Государственное управление в СССР (1922-1991)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе освещены этапы развития системы государственного управления в России от становления, до проведения процессов демократизации советского общества в начале 90-х годов прошлого века. Более подробно рассмотрены особенности государственного управления в годы Второй Мировой Войны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Становление советской системы государственного
управления (Конституции 1924, 1936 гг.)…………………………………………………….5
1.1 Конституция нового Союза ССР 1924 года………………………………………….5
1.2 Конституция 1936 года - законодательное закрепление
основ построенного в СССР……………………………………………………….6
2 Особенности модели государственного
управления в годы Великой Отечественной войны ………………………………………...…9
2.1 Состояние государственного управления СССР к началу
Великой Отечественной войны………………………………………………………9
2.2 Советский государственный аппарат после
нападения фашистской Германии на СССР …………………………………………..
2.3 Чрезвычайные органы управления в годы Второй Мировой войны……………….12
2.4 Издержки государственного управления в годы
Великой Отечественной Войны……………………………………………………..15
3. Эволюция государственного управления в 1956–1991 гг.…………………………
3.1
3.2
3.3
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР история управления гос-вом.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

     В прифронтовых местностях решением ГКО  создавались областные и городские  комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную  власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они  руководили созданием народного  ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных  от оккупантов районах. Государственный  Комитет Обороны создавал вспомогательные  органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В декабре 1942 года было создано  Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией.  

     2.4  Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.[9]  24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Наряду с Советом по эвакуации в октябре – декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации. Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов.

     На  первом этапе войны в силу недостаточной  подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались  оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему  управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались  вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.  
Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.

     Чрезвычайные  органы власти и управления создавались  и для решения конкретных, возникших  в связи с войной задач. Условия  военного времени продиктовали создание новых органов управления. 2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации.  

     2.4 Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.[10] Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

     В приниженном положении были и  партийные органы. Съезды и конференции  ВКП(б) во время войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды  – в январе 1944 г. Политбюро, Оргбюро  и Секретариат как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны не изменился. Принципиальные решения, принятые узким  составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы заседаний  Политбюро. Многие вопросы в военное  время решались аппаратом ЦК ВКП(б), который разрастался и делался  все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более полусотни  отделов, которые дублировали структуру  центральных государственных и  народно-хозяйственных учреждений.  
 

     3. Эволюция государственного управления в 1956—1991 гг.

     После XX съезда КПСС общая тенденция к оживлению общественной жизни затронула методы и формы управления страной. Так, в частности, отраслевой принцип в управлении промышленностью был дополнен территориальным: в 1957г. вводятся Советы народного хозяйства (СНХ). К сожалению, экономический эффект от этой реформы оказался недолговременным; более того, реорганизации принимали все более поспешный и непродуманный характер: так, в 1962 г. партийные и советские органы были разделены на городские (промышленные) и сельские. С приходом в 1964 г. нового руководства во главе с Л. И. Брежневым возобладал курс на недопущение перемен.

     Лейтмотивом внутренней политики конца 70-х —  начала 80-х гг. XX века становится сохранение статуса-кво. Все изменения шли по линии увеличения числа общесоюзных и союзно-республиканских министерств, укрепления бюрократического аппарата. Количество министерств возросло с 29 до 160, а общая численность управленцев достигла 18 млн. человек (из них 1,6 млн. — высшее и среднее звено управления, 11,5 млн — управленческий аппарат предприятий и организаций, 3,5 млн.— технический и обслуживающий персонал). По подсчетам М. Вселенского, численность номенклатуры в 70-е гг. составила 750 тыс. человек[2] . В результате система государственного управления в СССР к началу 80-х гг. оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность партийно-государственного аппарата преодолеть сползание страны в пропасть вызвало к жизни политику «перестройки».

     Первые  признаки изменения курса проявились уже в период пребывания на посту генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1983—1984 гг.), который попытался навести элементарный порядок и дисциплину с помощью административных и силовых мер. Но в полной мере попытки реформирования советского общества нашли отражение в политике М.С. Горбачева (1985—1991 гг.), пришедшего к власти в 1985 г. Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы. Неудача «ускорения» заставила Горбачева перенести акцент на реформирование политической сферы. Начинает осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная прежде всего на критику ряда аспектов политики КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988 гг.). Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти — Съезда народных депутатов, избираемого всенародным голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами.

     Выборы  Съезда в начале 1989 г. и трансляция первого съезда по радио и телевидению создали новую политическую ситуацию. Часть депутатов Съезда, объединившаяся в межрегиональную депутатскую группу, провозглашает себя демократической оппозицией. Процессы активизации общественной жизни затрагивают и некогда монолитную КПСС: в начале 1990 г. заявляют о себе Демократическая, Марксистская, Большевистская платформы в КПСС. Власть умеренных реформаторов во главе с М.С. Горбачевым оспаривается справа и слева. В этих условиях вводится новая должность главы государства: на III Съезде народных депутатов 14 марта 1990 г. М.С. Горбачев на безальтернативной основе избирается первым (и последним) Президентом СССР.

     Процессы  демократизации общества, к сожалению, несли не только позитивное содержание. Перераспределение власти от союзного центра в пользу союзных и автономных республик совпало по времени с мощным взрывом этнических чувств у ряда народов, желавших восстановить, как им представлялось, историческую справедливость, провозгласив государственный суверенитет. В ряде мест этнические конфликты имели весьма интенсивный характер, приведя к трагическим последствиям (Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Ош, Баку, Приднестровье и др.). Рост межэтнической напряженности инициировался и подогревался региональными элитами.

     События приняли еще более разрушительный характер, когда новое руководство РСФСР вслед за провозглашением суверенитета России подписало двухстороннее соглашение с Украиной и Казахстаном о взаимном признании суверенитетов республик. Весной 1991 г. введен пост президента в РСФСР, а в июне 1991 г. на этот пост был избран Б.Н. Ельцин. Личная неприязнь двух президентов — М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина — привела к тому, что распад СССР стал неизбежен, тем более что проект нового союзного Договора, предусматривающего, помимо прочего, и повышение статуса автономных республик, отказались подписать прибалтийские республики, Армения, Грузия и Молдова. Путч 19 августа 1991 г. привел к ликвидации Союза ССР и последующему демонтажу всей системы государственного управления.

     Попытка государственного переворота, предпринятая в августе 1991 г. группой высших партийных и государственных деятелей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым, потерпела полный провал. Это создало в стране новую внутриполитическую ситуацию. КПСС уходит с политической арены: ее деятельность на территории России сначала приостанавливается, а затем запрещается. Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового союзного договора  оказались безуспешными, и после подписания соглашения о создании СНГ он вынужден был сложить свои полномочия.

     8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще Б. Ельцин (Российская Федерация), Л. Кравчук (Украина) и Ст. Шушкевич (Белоруссия) подписали соглашение о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. и ратифицировал соглашение о создании СНГ. Президент СССР М.С. Горбачев вынужден был сложить свои полномочия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключении данной работы, изучив материал по истории государственного управления России советского периода, можно сказать  следующее - система власти, установленная в середине 1930-х гг., без радикальных изменений просуществовала более полувека.

     Особое  место занимает государственное  управление в годы Великой Отечественной  войны, когда система государственного управления подверглась  жесточайшей  проверке на прочность. Эту проверку она выдержала ценой неимоверных  усилий и жертв. Благодаря этому  была сохранена целостность государства  и его независимость. 1

     Изменения в системе власти, произошедшие в 1941—1945 гг., носили временный характер. Вся полнота власти в силу чрезвычайных обстоятельств была сосредоточена в руках чрезвычайных органов — Государственного комитета обороны (ГКО) и его республиканских, областных и городских отделов. Их деятельность не регламентировалась какими-либо документами. Вместе с тем,  в этот период достаточно трудно провести грань между высшими органами государственной власти СССР, поскольку одни и те же лица входили одновременно в состав Политбюро, ГКО, СНК и Ставки ВГ.

     С начала 60-х гг. в социально-экономической жизни общества стали накапливаться негативные, застойные явления.

     Новая Конституция, принятая 7 октября 1977г. внеочередной 7-й сессией Верховного Совета СССР десятого созыва, стала ярким проявлением этих тенденций. По-прежнему основой политической системы страны провозглашались Советы, которые стали именоваться Советами народных депутатов.

     В Конституции больший акцент был  сделан на руководящей роли КПСС в общественном и государственном управлении, отражена новая структура национально-государственного устройства, формально расширены функции Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Советов всех уровней. Конституция 1977 г. стала видоизмененным вариантом Конституции 1936 г. и потому не могла внести сколько-нибудь существенных изменений в структуру органов государственной власти и управления, да и не ставила этой цели.

Информация о работе Государственное управление в СССР (1922-1991)