Имидж руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение имиджа: его составных частей и механизма формирования, факторов, влияющих на формирование имиджа, выявление характерных черт имиджа конкретного руководителя. В соответствии с целями при написании работы стояли следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты имиджа;
• Функции, которые он выполняет;
• Факторы, которые влияют на его формирование (в том числе и внешний вид);
• Психологические особенности каждого человека и их влияние на формирование имиджа;
• Изучить имидж, сформированный на практике руководителем фирмы

Файлы: 1 файл

Варина курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)
  • Темперамент

Одна из теорий темперамента связывает его типы с деятельностью центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех видов высшей нервной деятельности:

-         сильный,  уравновешенный, подвижный;                 

-         сильный,  уравновешенный, инертный;

-         сильный, неуравновешенный;

-         слабый.

Первому типу соответствует темперамент  сангвиника, второму – флегматика, третьему – холерика, четвертому – меланхолика. Ниже представлено описание различных темпераментов, как с бытовой, так и с сугубо научной точек зрения. Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную направленность. Основной темперамент человека в течение жизни остается неизменным, но на его формирование могут оказывать влияние обстоятельства. На схемах показаны основные из возможных путей формирования темперамента. Психологами доказано, что для каждого темперамента могут формироваться два основных подвида, которые, в свою очередь, могут переходить из одного в другой в течение жизни человека.

     Сангвиник – человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся обстановке. Про таких иногда говорят: «Он и в игольное ушко пролезет». Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Таким образом он осваивается в любом временном коллективе. Легко приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления переменчивы.

     Холерик – человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему не свойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для холерика является маркетинг. Физически и психологически холерик быстро устает, не любит контролировать свою работу.

     Меланхолик - очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.

     Флегматик  – человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.                                                                                                                     В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют определенную тенденцию. Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки. Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия. Возможно, больше всего усилий должен прилагать представитель меланхолического темперамента. Однако именно такие люди редко стремятся быть руководителями. Наиболее благоприятной базой для формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа. Темперамент изменить невозможно, но можно замаскировать слабые и подчеркнуть сильные стороны личности. В различных видах деятельности одни и те же стороны личности могут выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно правильно выбрать профессию, область деятельности. Большинство людей делает правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения при выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться помощью психолога. Обладатель каждого из темпераментов может быть полезным на своем рабочем месте, если при его выборе он учел свои достоинства и недостатки. Несмотря на то, что руководитель должен всегда оставаться руководителем, области, в которых осуществляется руководство, могут существенно отличаться друг от друга. Например, холерик может успешно руководить отделом маркетинга, если грамотно сформирует команду, в которой будет компетентный аналитик, по темпераменту, например, флегматик. Такой аналитик сможет контролировать работу в том числе и руководителя-холерика, помогая ему тем самым избежать ошибок, возникающих из-за его излишней импульсивности. Руководитель-флегматик может успешно управлять научным отделом, где он будет на своем месте. Немедленное принятие оперативных решений по каким-либо вопросам он может поручить более подходящему по темпераменту сотруднику.[7]

 

1.3 Самопрезентация

Самопрезентация - это  представление себя нашим собеседникам или аудитории. Даже просто присутствуя там, где есть другой человек мы так или иначе себя презентуем - большей частью неосознанно. Другой человек оценивает вашу внешность, настроение, тембр речи, смысл ваших слов, позу и жесты. И в итоге о вас формируется определенное мнение: пообщавшись с кем-то пару минут мы уже вешаем на него не один десяток ярлыков, которые впоследствии определяют наше поведение.

Скажем просто: то, каким  человек нас увидит в первую встречу, то как он нас оценит, весьма сильно повлияет на то, позовет ли он нас на работу, доверит ли проект, даст ли в долг, наконец.

Отсюда вывод: успех  в жизни очень сильно зависит  от того, как нас оцениваю другие люди (это не новость. Но это нужно  хорошо осознать), а потому необходимо уметь себя презентовать другим людям - то есть владеть искусством самопрезентации.

Итак, задача ясна. Как  же сделать хорошую самопрезентацию, повлиять на восприятие других людей?

Психологи обычно рекомендуют  следующие техники самопрезентации:

1) "Подстраивание" и "отзеркаливание": вы даете понять человеку, что вы с ним "одной крови", у вас похожие ценности, устремления, статус. Расчет простой - любой человек осознанно или неосознанно ставит себя в центр мироздания, поэтому наибольшим уважением у него будут пользоваться те, кто на него похож. Существует немало простых способов применения этой техники самопрезентации:

- заранее выяснить  хобби и другие интересы человека, завести о них разговор, дать  понять, что вы тоже этим интересуетесь  (привет от Дейла Карнеги)

- копировать жесты, характерные выражения и позу человека (он фиксирует это на уровне подсознания и ему становится комфортно в вашем обществе)

- одеться похожим образом  (к дамам, само собой, это  не относится;)))

- составить психологический  портрет человека и в соответствии с этим реагировать на новости и предложения - делать это так, как делал бы он

2) "Я - вожак": вы даете собеседнику почувствовать ваше превосходство, заставляете признать вас лидером. Само собой, такую технику самопрезентации следует применять весьма осторожно. Приемы - также разнообразные:

- задавать в самом  начале разговора неожиданные  вопросы, заставляющие визави  как бы оправдываться.

- соответствующее выражение  лица - вальяжное, собранное или  надменное - в зависимости от  аудитории.

- подчеркивание (как бы невзначай, тут нельзя действовать напролом) определенных деталей своей биографии.

Минусы самопрезентации:

1) Может, вас это удивит, но люди вокруг далеко не все дураки. И все вышеперечисленные приемы самопрезентации, по крайней мере, некоторые продвинутые личности смогут вас раскусить. И - осознанное или неосознанное - понимание того, что вы неискренни, вы себя просто презентуете, может выйти боком.

2) Только двух подходов явно недостаточно. Люди слишком разные, применяя указанные выше техники самопрезентации вы по большей части идете напролом, используя самые очевидные методики. Опять-же, ясно, что это может нехорошо кончиться.

3) Разными бывают и ситуации. Разными бывают цели, с которыми вы себя презентуете. Презентация на собеседовании и презентация себя человеку противоположного пола, на которого вы не прочь произвести впечатление - две большие разницы.

Достаточно? Думаю, достаточно, чтобы сказать: Самопрезентация - дело тонкое. И проводить самопрезентации следует осторожно и обдуманно.         

 1.4 САМОИМИДЖ

Образ, представляемый вами окружающему миру, нередко воспринимается окружающими как отражение уровня самооценки. Описывая других, мы даем им характеристики: "он слишком гордится собой", "ему нравится звук собственного голоса", "похоже, он не лишен самообладания". Проявление интереса к самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что вы уже достигли определенного уровня самоуважения, верите, что вы как личность уже в какой-то мере состоялись и имеете потенциал для роста и совершенствования. Чтобы уметь хорошо подавать себя, нужно по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать в чем заключаются слабые места. То, что вы можете ощущать как недостаток, вовсе не обязательно будет являться таковым: скажем, когда встречаются двое застенчивых людей, их робость помогает им моментально проникнуться симпатией друг к другу. То, как мы представляем себя в жизни, не есть нечто непосредственное. Невозможно в точности объяснить другим, что мы о них думаем или чего именно нам хочется; необходимо учитывать не только запросы других людей, но и то, до какой степени мы придерживаемся норм цивилизованного поведения. И лишь обретя полную уверенность относительно своих сильных сторон, можно выдвинуть их на передний план. Вы можете иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свою комплекцию как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, вызывая ответную реакцию окружающих и таким образом оттачивая свои навыки, будет иметь вполне привлекательный имидж. Осознав свое постоянное стремление навязывать свои взгляды другим, можно отказаться от выделения себя для создания более сдержанного облика и научиться больше слушать других, побуждая высказываться и их. А может быть, вы сочтете более подходящим для себя по-прежнему наслаждаться умением эффективно держать внимание аудитории. Ваш интересный галстук или красивая брошь обычно вызывают комментарии со стороны окружающих, и это облегчает начало разговора; вы можете расценить свое чувство юмора как ценное достояние и начать активно искать людей, которые, на ваш взгляд, придерживаются того же стиля. Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени формируют родители, обеспечивая ему определенный взгляд на самого себя. Возможно, родители или воспитатели недооценивали ваших достижений в детском возрасте или недостаточно поощряли вас. В этом случае может развиться тенденция быть излишне самокритичными, и вы не сможете достаточно часто удостаивать себя одобрительным "поглаживанием" - похвалой, в которой мы все так нуждаемся. Может статься итак, что вы всегда устанавливали для себя невероятно высокие стандарты и постоянно были не в состоянии их достичь. И когда другие критикуют вас, можете реагировать на их слова с излишней чувствительностью. С другой стороны, устанавливая столь же высокие стандарты и для других людей, вы и сами будете готовы чуть что критиковать их... Подумайте о подгонке своих стандартов для себя и окружающих к более реальному уровню и возьмите таим-aут, занявшись такими видами активности, которые не требуют целеустремленности (ходите на прогулки, слушайте музыку, играйте с детьми или животными).

Почему одни люди умеют  подать себя гораздо лучше других? Почему одним удается быстро завоевывать  ваше доверие и расположение, тогда  как с другими вы чувствуете себя неуютно? Какова связь между тем, как индивидуумы видят себя, и  как они представляют свой имидж другим?

Вы можете улучшить свой образ, представляемый окружающим, только через познание самого себя. Если вы слабо представляете свои сильные  и слабые стороны, тогда, скорее всего, вам не удастся установить, какие  черты нуждаются в совершенствовании. И здесь поможет самоанализ.

Наличие у окружающих умения подать себя у некоторых людей  вызывает ощущение угрозы из-за существования  сильной связи между историей жизни индивидуума и самопрезентацией. Скажем, если вам в детстве постоянно  твердили, что вы некрасивее своего красавчика-брата или сестры, вы, возможно, будете избегать мыслей о своей внешности. Или если ваше многословие поощряли, и будучи ребенком вы нередко оказывались в центре внимания, не исключено, что, став взрослым, вы начнете говорить помногу и громким голосом, с удовольствием доминируя в беседе.

Познавая себя, следует  присмотреться к своим недостаткам  и положительным чертам. При этом, возможно, придется несколько "потерять лицо" и признать, что всем нам  свойственна уязвимость: Кое для  кого слово «уязвимость» звучит как ругательство. Такие люди предпочитают делать вид, что никогда не знали и не испытывали страха, что они всемогущи и всезнающи. И они являют миру свой агрессивный обманчивый имидж. Отрицая уязвимость, боясь сказать "Я не знаю", или "Я хотел бы научиться", или "За мной водятся кое-какие слабости", они смотрят на мир зажмуренными глазами. Но страх для ребенка является одним из способов познания мира и выработки взгляда на него. Мы узнаем, что сломав игрушку другого ребенка, будем наказаны, поэтому боимся сделав это еще раз. Ребенок, которого мать на некоторое время оставила одного, начинает пугаться, теряет уверенность и беспокоится, что это может повториться опять. Ранние переживания страха и ощущение незащищенности оказывает на нас, когда мы становимся взрослыми, сильное влияние.

Если вы начнете выдавать себя за преуспевающую личность, другие будут реагировать на вас соответствующим  образом, и вам придется подкреплять  такой имидж, своими действиями. Кое-кто  боится метить слишком высоко, понимая, что успеха не достичь, не научившись терпеть поражения. Нередко легче остаться тем, кто ты есть, нежели принять вызов. Но лишь приняв этот вызов, можно вести речь о совершенствовании имиджа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Имидж руководителя