы
и подразделения. В наш век неопределенности,
«упрощения» компаний, международной
конкуренции и увеличивающейся степени
многообразия рабочей силы способность
менеджмента сформировать корпоративную
культуру, донести до работников цели
организации и создать стимулы для достижения
этих целей — критически важный фактор
успеха бизнеса.
Современный
менеджмент и государственное управление.
Судьба
российских реформ во многом зависит
от того, будет ли кардинальным образом
реформирована существующая система государственного
управления и государственной службы,
произойдет ли, образно говоря, ее «встреча»
с достижениями современной управленческой
науки. Сложность современной социальной
практики, наличие в ней ситуаций риска
и неопределенности объективно предполагает
научную обоснованность принимаемых управленческих
решений. Достижения современного менеджмента
отличаются разной степенью востребованности
в различных сферах общественной жизни.
Парадоксально то, что одна из важнейших
отраслей управления – государственное
управление, государственная служба –
в силу объективных и субъективных причин
явно в недостаточной степени приспособлена
к адаптации вышеуказанных достижений.
Между тем, если в бизнесе риск определяется
как вероятность возникновения убытков
или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым
вариантом, то в сфере государственного
управления он чреват серьезными социальными,
политическими и нравственными последствиями,
способными ухудшить общественный климат
и отрицательно повлиять на экономику
и судьбы людей. Таким образом, налицо
и практическая проблема – адаптация
арсенала современной науки управления
к государственной службе, требующая реформирования
последней, и теоретическая - исследование
возможностей и путей такой адаптации,
анализ основ госслужбы сквозь призму
теории принятия управленческих решений,
в том числе в условиях риска. Современный
менеджмент и, в частности теория принятия
управленческих решений, с одной стороны,
и специфика государственного управления
и государственной службы – с другой,
позволяют нам сделать ряд принципиальных
выводов относительно системы объективных
и субъективных факторов принятия управленческих
решений в исследуемой сфере управленческой
деятельности.
Прежде
всего, речь идет о том, что достижения
современной управленческой науки
могут и должны быть востребованы
и адаптированы к такому виду
управленческой деятельности, каким
является государственная служба
в Российской Федерации. Теория принятия
управленческих решений дает нам ориентиры
отбора и оценки объективных и субъективных
факторов данного процесса применительно
к государственной службе и, соответственно,
- ориентиры совершенствования самой этой
сферы управленческой деятельности. В
самом общем плане это означает соответствие
управленческих решений госслужбы
общим требованиям, предъявляемым к управленческому
решению. Это означает также
научную состоятельность управленческих
решений, принимаемых госслужащими. Это
означает умение ранжировать проблемы
по их актуальности, масштабности, степени
риска. Управленческие решения в госслужбе
должны соответствовать условию связи
основных функций управления: планирования,
организации, мотивации, контроля. Речь идет также
о возрастающей роли методов качественной
оценки. В практике осуществления целенаправленных
воздействий на процессы и людей таким
ориентиром является – уход от монопольного
господства иерархической системы (неизбежной
в условиях госслужбы) и внедрение культурного
воздействия и рыночных регуляторов. Тенденция,
которую условно можно выразить формулой
«от администрирования – к менеджменту»,
предполагает также внедрение в госслужбу
классической модели процесса подготовки
и принятия решения, что, в свою очередь,
связано с внедрением научных процедур
оформления принимаемых решений.
При
отборе и оценке объективных факторов
необходимо учитывать проблему искаженности
информации, на основе которой принимается
решение госслужащими, потребностями
людей, а также такими явлениями,
как коррупция, лоббизм,
патернализм, клиентелизм.
В
управленческой деятельности необходимо
учитывать уровень риска при
принятии решений в качестве важнейшего
фактора. Для принятия решений в
условиях риска менеджер или государственный
орган должен обладать достаточным объемом
достоверной информации. Отсюда – такой
ориентир, как овладение госслужащими
различными способами получения достоверной
информации. Это является особо важным
и в связи с тем, что наибольший потенциал
неопределенности встречается в социокультурной
и политической среде. Это приводит к возникновению
противоречивой ситуации: с одной стороны,
большая социальная и политическая ответственность,
а, с другой, - ограниченные возможности
внедрения количественных методов.
Теория
принятия управленческих решений предполагает
наличие ряда требований к личностным
и профессиональным качествам госслужащего,
что служит ориентиром для отбора и оценки
субъективных факторов. Ведь решение –
один из необходимых моментов волевого
действия руководителя. Быстрота, правильность
и четкость решений зависят от умения
руководителя творчески мыслить, от его
личных качеств (решительность, инициативность,
смелость, стремление к самостоятельному
выполнению возложенных на него обязанностей)
и от его организаторских способностей.
Сюда же можно отнести и проблему ответственности
госслужащего за принимаемые решения.
Альтернативность при принятии решений
предполагает выработку альтернативного
мышления у госслужащих Важным качеством
является умение принимать решения по
правилам, выработанным управленческой
наукой. Правило принятия решения – это
критерий, по которому выносится суждение
об оптимальности данного конкретного
исхода, выбирается оптимальный вариант.
В практику управленческой деятельности
госслужащего должно быть внедрено также
моделирование и прогнозирование. Особую
роль играет качественное прогнозирование,
которое может служить основой планирования.
В госслужбе важнейшая роль должна принадлежать
социальному и политическому прогнозированию,
экономическим прогнозам. Таковы ориентиры
отбора объективных и субъективных факторов
принятия управленческих решений государственными
служащими. Сами же объективные и субъективные
факторы определяются специфическими
особенностями государственной службы.
Важным требованием к госслужащему
является его политическая нейтральность.
Но государственная служба постсоветской
России является во многом прямой наследницей
госслужбы в СССР, где о политической нейтральности
не могло быть и речи.. Служащие специализированных
государственных органов имеют преимущества
в информированности по тем конкретным
вопросам, которые входят в сферу их ответственности..
Нередко возникают неформальные коалиции
между специализированными органами и
группами интересов, отстаивающими принятие
одних и тех же решений.
Бюрократия заинтересована в укреплении
связей с лобби, так как в случае ухода
с государственной службы влиятельные
группы могут предоставить высокооплачиваемую
работу в частном секторе тем чиновникам,
которые ранее сумели заручиться их симпатией.
Во всяком случае, неформальные связи
бюрократии и политических сил и деятелей
весьма обширны.
Несмотря на то, что формально
бюрократия является политически нейтральной,
в современной России существует
проблема политической ангажированности
государственных служащих. Несовершенными
являются и правовые основы государственной
службы, серьезной доработки требует Кодекс
государственной службы. Остается нерешенной
серьезнейшая проблема - создание единой
системы подготовки и повышения квалификации
государственных служащих, нацеленной
на формирование корпуса профессионалов-управленцев.
Все это может быть рассмотрено в качестве
объективных факторов, влияющих на принятие
ими управленческих решений, и способствует
риску.
Важным
показателем состояния современной
госслужбы в России является рост
численности государственного аппарата,
что свидетельствует о недостаточной
его компетентности. Многие должности
занимают представители номенклатуры
периода «развитого социализма». Они решают
управленческие задачи с помощью голого
администрирования, по неофициальным
связям и каналам, за взятки и т.п., что
в современных условиях не только неэффективно,
но вредно и разрушительно.
Низок уровень их профессионализма
и компетентности. Велик удельный вес
лиц предпенсионного и пенсионного
возраста.
Социальные характеристики госслужащих
как особой группы порождают определенную
систему их ценностей и особенности
мировоззрения. В понимании этих
особенностей важное методологическое
значение имеет современная классификация
систем государственной службы, согласно
которой принято выделять коммунистическую
систему, а также открытую и закрытую системы.
Государственная служба в современной
России вышла из коммунистической системы
и имеет признаки закрытой системы, что
не способствует внедрению в управленческую
деятельность достижений современного
менеджмента. Для России предпочтительна
открытая система госслужбы, или система
найма, которая интегрирует государственную
службу в общество. Важнейшим объективным
фактором принятия управленческих решений
в сфере государственной службы является
ее информационное обеспечение. Информация
напрямую связана с проблемой риска. Определяющим
объективным фактором принятия управленческих
решений является степень соответствия
управленческой деятельности госслужащих
критериям социальной эффективности,
выражающихся, в конечном счете, в уровне
и качестве жизни населения (здоровье,
уровень жизни, уровень личной и общественной
безопасности, культуры, образования,
степени развития прав и свобод и т. д.).
Субъективным фактором выступает сам
госслужащий, его личностные черты, уровень
его управленческой компетентности и
культуры. деятельности, чувство лидерства
и компетентность в вопросах управления
как часть управленческой культуры.
Управленческая культура
- не только явление сознания, но и нормативное
установление и практическая деятельность.
Составные части управленческой культуры:
управленческие знания, понимание, умение;
практическое управленческое поведение,
отношение к управленческим институтам.
В структурном отношении в управленческую
культуру входят, во-первых, управленческая
компетентность как синтез познаний (теоретической
подготовки) и практического опыта в области
управления вообще и государственного
управления в особенности; во-вторых, информированность
о всех проблемах, явлениях, процессах,
преобразованиях, происходящих в сфере
управления, особенно государственного.
В данном контексте мы
не можем обойти проблему рациональности
государственного управления. Управляемым
процессам необходимы: адекватные организационные формы, соответствующие
конкретным видам деятельности, четко
обозначенные цели, соответствующие интересам
людей и активизирующие их деятельность,
нормы, нормативы, правильно регулирующие
внешние параметры деятельности и дающие
простор для инициативы и самодеятельности,
ресурсное и научно-техническое обеспечение,
стимулы, удовлетворяющие определенные
интересы и создающие для этого основу
и меру ответственности, демократические
процедуры контроля и оценки результатов
деятельности.
Таким образом, риск при принятии
управленческого решения государственными
служащими определяется сложной системой
объективных и субъективных факторов.
Ориентирами для их выделения являются
основные положения теории принятия управленческих
решений. В первую группу объективных
факторов входят общие политические и
правовые основы государственной службы
в РФ, выступающие средой функционирования
государственного управления и, соответственно,
- принятия управленческих решений.
Снижение риска и повышение эффективности
государственного управления входит в
общий контекст политических, экономических
и правовых реформ в Российской Федерации,
способствующих становлению гражданского
общества и правового государства. Их
осуществление будет способствовать дебюрократизации
государственного управления и становлению
государственного служащего как менеджера
- профессионала. Особое значение имеет
принятие Кодекса государственной службы
и повсеместное внедрение института аттестации
государственных служащих.
Заключение.
Менеджмент - это система методов
управления в условиях рынка или рыночной
экономики, которые предполагают ориентацию
фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное
стремление к повышению эффективности
производства с наименьшими затратами,
с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования,
организации, мотивации и контроля,
необходимый для того, чтобы сформулировать
и достичь целей организации.
Суть управления состоит в оптимальном
использовании ресурсов (земли, труда,
капитала) для достижения поставленных
целей.