Характеристика и анализ управленческих решений в ОАО "СПП "Салют"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Решения – это основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны «перерешать» своих конкурентов по крайней мере в следующих 3 аспектах:
они принимают более правильные, оправданные решения;
они принимают решения быстрее;
они более успешно реализуют принятые решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 5
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОАО «СПП «САЛЮТ». 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 23

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 195.31 Кб (Скачать файл)

Качество управленческого  решения возможно и необходимо оценивать  еще на стадии его принятия, не дожидаясь  получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению.  
Другими словами, качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.

Основные направления  по повышению качества принятия управленческих решений в ОАО «СПП «Салют»:

 
1. Обеспечение научной обоснованности. 
Научная обоснованность решения определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором, обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.

Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято  на основе достоверной, систематизированной  и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и  оптимизации решений.

Таким образом, научная обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами: 
• учетом требований объективных экономических законов и закономерностей; 
• знанием и использованием тенденций развития объекта управления; 
• наличием полной, достоверной и научно обработанной информации; 
• наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР; 
• знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений.

Как видим, научная обоснованность управленческого решения требует  универсальности познаний ЛПР, что  связано с нарастающей сложностью и все более комплексным характером решаемых проблем и последствий принимаемых решений. Очевидно, что удовлетворение этого требования приводит к все более широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.

 
2. Обеспечение непротиворечивости.

Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого  глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем  последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о  решениях, заданиях, инструкциях и  нормативах, доведенных до них разными  органами управления и менеджерами  и в разное время. Положение осложняется  тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные  цели и интересы, что требует оценки каждого из разрабатываемых решений с позиции интересов организации в целом. Все это свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений.

При этом следует различать  внутреннюю непротиворечивость решения, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности  решаемой проблемы и методов разработки решения, и непротиворечивость внешнюю  — преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и  ранее принятым решениям (действия, необходимые для реализации одного решения, не должны мешать выполнению других). Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность  и непротиворечивость управленческого решения.

 
3. Обеспечение своевременности

Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное  решение, рассчитанное на получение  наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени  оказывает существенное влияние  на содержание управленческого решения. 
Если необходимость обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое на его разработку, то требование своевременности, оперативности, напротив, существенно ограничивает этот период.

 
4. Обеспечение адаптивности.

Фактор времени, существенно  влияющий на процесс принятия решений, диктует необходимость выполнения еще одного условия, определяющего  качество управленческого решения, — адаптивности. Не следует забывать, что решение всегда носит временный  характер. Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду  относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно  направлено, и за пределами этого  периода решение может превратиться в свою противоположность — не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее. В связи с  этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможным и качество выбранной  альтернативы следует оценивать  с учетом того, что через некоторое  время, возможно, придется корректировать действующее или принимать новое  решение. Управлять нужно так, чтобы  оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться  новое решение. Между тем недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости  подобной адаптации и носят излишне  «жесткий» характер. 

 
5. Обеспечение реальности

Решение должно разрабатываться  и приниматься с учетом объективных  возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.

Итак, управленческое решение  может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным  выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку  несоблюдение хотя бы одного из них  приводит к дефектам качества решения  и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.

В целях обеспечения эффективности  принятия управленческого решения  руководителю необходимо создать творческую атмосферу в коллективе, найти  способы понимать неожиданные и  непредсказуемые проблемы и для  решения таких проблем требуются  новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, способность творчески самому решать проблему, обсуждая и используя творческие идеи других специалистов.

Главная задача использования  инновационных методов в процессе принятия решения — выработка  максимально большого количества творческих идей при полном отсутствии критики (чтобы ничто не угрожало человеку показаться в глазах коллег смешным  и ничто не мешало рождению неожиданных идей).

В целях повышения эффективности процесса принятия управленческого решения руководителю стоит обратить внимание на несколько правил: 
* Прежде всего, надо быть честным с самим собой - первое правило. Человек, который научился говорить себе правду, автоматически научится управлять другими людьми через их понимание и свободу от штампов. А если руководитель не видит игр, то результат - поражение. Только че-стность дает возможность видеть истину. 
* Второе правило: после разговора с руководителем подчиненный должен как бы подняться выше: или стать более информированным, или успокоиться. Если человек не сдвигается, надо отбросить дела и добиться этого каждый раз с каждым человеком. 
* Третье правило. Оно называется «обоз потеряешь». Обоз затрудняет движение, но если слишком далеко оторвешься, потеряешь его. Требуется баланс моделей организационного поведения. 
* Четвертое правило: руководителю, конечно, надо быть в курсе всех дел организации, но в рамках этики. Искусство руководителя - это пресекать наушничество, в то же время, создавая такие условия, когда любая серьезная информация до него точно дойдет.

Существует правило: требуй от подчиненных говорить правду по вопросам, которые задают, и запрещай говорить по вопросам, которые не задают.

Проблема осознания важности аккуратного и психологически грамотного управления организационным поведением особо актуально для современной  организации.  
Каждый сотрудник должен обязательно чувствовать, что интересен своему руководителю как личность, что последний заботится о его успехах и продвижении по службе. Отметим основное, на что следует обратить внимание руководителю: личность большинства подчиненных; установить степень дружественности; общение должно быть как можно более естественным; необходимо строго соблюдать определенную дистанцию между начальником и подчиненным с помощью собственного достоинства и требования уважения к положению.

Эффективность управленческих решений определяется действием  множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях  процесса разработки и реализации решений. 
Основными факторами являются: 
Ä компетентность и опыт работы принимающего решения; 
Ä степень информированности ЛПР; 
Ä уровень коллегиальности в процессе разработки решения;  
Ä удельный вес контролируемых решений;

Управленческие решения  должны опираться на объективные  законы и закономерности общественного  развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами  различных уровней и носит  более формализованный характер, чем это имеет место быть в  частной жизни. Дело в том, что  здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно  относится к части или к  целой организации, и поэтому  повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений  в организации: индивидуальный и  организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону  создания соответствующей среды  вокруг этого процесса.

Отличительными чертами  принятия решений в организации  являются:

  • сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  • поведение, основанное на фактах ценностных ориентирах;
  • процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
  • важность для выполнения всех других функций управления.

Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  продукта. Правильно принимать решение - это область науки и может  быть познана и книг. Принятие же правильных решений - это область  управленческого искусства. Способность  и умение делать это развивается  с опытом, приобретенным руководителем  на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости  от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Литвак Б. Г. Управленческие решения: Учебник/ Ассоц. авт. и издателей «ТАНДЕМ». – М.: ЭКМОС, 2003. – 246 c. 
2. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебники/Б. Г. Литвак. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ДЕЛО, 2006. – 416 с. 
3. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

4. Воробьев С.Н., Уткин В.Б., Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г., 317 с.;

 


Информация о работе Характеристика и анализ управленческих решений в ОАО "СПП "Салют"