Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:24, реферат
Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения, исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и неформальных рабочих групп, а теперь и команд в организации. Существует несколько точек зрения на определение «группа».
Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие и значение групп в управлении……………...……………... 5
Формальные и неформальные группы………………………………...7
Формирование и развитие социальных групп в организации....…...14
Лидерство, как фактор, позитивно влияющий на групповую динамику…………………………………………………………………………19
Влияние групп на поведение личности в организациях…………....21
Заключение………………...………………………………………………….….24
Список используемой литературы…………….…………………..............……27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение………………...……………………………
Список используемой литературы…………….………………….......
Введение
Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения, исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и неформальных рабочих групп, а теперь и команд в организации.
Существует несколько точек зрения на определение «группа». С точки зрения восприятия - основой группы является личное знакомство, точки зрения взаимодействия – поиски согласия, с точки зрения организации – общая задача.
В данной работе группой будет называться объединение двух или более рабочих и служащих, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что на поведение одного члена оказывает влияние поведение других членов.
Большинство рабочих и служащих – это члены группы, основой которой является ее положение в организации. Это формальные группы.
Формальные группы – это группы, созданные по решению руководства для выполнения целей организации.
Группы, возникающие естественным путем, не в результате преднамеренного замысла, а с целью удовлетворения социальных потребностей, называются неформальными.
Неформальные группы – это группы, возникающие как следствие индивидуальных усилий, развивающиеся на основе общих интересов и дружбы.
Причины формирование формальных и неформальных групп различны. Некоторые из них: удовлетворение потребностей (в безопасности, социальных, в уважении), межличностное тяготение и близость, цели группы, экономические мотивы.
Цель работы – дать характеристику формальных и неформальных групп, описать их взаимодействие.
Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синергии, и, как правило, члены организации просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.
Отличительная особенность организации состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой данной организацией.
Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д.
В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной группой в организации:
1) наличие устойчивых
2) наличие разделяемых ожиданий
каждого члена группы
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
• четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
• групповое сознание, которое касается, прежде всего, признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
• ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
• взаимозависимость между
• способность индивидов действов
• наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.
Существует классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные и условные, формальные группы и неформальные, различного уровня развития — развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
Большие группы могут быть реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям, входить в одну профсоюзную организацию.
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков - половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
Малые группы - это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть формальными, т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.
Выделяются также и
Природа человека такова, что люди нуждаются в общении с себе подобными. Если люди проводят много времени в непосредственной близости и взаимодействуют, то они постепенно начинают психологически осознавать существование друг друга. Осознание того, что о нем думают и чего ждут от него другие люди, заставляет человека менять свое поведение. Этот социальный процесс ведет к формированию группы. Человек может принадлежать к многим группам. Люди являются членами семейных групп, например, своей семьи, семьи родителей, существуют группы друзей, которые регулярно видятся друге другом, группы коллег по работе.
Групповая динамика – это изменение
поведенческих реакций
Группы формируются в
Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.
Группы могут формироваться в результате заранее спланированных действий руководства организации как некоторая часть формальной структуры. Но иногда возникают неформальные структуры организации как следствие непланируемых социальных процессов. В связи с этим важно определить природу и особенности функционирования формальных и неформальных групп в организации.
Формальные группы – это группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует создания определенной структурной единицы, действующей достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации.
Наиболее существенными
Формальные группы имеют тенденцию
к сохранению относительной устойчивости,
хотя их состав может изменяться. Это
объясняется безличностью формальной
структуры — в группах
В организации существует три основных типа формальных групп:
Командная группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной группы – это производственная группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
Третий тип формальной группы – комитет.
Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.
Комитеты рекомендуется
1. Когда решение проблемы
2. Предполагаемое решение
3. Когда необходимо узнать
Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.