Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:28, курсовая работа
Деятельность любого предприятия во многом зависит не только от наличия материальных ресурсов, но и от персонала. Ранее наука и техника стремились минимизировать возможности контакта человека с технологическими процессами, сделать их практически независимыми от квалификации рабочей силы. Сейчас же традиционная технология уступает место производству, которое основано на компьютерной технике и современных средствах связи. Таким образом, при сокращении численности персонала возрастает значимость рабочих высокой квалификации, специалистов, руководителей. Также преобразуется и содержание трудовой деятельности. Современное производство зависит от качества рабочей силы, от форм ее использования, и, безусловно, от степени вовлеченности работника в дела организации. Управление персоналом становится по-настоящему важным фактором повышения долгосрочного развития организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Элементы системы управления персоналом. 5
1.2 Закономерности управления персоналом. 7
1.3 Принципы и методы построения системы управления персоналом 10
2. ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ 14
2.1 Структура управления персоналом 14
2.2 Понятие аутсорсинга и функции системы управления персоналом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Вх. №____от _______ Ростовский-на-Дону филиал Негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
кафедра: экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине: теория менеджмента
на тему: «Характеристика и принципы построения системы управления персоналом»
Студента 4 курса заочного отделения
Группы ЗМ-4, зачетная книжка №058
Боевой Карины Николаевны
Моб.тел. 89286203365
Научный руководитель:
К.э.н, доцент А.А. Рудский
г. Ростов-на-Дону
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1 Элементы системы управления персоналом. 5
1.2 Закономерности управления персоналом. 7
1.3 Принципы и методы построения системы управления персоналом 10
2. ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ 14
2.1 Структура управления персоналом 14
2.2 Понятие аутсорсинга и функции системы управления персоналом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любого предприятия во многом зависит не только от наличия материальных ресурсов, но и от персонала. Ранее наука и техника стремились минимизировать возможности контакта человека с технологическими процессами, сделать их практически независимыми от квалификации рабочей силы. Сейчас же традиционная технология уступает место производству, которое основано на компьютерной технике и современных средствах связи. Таким образом, при сокращении численности персонала возрастает значимость рабочих высокой квалификации, специалистов, руководителей. Также преобразуется и содержание трудовой деятельности. Современное производство зависит от качества рабочей силы, от форм ее использования, и, безусловно, от степени вовлеченности работника в дела организации. Управление персоналом становится по-настоящему важным фактором повышения долгосрочного развития организации.
В нашей стране долгое время не существовало само понятие «управление персоналом». Поэтому основным структурным подразделением по управлению персоналом в организации являлся отдел кадров, который выполнял функции по приему и увольнению работников, оформляя необходимые документы. Отдел кадров также занимался организацией обучения персонала, повышения квалификации и переподготовки кадров. Отделы кадров, не являясь ни методическим, ни информационным центром кадровой работы, не могли взаимодействовать с отделами организации труда и заработной платы, охраны труда, юридическим отделом, выполняющими отдельные функции управления персоналом. А, соответственно, не могли и выполнять свои функции.
Службы управления, зачастую, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы (управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; управление занятостью; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; управление трудовой мотивацией и другие задачи). Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, а в их решении заинтересована каждая организация.
Изменились требования к работникам системы управления персоналом. Сегодня это должны быть профессионалы, обладающие широкими знаниями в различных областях: психологии, праве, социологии, медицине, производстве, педагогике.
Предметом нашего исследования является система управления персоналом.
Цель исследования - выявить элементы, необходимые для построения эффективной системы управления персоналом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить отношения и взаимосвязи в системе управления персоналом;
2.Определить место системы
управления персоналом в
3.Проанализировать
4.Описать методы, цели
и задачи управления
5.Описать и проанализировать обеспечивающие подсистемы управления персоналом.
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Элементы системы управления персоналом.
Персонал является основным ресурсом предприятия, состоящим из отдельных работников, объединенных определенным образом и целенаправленно действующих для достижения целей предприятия, а также групповых и личных целей работников. Вместе с тем персонал осуществляет все действия, направленные на выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, используя для этого материальные, финансовые и информационные ресурсы. Технические средства, по сути, призваны увеличить производственные возможности людей. С другой стороны, каждый работник кем-то или чем-то управляет и, в свою очередь, кем-то управляется сам. Поэтому вопросы управления персоналом затрагивают все подсистемы организации, а деятельность системы управления персоналом распространяется на каждого работника.
Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, закономерностей, принципов и методов управления персоналом. Это касается не только найма персонала и деловой оценки, но также включает в себя профориентацию, мотивацию и стимулирование трудовой деятельности, организацию труда и соблюдение этики деловых отношений, управление конфликтами и стрессами.
Система управления персоналом имеет иерархическую структуру. Субъекты и объекты управления распределены по уровням управления - высшему, среднему и низшему. Высший уровень управления включает директора (управляющего), его заместителей, главных специалистов и их заместителей. Объектом их управления является все предприятие. К среднему уровню и субъекту управления относят руководителей подразделений в структуре управления предприятием и производственных начальников цехов (производств), объектом их управления служат соответствующие подразделения и цехи. Нижний уровень управления - участок и отдел, руководители нижнего звена - начальники участков, цеховых отделов, мастера. Объектом их управления служат специалисты, рабочие и служащие вверенных подразделений, а также рабочие места, на которых выполняются работы.
В современной теории и практике управления можно выделить несколько видов социально-трудовых и организационно-управленческих отношений:
1) между управляющей и
управляемой системами, характеризующими
двусторонние партнерские
2) сложные внутренние
отношения в самой управляющей
системе, которые раскрывают
3) внешние и внутренние отношения управления, возникающие между соответствующими управленческими подсистемами, связанные с макро- и микроэкономическими процессами;
4) межличностные, межсистемные и смешанные отношения, определяемые по характеру и количеству носителей или участников в системе управления персоналом;
5) линейные, функциональные
и смешанные отношения, возникающие
по характеру организационно-
Комплексное изучение существующих на предприятии сложных и взаимосвязанных отношений в системе управления персоналом основывается на применении системного подхода, который позволяет не только устанавливать существующие на предприятии вертикальные и горизонтальные связи между персоналом различных категорий на научной основе, но и наиболее эффективно управлять социально-трудовыми отношениями работников. Системный подход позволяет рассматривать управляющую и управляемую подсистемы, как единую систему управления персоналом предприятия.
Процессный подход представляет управление трудом и персоналом организации как совокупность процессов взаимосвязанных действий, работ, операций. Поскольку управление осуществляется во времени, то согласование действий работников создает условия для эффективного достижения поставленных целей и задач, выявления и устранения потерь и резервов рабочего времени и повышения производительности труда. Также процессный подход позволяет устанавливать наиболее рациональные последовательности операций труда и управления персоналом.
Функциональный подход предполагает выделение однородных действий и задач, которые персонал решает при достижении целей организации и циклическом повторении процессов управления, производства и реализации продукции. Это позволяет сформировать и детально описать отдельные функции.
Комплексный подход к управлению персоналом предполагает учет организационно-экономических, социально-психологических, правовых, технических и педагогических и других аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экономических факторов.
1.2 Закономерности управления персоналом.
Механизм управления предприятием предполагает иерархическую систему административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием. Механизм управления включает следующие компоненты:
Таким образом, управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения.
Управление персоналом организации подчиняется законам и закономерностям, которые изучают различные науки, связанные с управлением, однако ему присущи и специфические закономерности. Приведем основные закономерности:
1) Соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы - соответствие системы управления персоналом требованиям производства;
2) Оптимальное сочетание
централизации и
3) Пропорциональность
4) Необходимое разнообразие системы управления персоналом - данная закономерность подразумевает, что система управления должна соотноситься с производственной системой и обладать не меньшей сложностью, чем последняя. Невозможно создать простую систему управления персоналом для сложной системы производства;
5) Изменение состава и содержания функций управления персоналом - с развитием организации возрастает роль одних функций управления и снижается роль других на разных ступенях управления;
6) Закономерность минимизации числа ступеней управления персоналом подразумевает, что чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективней работает;
7) Закономерность искажения смысла информации работает по принципу, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, тем сильнее меняется смысл.
Закономерности управления персоналом пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления персоналом, действуют объективно и не зависят от воли и желания человека. Тесную взаимосвязь и взаимодействие закономерностей управления персоналом можно увидеть на следующем примере. Закономерность минимизации числа ступеней управления персоналом взаимодействует с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации управления персоналом и закономерностью изменения состава и содержания функций управления персоналом. Сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения централизации и децентрализации функций на оставшихся ступенях управления персоналом, изменяя состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение функций управления персоналом и соотношения централизации и децентрализации влечет за собой изменение числа ступеней системы управления персоналом.
1.3 Принципы и методы построения системы управления персоналом
В процессе управления персоналом руководители и специалисты должны придерживаться определенных принципов. Новые принципы управления персоналом включают в себя: лояльность к работникам, развитие коммуникации, комфортную атмосферу в организации, честность и доверие к людям, и многие другие.
Принципы построения системы управления персоналом следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен.
Информация о работе Характеристика и принципы построения системы управления персоналом