Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время малый бизнес получает широкомасштабную поддержку как на федеральном, так и региональном уровне. В то же время муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления наиболее близок к рассматриваемому сектору экономики.
Цель контрольной работы:
1) Изучить роль и структуру государственных органов в поддержке малого бизнеса в Российской Федерации.
2) Провести анализ концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2015 годы

Содержание работы

Введение 3
1. Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации 4
2. Инфраструктура малого бизнеса в России (на федеральном и региональном уровнях) 8
3. Анализ концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2015г.г. 11
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

UPRAVLENIE_TRUDOM_V_MALOM_BIZNESE.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Тема: Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации                                                                                                               4

2. Инфраструктура малого бизнеса в России (на федеральном и региональном уровнях)                                                                                           8

3. Анализ концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2015г.г.        11

Заключение 19

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление  существует почти 10 лет.

Малое предпринимательство  играет существенную роль в его экономике, формировании налогооблагаемой базы, обеспечении потребностей населения  и промышленного производства, а  также в научно-технической и  инновационной деятельности.

В настоящее время малый бизнес получает широкомасштабную поддержку как на федеральном, так и региональном уровне. В то же время муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления наиболее близок к рассматриваемому сектору экономики.

Цель контрольной работы:

1) Изучить роль и структуру государственных органов в поддержке малого бизнеса в Российской Федерации.

2) Провести анализ концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2015 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

Государственная (муниципальная) поддержка малого предпринимательства  представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а  также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Полномочия органов местного самоуправления, непосредственно касающиеся вопросов развития субъектов малого предпринимательства определены в  Федеральных законах:

  • № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и
  • № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ» определены следующие полномочия:

  • формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
  • анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
  • формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
  • содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
  • образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Полномочия, указанные в  Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»:

  • содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в поселениях;
  • создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах;
  • создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городских округах;

Также можно выделить полномочия органов местного самоуправления, опосредованно  касающиеся вопросов развития субъектов  малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»):

- установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов поселения, муниципального  района, городского округа;

- владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственности  поселения, муниципального района, городского округа;

- создание условий для  развития местного традиционного  народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении  и развитии народных художественных  промыслов в поселении, муниципальном  районе, городском округе;

- создание условий для  обеспечения жителей поселения,  муниципального района, городского  округа услугами связи, общественного  питания, торговли и бытового  обслуживания.

В современных условиях эффективное развитие малого предпринимательства может рассматриваться как один из важнейших инструментов по формированию благоприятного и устойчивого положения муниципального образования.

Именно малый бизнес выступает  важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он способствует созданию рабочих мест, разработке и внедрению новых технологий, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, формирует конкурентную среду и т.д. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей, среди которых особое значение имеют административные барьеры, ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий.

Поэтому необходимо формирование развитой системы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании, большая роль в которой принадлежит муниципальной программе поддержки малого предпринимательства.

Процедура разработки такой  программы включает следующие этапы:

- формирование целей программы;

- разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;

- отбор и утверждение окончательного варианта программы.

Для того чтобы муниципальная  программа поддержки малого предпринимательства выполняла возложенные на нее функции, необходим глубокий анализ ситуации, сложившейся в малом бизнесе и в социально-экономическом пространстве территории, который проводится в предпроектной стадии ее разработки. Специально проведенный анализ именно той ситуации, что сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет выбрать ту или иную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели.

Сложность использования  методов при разработке программы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании обусловлена рядом особенностей малого бизнеса:

- многоаспектностью происходящих в нем процессов (экономических, социальных и т.п.) и их взаимосвязанностью; в силу этого невозможно вычленение и детальное исследование отдельных явлений – все происходящие в нем явления должны рассматриваться в совокупности;

- отсутствием достаточной количественной информации о динамике процессов, что вынуждает переходить к их качественному анализу;

- изменчивостью характера процессов во времени и т.д1.

Отметим, что основная цель государственных органов  - создание благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий; условий, при которых они не испытывая  бюрократически-чиновнического пресса и действуя в соответствии и в  рамках экономических законов рыночных отношений, становятся основным сектором экономики.

Таким образом, для развития малого  предпринимательства применяется  ряд экономических методов и  рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и  др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем  проб и ошибок, что резко снижает  их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих  в бизнесе структур, чтобы малое  предпринимательство стало импульсом  подъема отечественной экономики.

 

 

2. Инфраструктура  малого бизнеса в России (на  федеральном и региональном уровнях)

 

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства  в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией  государственной политики в сфере  поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение  реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных  Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые  региональные и муниципальные фонды  выполняют соответствующие функции  на региональном и муниципальном уровне.

Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне.

В настоящее время в  Российской Федерации имеются все  виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  является система государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства (ПМП). В  настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены  с участием ФФПМП. Сам ФФПМП –  это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение  федеральной политики в области  государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11- «учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается  и действует сеть муниципальных  фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Информация о работе Государственные органы поддержки малого бизнеса в Российской Федерации