Государственное управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Вслед за планированием наступает  черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных.

Мотивация — это процесс, с помощью  которого руководители делают так, что  люди работают более производительно, стремясь достигнуть целей организации. Контроль позволяет руководству  увидеть, насколько успешна его  работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира. Большинство управленческих решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага.

Контроль — четвертая функция  управленческого процесса. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов. Новые тенденции наделения властью и повышения степени самостоятельности работников привели к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров.

Процесс менеджмента включает четыре этапа:

1. разработку целей менеджмента  в рамках установленных обязанностей;

2. определение круга полномочии  и обязанностей всех руководителей предприятия;

3. составление реальных планов  достижения поставленных целей; 

4. контроль, измерение и оценка  работы каждого руководителя.

Также используется менеджмент-аудит, позволяющий установить новые цели организации.

Значение лидерства как одной  из функций менеджмента постоянно возрастает. Под лидерством (руководством) понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.

Современный менеджмент и государственное управление.

Судьба  российских реформ во многом зависит от того, будет ли кардинальным образом реформирована существующая система государственного управления и государственной службы, произойдет ли, образно говоря, ее «встреча» с достижениями современной управленческой науки. Сложность современной социальной практики, наличие в ней ситуаций риска и неопределенности объективно предполагает научную обоснованность принимаемых управленческих решений. Достижения современного менеджмента отличаются разной степенью востребованности в различных сферах общественной жизни. Парадоксально то, что одна из важнейших отраслей управления – государственное управление, государственная служба – в силу объективных и субъективных причин явно в недостаточной степени приспособлена к адаптации вышеуказанных достижений. Между тем, если в бизнесе риск определяется как вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом, то в сфере государственного управления он чреват серьезными социальными, политическими и нравственными последствиями, способными ухудшить общественный климат и отрицательно повлиять на экономику и судьбы людей. Таким образом, налицо и практическая проблема – адаптация арсенала современной науки управления к государственной службе, требующая реформирования последней, и теоретическая  - исследование возможностей и путей такой адаптации, анализ основ госслужбы сквозь призму  теории принятия управленческих решений, в том числе в условиях риска. Современный менеджмент и, в частности теория принятия управленческих решений, с одной стороны, и специфика государственного управления и государственной службы – с другой, позволяют нам сделать ряд принципиальных выводов относительно системы объективных и субъективных факторов принятия управленческих решений в исследуемой сфере управленческой деятельности.

Прежде  всего, речь идет о том, что достижения современной управленческой науки  могут и должны быть востребованы и адаптированы  к такому виду управленческой деятельности, каким  является государственная служба  в Российской Федерации. Теория принятия управленческих решений дает нам ориентиры отбора и оценки объективных и субъективных факторов данного процесса применительно к государственной службе и, соответственно, - ориентиры совершенствования самой этой сферы управленческой деятельности. В самом общем плане это означает соответствие управленческих  решений госслужбы общим требованиям, предъявляемым к управленческому решению. Это означает также научную состоятельность управленческих решений, принимаемых госслужащими. Это означает умение ранжировать проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Управленческие решения в госслужбе должны соответствовать условию связи основных функций управления: планирования, организации, мотивации,  контроля.  Речь идет также о возрастающей роли методов качественной оценки. В практике осуществления целенаправленных воздействий на процессы и людей таким ориентиром является – уход от монопольного господства иерархической системы (неизбежной в условиях госслужбы) и внедрение культурного воздействия и рыночных регуляторов. Тенденция, которую условно можно выразить формулой «от администрирования – к менеджменту», предполагает также внедрение в госслужбу классической модели  процесса подготовки и принятия решения, что, в свою очередь, связано с внедрением научных процедур оформления принимаемых решений.

При отборе и оценке объективных факторов необходимо учитывать проблему искаженности информации, на основе которой принимается  решение госслужащими,  потребностями  людей, а также такими явлениями, как коррупция, лоббизм, патернализм, клиентелизм.

В управленческой деятельности необходимо учитывать уровень риска при  принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в  условиях риска менеджер или государственный  орган должен обладать достаточным объемом достоверной информации. Отсюда – такой ориентир, как овладение госслужащими различными способами получения достоверной информации. Это является особо важным и в связи с тем, что наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной и политической среде. Это приводит к возникновению противоречивой ситуации: с одной стороны, большая социальная и политическая ответственность, а, с другой, - ограниченные возможности внедрения количественных методов.

Теория  принятия управленческих решений предполагает наличие ряда требований к личностным и профессиональным качествам госслужащего, что служит ориентиром для отбора и оценки субъективных факторов. Ведь решение – один из необходимых моментов волевого действия руководителя. Быстрота, правильность и четкость решений зависят от умения руководителя творчески мыслить, от его личных качеств  (решительность, инициативность, смелость, стремление к самостоятельному выполнению возложенных на него обязанностей) и от его организаторских способностей. Сюда же можно отнести и проблему ответственности госслужащего за принимаемые решения. Альтернативность при принятии решений предполагает выработку альтернативного мышления у госслужащих Важным качеством является умение принимать решения по правилам, выработанным управленческой наукой. Правило принятия решения – это критерий, по которому выносится суждение об оптимальности данного конкретного исхода,  выбирается оптимальный вариант.  В практику управленческой деятельности госслужащего должно быть внедрено также моделирование и прогнозирование. Особую роль играет качественное прогнозирование, которое может служить основой планирования. В госслужбе важнейшая роль должна принадлежать социальному и политическому прогнозированию, экономическим прогнозам. Таковы ориентиры отбора объективных и субъективных факторов принятия управленческих решений государственными служащими. Сами же объективные и субъективные факторы определяются специфическими особенностями государственной службы.

Важным требованием к госслужащему является его политическая нейтральность. Но государственная служба постсоветской России является во многом прямой наследницей госслужбы в СССР, где о политической нейтральности не могло быть и речи.. Служащие специализированных государственных органов имеют преимущества в информированности по тем конкретным вопросам, которые входят в сферу их ответственности.. Нередко возникают неформальные коалиции между специализированными органами и группами интересов, отстаивающими принятие одних и тех же решений.

Бюрократия заинтересована в укреплении связей с лобби,  так как в случае ухода с государственной службы влиятельные группы могут предоставить высокооплачиваемую работу в частном секторе тем чиновникам, которые ранее сумели заручиться их симпатией. Во всяком случае, неформальные связи бюрократии и политических сил и деятелей весьма обширны.

Несмотря на то, что формально  бюрократия является политически нейтральной, в современной России существует проблема политической ангажированности государственных служащих. Несовершенными являются и правовые основы государственной службы, серьезной доработки требует Кодекс государственной службы. Остается нерешенной серьезнейшая проблема - создание единой системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, нацеленной на формирование корпуса профессионалов-управленцев. Все это может быть рассмотрено в качестве объективных факторов, влияющих на принятие ими управленческих решений,  и способствует риску.

          Важным  показателем состояния современной  госслужбы в России является рост численности государственного аппарата, что свидетельствует о недостаточной его компетентности. Многие должности занимают представители номенклатуры периода «развитого социализма». Они решают управленческие задачи  с помощью голого администрирования, по неофициальным связям и каналам, за взятки  и т.п., что в современных условиях не только неэффективно, но  вредно  и   разрушительно. Низок  уровень их профессионализма и компетентности. Велик удельный вес лиц предпенсионного и  пенсионного возраста. 

Социальные характеристики госслужащих  как особой группы порождают определенную систему  их ценностей и особенности  мировоззрения. В понимании этих особенностей важное методологическое значение имеет современная классификация  систем государственной службы, согласно которой  принято выделять коммунистическую систему, а также открытую и закрытую системы. Государственная служба в  современной  России вышла из коммунистической системы и имеет признаки закрытой системы, что не способствует внедрению в управленческую деятельность  достижений современного менеджмента. Для России предпочтительна открытая система госслужбы, или система найма, которая интегрирует государственную службу в общество. Важнейшим объективным фактором принятия управленческих решений в сфере государственной службы является ее информационное обеспечение. Информация  напрямую связана с проблемой риска. Определяющим объективным фактором принятия управленческих решений является степень соответствия управленческой деятельности госслужащих критериям социальной  эффективности, выражающихся, в конечном счете, в уровне и качестве жизни населения (здоровье, уровень жизни, уровень личной и общественной безопасности, культуры, образования, степени развития прав и свобод и т. д.). Субъективным фактором выступает сам госслужащий, его личностные черты, уровень его управленческой компетентности и культуры. деятельности, чувство лидерства и компетентность в вопросах управления как часть управленческой культуры.

Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное установление и практическая деятельность. Составные части управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам. В структурном отношении в управленческую культуру входят, во-первых,   управленческая компетентность как синтез познаний (теоретической подготовки) и практического опыта в области управления вообще и государственного управления в особенности; во-вторых, информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях, происходящих в сфере управления, особенно государственного.

В данном контексте мы не можем обойти проблему рациональности государственного управления. Управляемым  процессам необходимы: адекватные организационные формы, соответствующие конкретным видам деятельности, четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность, нормы, нормативы, правильно регулирующие внешние параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности, ресурсное и научно-техническое обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы и создающие для этого основу и меру ответственности, демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности.

Таким образом, риск при принятии управленческого решения государственными служащими определяется сложной системой объективных и субъективных факторов. Ориентирами для их выделения являются основные положения теории принятия управленческих решений.  В первую группу объективных факторов входят общие политические и правовые основы государственной службы в РФ, выступающие средой функционирования государственного управления и, соответственно, -  принятия управленческих решений. Снижение риска и повышение эффективности государственного управления входит в общий контекст политических, экономических и правовых реформ в Российской Федерации, способствующих становлению гражданского общества и правового государства. Их осуществление будет способствовать дебюрократизации государственного управления и становлению государственного служащего как менеджера - профессионала. Особое значение имеет принятие Кодекса государственной службы и повсеместное внедрение института аттестации государственных служащих.

Заключение.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном  использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Информация о работе Государственное управление и менеджмент