Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:51, контрольная работа
В данной контрольной работе освещены этапы развития системы государственного управления в России от становления, до проведения процессов демократизации советского общества в начале 90-х годов прошлого века. Более подробно рассмотрены особенности государственного управления в годы Второй Мировой Войны.
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Становление советской системы государственного
управления (Конституции 1924, 1936 гг.)…………………………………………………….5
1.1 Конституция нового Союза ССР 1924 года………………………………………….5
1.2 Конституция 1936 года - законодательное закрепление
основ построенного в СССР……………………………………………………….6
2 Особенности модели государственного
управления в годы Великой Отечественной войны ………………………………………...…9
2.1 Состояние государственного управления СССР к началу
Великой Отечественной войны………………………………………………………9
2.2 Советский государственный аппарат после
нападения фашистской Германии на СССР …………………………………………..
2.3 Чрезвычайные органы управления в годы Второй Мировой войны……………….12
2.4 Издержки государственного управления в годы
Великой Отечественной Войны……………………………………………………..15
3. Эволюция государственного управления в 1956–1991 гг.…………………………
3.1
3.2
3.3
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников
Федеральное агентство по образованию
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного обучения
Кафедра
государственного, трудового
и административного
права
по дисциплине «История государственного
управления России»
Государственное управление в СССР (1922-1991)
Студент
гр. ДБМН-09-163 О.Ю. Шеврина
Преподаватель
ст. преподаватель
Владивосток 2012
Введение…………………………………………………………
1 Становление советской системы государственного
управления
(Конституции 1924, 1936 гг.)…………………………………………………….
1.1 Конституция нового Союза ССР 1924 года………………………………………….5
1.2 Конституция 1936 года - законодательное закрепление
основ построенного в СССР……………………………………………………….6
2 Особенности модели государственного
управления в годы Великой Отечественной войны ………………………………………...…9
2.1 Состояние государственного управления СССР к началу
Великой Отечественной войны………………………………………………………9
2.2 Советский государственный аппарат после
нападения фашистской Германии на СССР …………………………………………..
2.3 Чрезвычайные органы управления в годы Второй Мировой войны……………….12
2.4
Издержки государственного
Великой Отечественной Войны………
3. Эволюция государственного управления в 1956–1991 гг.…………………………
3.1
3.2
3.3
Заключение
………………………………………………………………………………
Список
использованных источников …………………………………………………………...
Введение
История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.
История
государственного управления России изучает
не только закономерности, но и особенности
государственно-правовых явлений в
их целостности, единстве, хронологической
последовательности, взаимосвязи и
взаимозависимости. Государственное
управление это сложное и многоплановое
явление. Под государственным
Государство
– важнейший институт политической
системы общества, организующий, направляющий
и контролирующий совместную деятельность
и отношения людей, общественных
групп, классов и ассоциаций. Государство
– центральный институт власти в
обществе и концентрированное
Советский период истории нашей страны, или по крайней мере этап с 1928 по 1953 г. характеризуется понятием «тоталитаризм». Тоталитаризм рассматривается как особая форма взаимодействия общества и власти, основанная на стремлении правящей элиты к максимальному контролю за всеми сферами жизни людей путем насилия и индоктринации- насыщением определённым, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.
Управление тоталитарным государством часто характеризуется как административно-командная система, отличительными чертами которой являются: руководящая роль партии в государственном строительстве, сращивание партийного аппарата с государственным; возникновение своеобразной модели подбора и расстановки кадров, получившей название номенклатуры и ставшей своего рода инкубатором для выращивания партийно-государственной элиты; преобладание директивно-планового начала, жесткой централизации и бюрократизации, дополняемыми оперативным контролем и администрированием; чрезвычайные репрессии и внесудебные расправы.
Принципиальные решения по всем вопросам, связанным с управлением страной, принимались в СССР партийными инстанциями: Политбюро Центрального Комитета, Центральным Комитетом, областными, городскими, районными комитетами РКП(б) — ВКП(б) — КПСС, сводя властно-управленческие функции Советов всех уровней до пустой формальности. Тем не менее существовавшая система называлась «Советской властью».
В
данной контрольной работе освещены
этапы развития системы государственного
управления в России от становления,
до проведения процессов демократизации
советского общества в начале 90-х годов
прошлого века. Более подробно рассмотрены
особенности государственного управления
в годы Второй Мировой Войны.
Возникший в годы гражданской войны на обломках бывшей Российской империи военно-политический союз советских республик (1919—1922 гг.) перерос после ее окончания в новый союз — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Инициаторами его создания стали РСФСР, Белоруссия, Украина и Закавказская Федерация (ЗСФСР).
Конституция нового Союза была утверждена II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 г. Согласно этой Конституции высшим органом власти стали периодически созываемые Всесоюзные съезды Советов. В период между ними верховные функции исполнял избранный на съезде Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР), состоявший из двух равноправных палат— Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК, которым руководили по очереди 4 председателя. ЦП К СССР формировал высший исполнительный орган власти — Совет народных комиссаров (СНК) — правительство страны. Органы исполнительной власти строились по территориально-отраслевому принципу. Они состояли из общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских наркоматов с соответствующей иерархией подчинения.
Изменилась и структура Высшего совета народного хозяйства: вместо прежних 50 центров и главков, занимающихся учетом, распределением сырья и готовой продукции, возникли управления по отраслям промышленности, планированию и т. п. Часть предприятий подчинялась непосредственно ВСНХ. Остальные подлежали сдаче в аренду. Предприятия, перешедшие в подчинение ВСНХ, объединялись в тресты, деятельность которых должна была строитъся на принципе хозрасчета. Для регулирований отношений между трестами, для снабжения их сырьем и сбыта продукции учреждались индикаты.
Усилилась
роль партии в государственном
К компетенции Союза относились вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов. Остальное находилось либо в совместном ведении, либо в ведении республик.
В основу первой советской Конституции были положены Декларация, Договор об образовании СССР, а также Конституция РСФСР 1918 г. В 1924—1925 гг. принимаются конституции союзных республик, входящих в СССР, в основном повторяющие положения общесоюзной конституции.
Становление
нового федеративного государства
совпало с процессом выделения новых
государственных образований: Узбекской
и Туркменской союзных республик, Казахской
и Киргизской АССР (до 1936 г. в составе РСФСР),
Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской
и Чеченской автономных областей (позже
АССР в составе РСФСР), Нагорно-Карабахской
АО (в составе Азербайджана), Молдавской
АССР (в составе Украины) и т. д. Однако,
принцип выделения территорий на этнической
основе создал предпосылки для возникновения
сепаратизма, породившего уже в наши дни
немало конфликтов.
1.2 Конституция 1936 года
Конец 20-х — начало 30-х гг. XX в. в нашей стране
ознаменовались крупными изменениями
в экономике, политике, культуре и государственном
строительстве, иногда определяемыми
как «сталинская революция сверху». Установка
на форсированное экономическое развитие
приводит к перестройке государственного
управления промышленностью. В нем усиливаются
административно-
Новая Конституция была призвана законодательно закрепить основы построенного в СССР. 5 декабря 1936 г. VIII чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов принял новую Конституцию СССР, которая существенно изменяла избирательную систему и устройство органов государственной власти. Были отменены ограничения политических прав граждан по классовому признаку, вводились всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в Советы всех уровней. Производственный принцип, по которому ранее избирались местные Советы, заменялся территориальным, а сами Советы стали именоваться Советами депутатов трудящихся.
Сложилась и определенная вертикаль представительных органов власти. В связи с упразднением съездов Советов всех уровней высшим органом власти вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР стал Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). На местах представительными органами власти стали Советы, исполни тельными — исполкомы Советов.
Уже первые выборы в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. показали, что в условиях фактического безвластия Советов, аппаратных методов подбора и выдвижения «нужных» кандидатур, разнарядок и квот, усиления власти партийных инстанций и репрессивных органов провозглашенные в Конституции демократические принципы оказались девальвированными. Реальная практика всех избирательных кампаний 1937—1984 гг. сводилась к выдвижению и избранию единственного кандидата, представлявшего блок «коммунистов и беспартийных».
В Советах всех уровней в соответствии с принципами социалистической демократии должно было осуществляться широкое представительство рабочих и крестьян. И оно осуществлялось путем подбора соответствующих кандидатур партийными органами преимущественно из числа передовиков производства, ударников, стахановцев. При этом ротация выборных органов власти происходила как раз за их счет при сохранении депутатов, принадлежащих к номенклатуре.
Верховному Совету СССР, Верховным Советам союзных и автономных республик принадлежало исключительное право принятия законов, но в условиях всевластия партии это было пустой формальностью. Особенностью Конституции стал и вывод Совета народных комиссаров из непосредственного подчинения Верховному Совету. Правительство не было обязано отчитываться перед Верховным Советом и получило широкие возможности для издания подзаконных актов (постановлений, инструкций). Увеличилось и число союзных и союзно-республиканских наркоматов, что свидетельствовало о дальнейшем усилении процессов централизации и бюрократизации управления.
Конституция объявила строительство социализма в СССР в основном завершенным, провозгласила ряд демократических прав и свобод. Однако это резко противоречило той тоталитарной модели управления, которая к этому времени сложилась в стране.
Таким образом, модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил.
Информация о работе Государственное управление в СССР (1922-1991)