Групповая динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения, исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и неформальных рабочих групп, а теперь и команд в организации. Существует несколько точек зрения на определение «группа».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие и значение групп в управлении……………...……………... 5
Формальные и неформальные группы………………………………...7
Формирование и развитие социальных групп в организации....…...14
Лидерство, как фактор, позитивно влияющий на групповую динамику…………………………………………………………………………19
Влияние групп на поведение личности в организациях…………....21
Заключение………………...………………………………………………….….24
Список используемой литературы…………….…………………..............……27

Файлы: 1 файл

групповая динамика менеджмент.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы.

Неформальные группы - спонтанно возникающие в процессе функционирования организации группы людей, регулярно вступающих во взаимодействие между собой.

Неформальная организация - это  ряд взаимодействующих неформальных групп.

Исходным пунктом исследования неформальных групп явились эксперименты Э. Мэйо. В процессе их проведения новое  качество общения не только проявилось, но и было изучено. Люди выступали  и как члены формальных групп  данной организации, и как участники эксперимента. Интерес к его проведению, новизне условий, повышенное и даже завышенное внимание к участникам привели к резкому росту эффективности их работы. Важным аспектом эксперимента стало и изменение формы контроля исполнителей. Предоставление им большей свободы в принятии решений привело к осознанию социальной ответственности за результаты деятельности.

В процессе экспериментов планировалось  дать оценку, определить пороговые  значения традиционных факторов роста  эффективности, учитываемых при  организации мотивации, - условий и организации труда, форм и размеров оплаты, видов и форм дополнительного вознаграждения. Реально в процессе эксперимента произошли изменения межличностных отношений, возникли неформальные группы. В этих группах члены организации удовлетворяли свои потребности в принадлежности, получении помощи, общении, защите.

Основные характеристики неформальных организаций:

1. Осуществление неформального  контроля через установление  и поддержание норм общения,  поведения, использование мер,  санкций.

2. Отношение к переменам, включающее:

  • сопротивление переменам, поскольку, например, приход нового руководителя приведет к появлению новых фаворитов; новая технология вызовет изменения в структуре коллектива, возможна потеря рабочих мест;
  • неадекватную оценку последствий перемен, недооценку собственных адаптационных способностей, завышенные представления о требованиях.

3. Наличие неформальных лидеров,  которые отличаются от руководителя, прежде всего механизмом их  назначения. Однако руководитель (формальный лидер) и неформальный лидер имеют много общего в средствах воздействия на группу, организацию.

Выдвижение неформального лидера определяется в первую очередь мерой  соответствия систем ценностей группы и лидера, а также помощью лидера в достижении целей группы, ее сохранении и укреплении.

Управление неформальной организацией осуществляется по следующей цепочке:

  • создание формальной организации, включающее определение системы ценностей членов организации, цели и видов деятельности организации, необходимых для достижения ее целей;
  • решение конкретных задач, обеспечивающих достижение целей;
  • взаимодействие между исполнителями в процессе решения задач;
  • формирование среды общения исполнителей, влияющей на выполнение задач, достижение целей организации;
  • воздействие среды общения, а также целей организации на интересы членов формальной организации, удовлетворение их потребностей;
  • появление неформальных групп, влияющих на достижение целей формальной организации;
  • появление лидера неформальной группы, отражающего систему ценностей членов группы, обеспечивающего достижение целей группы;
  • возможное негативное воздействие неформальных групп на достижение целей формальных организаций. Оно может заключаться в сопротивлении переменам. Этому способствуют и недостаток либо недостоверность информации, слухи о возможных негативных следствиях перемен (потеря рабочего места, требование повышения уровня квалификационных требований, снижение заработка и т.д.). Ясно, что в этих условиях работники пытаются найти защиту, объединяясь в неформальные группы.

Жизнь группы, ее функционирование находится  под влиянием трех факторов:

1. Характеристики членов группы;

2. Структурные характеристики группы;

3. Ситуационные характеристики.

Все эти факторы не только находятся  во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы, и наблюдаются изменения в ее окружении.

К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

 Структурные характеристики  группы включают в себя:

  • Коммуникации в группе и нормы поведения;
  • Статус и роли;
  • Личные симпатии и антипатии между членами группы;
  • Силу и конформизм.

Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти неформальных групп эти характеристики связаны  с ее размером и ее пространственным расположением.

Итак, группы в организации могут  быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую  власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий.

Все группы оказывают  давление на своих членов, чтобы  заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п.

Это способствует «социализации» членов групп в организации.

  1. Формирование и развитие социальных групп в организации

Индивиды включаются как в формальные, так и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения организационных целей  и выполнением заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в  ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности или неудовлетворенности, приязни или неприязни. Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

• работники  приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;

• в ходе трудовой деятельности индивидам требуются  понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных  членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

• в процессе идентификации у некоторой части  членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

• часть работников нуждается в защите своих интересов  и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в  социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

• индивидам  необходим контроль за основными  нормами поведения, так как у  них существует потребность в  социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

• у всех индивидов  имеется потребность в общении  и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные ожидания относительно выгоды, которую приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации и удовлетворенности трудом. Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и использовать их для достижения целей организации.

Эффективность деятельности формальных и неформальных групп во многом зависит  от того, на какой стадии развития они  находятся. Например, один из отделов  организации состоит из двух внутренне  разнородных неформальных групп: в  первую входят сотрудники отдела, работавшие при прежнем руководстве и придерживающиеся определенных традиций; во вторую входят новые члены группы, которые не успели воспринять традиции корпоративной культуры и не могут наладить взаимодействие с первой частью группы. В этом случае возможен конфликт между двумя группами отдела и необходимо время на установление общих для всех членов отдела норм деятельности в рамках организации. Приведенный пример доказывает, что группы в организации могут находиться на разных стадиях своего развития.

Согласно концепции Б. Такманаи М. Дженсена, группы проходят пять четко определенных стадий развития: стадия возникновения группы, стадия конфликта, стадия принятия групповых норм, стадия исполнения и стадия прерывания деятельности. Процесс развития группы и перехода от одной стадии к другой может быть медленным, не все группы переживают перечисленные стадии, некоторые из них остаются на средних уровнях, из-за чего деятельность группы становится неэффективной.

Характеристика  названных стадий:

1. Стадия возникновения группы характеризуется установлением первоначальных контактов между членами группы и поиском ингрупп и первичных групп для углубления внутригруппового взаимодействия. В этот период каждый член группы выясняет, какие ценности приняты в данном окружении, какие установки и настроения доминируют. Кроме того, устанавливаются первичные нормы общения. Члены группы определяют свое место в системе взаимоотношений и стараются произвести должное впечатление на окружающих. В области межличностных взаимоотношений на этой стадии многое зависит от лидера, так как большинство членов группы испытывает чувство неуверенности и неопределенности, им необходимы ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.

2. Конфликтная стадия, или стадия  самоутверждения — самый неприятный  для деятельности организации  период развития группы. Сформировав  первичные группы, ее члены пытаются  самоутвердиться в своих ролях,  расширить границы собственной  значимости, определить отношения взаимозависимости и внутригрупповой иерархии. Действия по достижению этих целей могут стать причиной блокады потребностей других членов группы и проявлению агрессии, что в свою очередь приводит к межличностным конфликтам. Индивиды открывают свои личностные устремления, вследствие чего неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем конфликте при попытках контроля со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других. В ходе конфликта могут быть нарушены первичные отношения, сформировавшиеся на предыдущей стадии развития группы. На второй стадии развития ключевыми аспектами создания нормальных межличностных отношений внутри группы можно считать управление конфликтом в направлении достижения компромисса и ориентация усилий членов группы на достижение общих целей.

3. Стадия нормообразования и  принятия норм. На этой стадии  основное внимание уделяется  организации самого процесса  производства продукта, освоению  технологий. В ходе выполнения  работы членов группы возникают более тесные взаимоотношения и чувство товарищества. Главными являются вопросы функциональной включенности в процесс производства продукта: кто, что, где и каким образом будет делать в целях достижения общих целей. На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности. Таким образом, в группе создается функциональная структура, в которой каждый член группы может установить личный контакт с другими членами. В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности. Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами в организации, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.

4. Исполнительная стадия. К началу  этой стадии группа уже создала  эффективную рабочую структуру,  и ее главной заботой становится  фактическое выполнение целей  и задач. Таким образом, на  данной стадии функционирует  полностью развитая группа. Но не все группы в своем развитии достигают этой стадии, некоторые из них «застревают» на ранних стадиях, менее продуктивных с точки зрения процесса производства продукта в организации. Межличностные отношения на данной стадии характеризуются взаимозависимостью, взаимным доверием и взаимопомощью. Члены группы готовы работать в одиночку, в подгруппах и в составе всей группы как целостной единицы. Между ними возникают функциональная конкуренция и сотрудничество, наблюдаются понимание значимости групповых целей, чувство обязательности. В целом работу группы на этой стадии можно характеризовать как деятельность, направленную на решение проблем организации.

Информация о работе Групповая динамика