Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики стратегического менеджмента, его сущности и составляющих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую концепцию стратегического менеджмента и его составляющие;
– изучить процесс стратегического менеджмента и его элементы;
– сделать выводы и рекомендации.
Введение
1 Общая концепция
2 Миссия организации и формирование целей
3 Процесс стратегического менеджмента
3.1 Анализ внешней и внутренней среды
3.2 Разработка стратегии
3.3 Классификация стратегий
3.4 Анализ альтернатив и стратегический выбор
3.5 Реализация стратегии
3.6 Стратегический контроль
В настоящее время существует множество
определений стратегии, но всех их объединяет
понятие стратегии как
Стратегия является переходным звеном
между миссией и конкретным планом.
Она вырабатывается исходя из целей
фирмы с учетом результатов анализа
внешней и внутренней среды. Она
отличается от миссии тем, что ориентирована
на достижение конкретных целей. Не существует
стратегии, единой для всех компаний,
также, как и не существует единого
универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем
роде, поэтому и процесс выработки
стратегии для каждой отдельной
фирмы уникален, так как он зависит
от позиции фирмы на рынке, динамики
её развития, её потенциала, поведения
конкурентов, характеристик производимого
ею товара или оказываемых услуг,
состояния экономики, культурной среды
и ещё многих факторов. И в то
же время, есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
об обобщенных принципах выработки
стратегии поведения и
Совершенно очевидно, что к одной
и той же цели можно двигаться
различными способами. Например, можно
наращивать прибыль путем снижения
издержек. Но можно добиться этого
и путем увеличения полезности для
потребителя производимого
Существует два
При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом менеджменте, стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
Схема процесса разработки стратегии представлена на рисунке 3.
Рисунок 3-Схема процесса разработки стратегии
3.3
Классификация стратегий
Определение стратегии
для фирмы принципиально
Томпсон и Стрикланд
разработали матрицу
1
Рисунок 4-Матрица стратегий бизнеса
Стратегия центрированной диверсификации основана на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, заключенных в существующем бизнесе и не предполагает перехода на другой рынок (новый продукт - старый рынок). То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы.
Стратегия конгломератной диверсификации основана на расширении фирмы за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, реализуемых на новых рынках (новый бизнес - новый продукт - новый рынок).
Стратегия горизонтальной интеграции ориентирована на поиск возможностей роста на существующем рынке путем создания новой продукции на базе привлечения новых технологий (старый рынок - новый продукт - новые технологии).
Стратегии сокращения реализуются
тогда, когда фирма нуждается
в перегруппировке сил после
длительного периода роста или
в связи с необходимостью повышения
эффективности, когда наблюдаются
спады и кардинальные изменения
в экономике, такие, как, например, структурная
перестройка и т.п. Реализация данных
стратегий зачастую проходит небезболезненно
для фирмы. Однако необходимо четко
осознавать, что это такие же стратегии
развития фирмы, как и стратегии
роста, и при определенных обстоятельствах
их невозможно избежать. Более того,
порой это единственно
Стратегия вертикальной интеграции направлена на приобретение или поглощение предприятием всей технологической цепочки, в рамках которой работает это предприятие.
Стратегия концентрации усилий фирмы
на выбранном рыночном сегменте. В
этом случае фирма досконально выясняет
потребности определенного
Стратегия лидерства в минимизации
издержек производства основана на том,
что компания добивается самых низких
издержек производства и реализации
своей продукции. В результате этого
она может за счет более низких
цен на аналогичную продукцию
добиться завоевания большей доли рынка.
Фирмы, реализующие такой тип
стратегии, должны иметь хорошую
организацию производства и снабжения,
хорошую технологию, а также хорошую
систему распределения
Стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают других элементов. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Такие стратегии подразделяются на:
– стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции;
– стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
– стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
Ниже приведены типы стратегий по другой классификации.
Продуктово-рыночная, при которой
фирма расширяется через
Стратегия маркетинга включает разработку направлений продвижения товара на рынок и послепродажное обслуживание.
Инновационная стратегия включает:
– стратегию капиталовложений в разработку нового продукта с длительным циклом возврата финансовых инвестиций;
– имитационные инновационные стратегии, при которых новый продукт как таковой не создается, а заменяется упаковка, название, цвет, но таким образом, что не имеет кардинального значения, т.е. не изменяет базовых характеристик продукта.
Стратегия зарубежных инвестиций - создание совместных предприятий.
Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности осуществляется с выходом на новые рынки.
Стратегия развития, реализуемая через отчисление средств не только на уже существующие подразделения, но и на вновь создаваемые.
3.4 Анализ альтернатив и стратегический выбор
Формирование стратегических
альтернатив и стратегический выбор
- центральный и основополагающий
момент стратегического управления.
Предшествующие этапы стратегического
управления при всей своей значимости
лишь создают фундамент для
В процессе разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора укрупнено осуществляются следующие действия:
1. разрабатывается как можно
большее число возможных
2. стратегические варианты
3. производится оценка
Рассмотрим процесс
Рисунок 5-Уровни формирования портфеля стратегий в организации
Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда стратегий развития отдельных(ого) бизнесов(а) и функциональных стратегий.
Для достижения успеха стратегии должны
быть согласованы и тесно
3.5 Реализация стратегии и контроль
Процесс реализации стратегии представляет собой единство двух составляющих: стратегических изменений (во всех внутренних переменных организации), которые и составляют суть практической реализации стратегии, и управления ими. Стратегические изменения - это основное конструктивное содержание любой стратегии. Именно стратегические изменения являются главными носителями нового качества в ходе развития организации, и именно стратегические изменения представляют собой ключевой объект управления в процессе реализации как каждой специализированной стратегии, так и общей стратегии в целом.
Любое изменение означает перевод
объекта изменений из одного состояния
в другое. Стратегические изменения
переводят свой объект, коммерческую
организацию, из одного стратегического
состояния в другое. И при этом
собственно стратегическое развитие организации
заключается в изменении
Процесс реализации стратегии представлен на рисунке 6.
Информация о работе Характеристика стратегического менеджмента