Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:51, контрольная работа
В данной контрольной работе освещены этапы развития системы государственного управления в России от становления, до проведения процессов демократизации советского общества в начале 90-х годов прошлого века. Более подробно рассмотрены особенности государственного управления в годы Второй Мировой Войны.
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Становление советской системы государственного
управления (Конституции 1924, 1936 гг.)…………………………………………………….5
1.1 Конституция нового Союза ССР 1924 года………………………………………….5
1.2 Конституция 1936 года - законодательное закрепление
основ построенного в СССР……………………………………………………….6
2 Особенности модели государственного
управления в годы Великой Отечественной войны ………………………………………...…9
2.1 Состояние государственного управления СССР к началу
Великой Отечественной войны………………………………………………………9
2.2 Советский государственный аппарат после
нападения фашистской Германии на СССР …………………………………………..
2.3 Чрезвычайные органы управления в годы Второй Мировой войны……………….12
2.4 Издержки государственного управления в годы
Великой Отечественной Войны……………………………………………………..15
3. Эволюция государственного управления в 1956–1991 гг.…………………………
3.1
3.2
3.3
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников
Политические репрессии и
Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставка ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение – Молотов, Маленков, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные – Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект, поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10 – 12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, было обычным делом.
Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы. В целом советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.
Система власти, установленная в середине 1930-х гг., без радикальных изменений просуществовала более полувека1. Это привело к тому, что уже с начала 60-х гг. в социально-экономической жизни общества стали накапливаться негативные, застойные явления. Новая Конституция, принятая 7 октября 1977г. внеочередной 7-й сессией Верховного Совета СССР десятого созыва, стала ярким проявлением этих тенденций. По-прежнему основой политической системы страны провозглашались Советы, которые стали именоваться Советами народных депутатов. В Конституции больший акцент был сделан на руководящей роли КПСС в обществе и государственном управлении, отражена новая структура национально-государственного устройства, формально расширены функции Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Советов всех уровней.
Конституция
1977 г. стала видоизмененным вариантом
Конституции 1936 г. и потому не могла внести
сколько-нибудь существенных изменений
в структуру органов государственной
власти и управления, да и не ставила этой
цели.
2. Особенности модели государственного управления в годы Великой Отечественной войны
2.1 Состояние
государственного управления
Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим. Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления. Свою роль также сыграла чистки 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности. В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны.
В центральном аппарате и
Политбюро
приняло специальное
2.2 После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами. Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.
Война
наложила отпечаток на работу властных
структур, подчинив ее потребностям военного
времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ
Президиума Верховного Совета СССР «О
военном положении», которое вводилось
на всей европейской части страны.
На этой территории все функции органов
государственной власти и управления
в отношении организации
Военные власти могли издавать
постановления, обязательные
В деятельности Советов и их
исполнительных комитетов (
Деятельность союзных наркоматов, как органов управления, в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.
При
Совнаркоме СССР возник ряд главков,
ведавших снабжением промышленности:
Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес
и др. Создавались новые
В
августе 1941 г. было создано Главное
управление тыла Красной Армии, возглавляемое
заместителем наркома обороны. Были
созданы военные советы фронтов,
армий, флотов и флотилий. Их возглавлял
командующий - председатель Военного Совета.
Также в начале войны было создано Советское
информационное бюро (Совинформбюро).
В годы войны происходит расширение прав
союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии
Верховного Совета СССР был принят закон
«О создании войсковых формирований союзных
республик». В результате этого постановления
Верховные Советы союзных республик учредили
наркоматы обороны, назначили наркомов
и внесли в связи с этим изменения в свои
конституции. Таким образом, общесоюзный
Наркомат обороны «в целях усиления оборонной
мощи» СССР был преобразован в союзно-республиканский.
Наряду
с централизацией управления в годы
войны проявилась и другая тенденция
во взаимоотношениях центральных властей
с республиками. В конце января
– начале февраля 1944 года состоялась
сессия Верховного Совета СССР, которая
1 февраля 1944 г. приняла Закон «О предоставлении
союзным республикам полномочий
в области внешних сношений и
преобразовании в связи с этим
Народного комиссариата иностранных
дел из общесоюзного в союзно-республиканский
Народный комиссариат». Этот закон
был продиктован стремлением
советского руководства занять более
выгодную позицию в послевоенном
устройстве мира. Для этого необходимо
было включить союзные республики в
международную жизнь как
Произошли
изменения в области уголовного
права. Большая ответственность
в годы войны легла на карательные органы
страны. В июле 1941 г. был воссоздан единый
НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный
Наркомат госбезопасности, а Главное управление
военной контрразведки (СМЕРШ) передано
в состав Наркомата обороны.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных
трибуналах в местностях, объявленных
на военном положении и в районах военных
действий. Расширялись права военных трибуналов.
В связи с войной был изменен процессуальный
порядок рассмотрения дел в военных трибуналах:
жалобы и протесты на приговоры трибуналов
не допускались. Приговоры приводились
в исполнение немедленно, о приговорах
к высшей мере наказания сообщалось телеграммой
председателю Военной коллегии Верховного
Суда СССР. 8]
2.3 В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства. Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер. Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления.
Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Возглавил ГКО Сталин. 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч). Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО. Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО.
Информация о работе Государственное управление в СССР (1922-1991)