Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:56, доклад
Группы давления и элиты как выразители социально-политических интересов, как субъекты политики
Введение
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества”.[14]
Группы давления
различают по значимости
2.3. Функции групп
давления.
Как и любая
политическая сила, группы давления создаются
для выражения требований определенных
групп, индивидов. «Процесс, посредством
которого индивидуумы и группы формулируют
свои требования, предъявляемые политикам,
принимающим решения», Г. Алмонд и Д.
Пауэлл назвали функцией «артикуляции
интереса». Обеспечивая публичное выражение
интересов людей, группы давления выступают
связующим звеном между институтами власти
и обществом.
Влияние группы
давления обусловлено в значительной
мере тем, как она формулирует
требования. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют
четыре стиля артикуляции интересов: 1)
требования могут быть выражены явно или
неявно; 2) они могут быть сформулированы
расплывчато (выражая общую неудовлетворенность,
но не указывая на средства решения проблемы)
или в конкретных просьбах (например, указывать,
на сколько процентов увеличить зарплату
и т. д.); 3) требования могут быть общими
(т. е. выражать скорее принципы, подходы)
или частными, конкретными; 4) выражение
интересов может быть детально проработанным
и реалистичным или эмоциональным (в форме
возмущения, недовольства, протеста или,
наоборот, прославления, выражения благодарности).
Четко сформулированные
требования и подходы к решению
актуальных для группы проблем позволяют
примирить интересы различных общностей
и принять эффективные
Функция агрегирования
(согласования) интересов. У групп
давления данная функция
Функция интеграции.
Являясь носителями глобальных тенденций
в той или иной области общественного
мнения, группы давления обеспечивают
публичное выражение
Функция адаптации.
Политическая система, в которой
группы давления играют незначительную
роль, обладают тенденцией к нестабильности
из-за внезапного рассогласования интересов.
Дело в том, что, выставляя требования
к власти, группы давления не только
связывают общество и государство, но
и обеспечивают организованные формы
представительства обобщенных интересов.
Обладая подобной информацией, власть
реагирует на требования групп и тем самым
способствует адаптации системы к новым
условиям функционирования.
Однако группы
давления могут выполнять и
2.4. Средства
воздействия групп давления.
Эффективность
воздействия групп давления на власть
зависит от ряда переменных: от средств,
используемых организацией; от точки
приложения усилий; от наличия специализированных
органов, способных влиять; от типа
вмешательства (косвенное или
Неформальные
и непостоянные группировки осуществляют
давление, используя личные связи (семейные,
общественные, местные). Наконец, ассоциативные
и институциональные группы предпочитают
использовать представительские процедуры
(например, добиваться избрания их представителей
в парламент).
Деление групп
давления по средствам воздействия
в значительной мере условно, поскольку
конкретные организации не замыкаются
на каком-то одном, а пытаются использовать
весь набор формальных и организационных
средств давления (средства массовой
информации, партии, законодателей, администрацию
и т. д.). Обозначенные каналы коммуникации
с политической элитой позволяют
группам давления вступать с ней
в контакт и влиять на характер
и содержание принимаемых ею политических
решений.
Возможности групп
давления различны. Одни из них пользуются
авторитетом в обществе, к ним
прислушиваются, а потому они могут
непосредственно обращаться к тем,
кто принимает решения. Другие же
группы давления, которые не имеют
каналов прямого доступа к
элите, вынуждены влиять опосредованно.
Первоначально они оказывают
влияние на общественное мнение, чтобы
затем уже оно воздействовало
на тех, кто принимает политические
решения. В зависимости от характера
влияния различают три типа воздействия:
воздействие на тех, кто принимает
политическое решение (т. е. на власть);
воздействие на партии, удерживающие
или контролирующие власть; воздействие
на общественное мнение, которое влияет
на власть.
Эффективность
давления зависит и от точки его
приложения. Дело в том, что в политических
системах различных стран значение
тех или иных элементов, участвующих
в принятии конкретных решений, неодинаково.
В одних странах центр принятия
решений находится в сфере
законодательной власти, в других
он располагается в структурах исполнительной
власти, в третьих, немалую роль в
этом процессе играют местные органы,
обладающие, ввиду их известной автономии,
значительными полномочиями и ресурсами.
Знание того, с кем и как необходимо вступать в контакт, чтобы было принято решение, учитывающее интересы группы давления, привело к образованию органов, специализирующихся на способах воздействия. Например, в США людей, входящих в такие органы, называют лоббистами, хотя в Европе предпочитают использовать термин «группы интересов».