Группы давления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:56, доклад

Описание работы

Группы давления и элиты как выразители социально-политических интересов, как субъекты политики
Введение
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества”.[14]

Файлы: 1 файл

Группы давления и элиты как выразители социально.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

 Группы давления  различают по значимости отстаиваемых  интересов и субъекту-носителю. Существует  общественный (всеобщий) интерес, который  защищает государство, и частный.  Частный интерес (например, интерес  профессиональной группы, феминистского  или молодежного движения) защищают  «частные группы 

2.3. Функции групп  давления. 

Как и любая  политическая сила, группы давления создаются  для выражения требований определенных групп, индивидов. «Процесс, посредством  которого индивидуумы и группы формулируют  свои требования, предъявляемые политикам, принимающим решения», Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали функцией «артикуляции интереса». Обеспе­чивая публичное выражение интересов людей, группы давления выступают связующим звеном между институтами власти и обществом. 

Влияние группы давления обусловлено в значительной мере тем, как она формулирует  требования. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют четыре стиля артикуляции интересов: 1) требования могут быть выражены явно или неявно; 2) они могут быть сформулированы расплывчато (выражая общую неудовлетворенность, но не указывая на средства решения проблемы) или в конкретных просьбах (например, указывать, на сколько процентов увеличить зарплату и т. д.); 3) требования могут быть общими (т. е. выражать скорее принципы, подходы) или частными, конкретными; 4) выражение интересов может быть детально проработанным и реалистичным или эмоциональным (в форме возмущения, недовольства, протеста или, наоборот, прославления, выражения благодарности). 

Четко сформулированные требования и подходы к решению  актуальных для группы проблем позволяют  примирить интересы различных общностей  и принять эффективные политические решения. Расплывчатые же намерения  или слишком идеологизированные цели, частные требования и излишне эмоциональная форма выражения их, напротив, затрудняют обобщение и согласование разнородных требований и предъявление их власти. 

 Функция агрегирования  (согласования) интересов. У групп  давления данная функция выражена  менее явно, чем у партий. Это  обусловлено тем, что разброс  требований в заинтересованных  группах не столь значителен, поскольку они выражают специфические  интересы. 

Функция интеграции. Являясь носителями глобальных тенденций  в той или иной области общественного  мнения, группы давления обеспечивают публичное выражение устремлений  тех общностей, которые иначе  не могут заявить о них, например, верующих, молодежи, ветеранов войны. Рационализируя и публично представляя  групповые предпочтения, они позволяют  власти находить консенсус между  ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества. 

Функция адаптации. Политическая система, в которой  группы давления играют незначительную роль, обладают тенденцией к нестабильности из-за внезапного рассогласования интересов. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования. 

Однако группы давления могут выполнять и деструктивную  функцию, настаивая на одностороннем  преобладании только корпоративных  интересов. 

2.4. Средства  воздействия групп давления. 

Эффективность воздействия групп давления на власть зависит от ряда переменных: от средств, используемых организацией; от точки  приложения усилий; от наличия специализированных органов, способных влиять; от типа вмешательства (косвенное или непосредственное давление на власть). 

Неформальные  и непостоянные группировки осуществляют давление, используя личные связи (семейные, общественные, местные). Наконец, ассоциативные  и институциональные группы предпочитают использовать представительские процедуры (например, добиваться избрания их представителей в парламент). 

Деление групп  давления по средствам воздействия  в значительной мере условно, поскольку  конкретные организации не замыкаются на каком-то одном, а пытаются использовать весь набор формальных и организационных  средств давления (средства массовой информации, партии, законодателей, администрацию  и т. д.). Обозначенные каналы коммуникации с политической элитой позволяют  группам давления вступать с ней  в контакт и влиять на характер и содержание принимаемых ею политических решений. 

Возможности групп  давления различны. Одни из них пользуются авторитетом в обществе, к ним  прислушиваются, а потому они могут  непосредственно обращаться к тем, кто принимает решения. Другие же группы давления, которые не имеют  каналов прямого доступа к  элите, вынуждены влиять опосредованно. Первоначально они оказывают  влияние на общественное мнение, чтобы  затем уже оно воздействовало на тех, кто принимает политические решения. В зависимости от характера  влияния различают три типа воздействия: воздействие на тех, кто принимает  политическое решение (т. е. на власть); воздействие на партии, удерживающие или контролирующие власть; воздействие  на общественное мнение, которое влияет на власть. 

Эффективность давления зависит и от точки его  приложения. Дело в том, что в политических системах различных стран значение тех или иных элементов, участвующих  в принятии конкретных решений, неодинаково. В одних странах центр принятия решений находится в сфере  законодательной власти, в других он располагается в структурах исполнительной власти, в третьих, немалую роль в  этом процессе играют местные органы, обладающие, ввиду их известной автономии, значительными полномочиями и ресурсами. 

Знание того, с кем и как необходимо вступать в контакт, чтобы было принято  решение, учитывающее интересы группы давления, привело к образованию  органов, специализирующихся на способах воздействия. Например, в США людей, входящих в такие органы, называют лоббистами, хотя в Европе предпочитают использовать термин «группы интересов».


Информация о работе Группы давления