Имидж современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы, а также приведены практические рекомендации по работе над созданием своего имиджа.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Дополненная.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

      Введение

 

Не всякий предприниматель  задумывается о том, какую роль в  его успехах и неудачах играет то впечатление, которое он производит на людей. И напрасно, ведь имидж  может стать идеальным средством  для достижения самых различных  целей.

Имидж – слово с латинским корнем – imago, которое значит «образ, вид».[1]  По сути русское «образ» содержит все компоненты смысла этого заимствования, кроме одного – человек может входить в образ и безо всякой корысти, а имидж необходим исключительно для того, чтобы произвести на кого-либо заранее спланированное впечатление. А поскольку любой бизнесмен знает, как важно понравиться партнеру или инвестору, то и мысль о том, что даже владельцу небольшой компании нелишне обратиться к имиджмейкеру, представляется отнюдь не лишенной смысла. Имидж человека составляется как мозаика – из мелких деталей: костюм, обувь, аксессуары, личные вещи, прическа, макияж – все это должен планировать имиджмейкер.

Что касается непосредственно  руководителя компании, то с ним  имиджмейкер может работать особо – от того, как он одевается, двигается, говорит, зависит то, как его будут воспринимать. Удачный имидж позволяет правильно себя позиционировать: в зависимости от ситуации вы можете стать мудрым и опытным или наоборот – взбалмошным и импульсивным – все эти системы имиджевых ярлыков может построить опытный имиджмейкер.

Современного  делового человека можно выделить из толпы сразу. Из чего складывается этот облик, к характеристике которого можно  добавить определение «деловой»? Разумеется, что человек, для которого бизнес - серьезная работа, учитывает все нюансы, способствующие успеху. Уверенную походку, выразительные жесты, доброжелательную улыбку и другие невербальные сигналы преуспевающего делового человека окружающие воспринимают как должное. Но все ли даже очень деловые и преуспевающие мужчины одеваются правильно? Как должен выглядеть деловой мужчина?

Современное производство и связанная с ним проблема совершенствования деловых отношений  заставляют руководителей все больше обращать внимание не только на прямые, но и на косвенные факторы, которые определяют эффективность деловых связей. Вряд ли кто - то сейчас будет отрицать, что стиль одежды мужчины влияет на его успех в деловых контактах и правильно выбранный костюм способствует созданию нужной рабочей атмосферы. Одежда руководителя - это часть рабочей среды, она может многое сказать о личности руководителя.

Развитие стиля  деловой одежды скорее подобно спокойной  реке, чем прихотливому потоку. Деловая  одежда не подвержена случайным порывам  моды, и поэтому достаточно консервативна. Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа учреждения любой формы собственности будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума.

Чтобы эффективно использовать материальные и людские  ресурсы, фирмы обращаются за помощью  к менеджерам. Именно они, владея необходимыми навыками, занимают ответственные посты генеральных и коммерческих директоров. Менеджер помимо своих профессиональных качеств, должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Глава 1. Теоретические основы построения имиджа современного руководителя.

 

1.1 Понятие  имиджа

 

Первым теоретиком имиджа считают Макиавелли. Это –  один из тех немногих умов, которым  свойственно обостренное «чувство имиджа». Макиавелли обращался к  самому государю, то есть он выступал в  качестве имиджмейкера-консультанта, полагая достаточным дать государю совет.[2]

С развитием  общества, возникновением новых наук, понятие имиджа начинают рассматривать  с разных сторон. Человек, группа, организация, а также рыночно или политически  и социально ориентированные  результаты его деятельности: идеи, товары, услуги. Все это составляет объект имиджа. Понятие объекта имиджа соотносится с его содержанием. В качестве объекта имиджа может выступать все, что способно произвести определенное впечатление на некоторое число людей. Именно способность производить социальное впечатление является основным свойством объекта имиджа. Люди, в сознании которых формируется имидж данного объекта (целевые группы, сегменты потребительского рынка, категории избирателей). Это – субъект имиджа. Как правило, субъект имиджа является коллективным.[3]

В экономике  с этим понятием первыми активно  в практическом аспекте начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Известно, что в 60-е годы американский экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании. Впоследствии имидж был взят на вооружение зарождающейся политологией, специалисты которой сделали имиджирование важной составляющей своей работы. В настоящее время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательской и особенно политической деятельностью. В связи с постоянно возрастающим спросом на профессиональное имиджирование стало возможным появление новой профессии - имиджмейкер, то есть специалист по созданию имиджа личности и различных деловых и политических структур.

Исходя из культурных традиций и национального менталитета  русского человека, внешний образ  только тогда является достаточным, когда он находится в гармонии с духовным внутренним миром личности. Поэтому в политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, совершенно далекими от реальной сущности личности. Не случайно есть его понимание как идола времени или «легенды», или представителя какой-то социальной страты, например, супермен или плейбой. Все это совершенно неприемлемо для практики бизнеса. В данном виде профессиональной деятельности другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия, нежели чем на политической арене или театральных подмостках. Но это не освобождает менеджера и особенно высших административных уровней от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости серьезной работы над ним.

Конечно, никто  не потребует от менеджера быть похожим  на фотомодель или античную статую, однако умение пользоваться внешними данными весьма важно при работе с людьми. Психологи отмечают, что красивый человек более уверен в себе и способен произвести хорошее впечатление на оппонента. Однако отсутствие привлекательной внешности не закрывает дорогу к формированию положительного имиджа. Личность может компенсировать недостаток одних качеств развитием и подчеркиванием других. Обаяние - это не только приятная внешность, но и умение общаться, слушать собеседника, одеваться со вкусом, вести себя соответственно правилам этикета.

Если десять лет назад термин «имидж» практически  отсутствовал в отечественных научных  публикациях и встречался лишь в  узкоспециальных изданиях, то в последние  годы он стал все чаще не только предъявляться, но и исследоваться. В литературе, как показал библиографический поиск, по-прежнему нет единого мнения по данному вопросу.  Иногда высказываются крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего объекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей.

Некоторые ученые считают, что имидж не приспособляем  к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом  и социумом. Многие исследователи полагают, что происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж - это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности. В ряде определений имиджа подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные, сформированные. Еще одна важная характеристика имиджа - это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью и создание или коррекция его предполагает, что он нужен для чего-то. При помощи имиджа можно добиться определенных целей, сделать более успешной деятельность, которой человек занимается.

Анализ современной  отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать заключение о  том, что понятие «имидж» по своему объёму и содержанию является весьма сложным, требующим «осторожного» обращения. Оно формировалось в поле зрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием. В его последовательном развитии условно можно выделить несколько этапов - от самого простого, этимологического, до научно структурированного понятия:

  • имидж как простая совокупность внешних характеристик, которые часто вызывают ассоциации с тем или иным стилем в одежде («деловой имидж», «спортивный имидж», «романтический имидж»);
  • имидж как совокупность внешних характеристик и поведенческих навыков;
  • имидж не только как совокупность всех вышеназванных компонентов, но и объект (все компоненты при этом играют роль имиджформирующей информации);
  • наконец, имидж как устойчивое мнение, которое складывается у реципиента на основе воспринятой имидж формирующей информации, как репутация объекта или явления.

Исходя из вышеизложенного, понятие "имидж" как и большинство  научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю.

Имидж - как увеличительное стекло, позволяет наиболее зрительно  проявиться деловым и личностным качествам человека. Благодаря ему можно привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную обстановку в рабочем офисе.

 

1.2 Функции  и механизм формирования имиджа

 

Под имиджем  в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.[4]  С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Чаще всего под ним  подразумевается внешний вид, облик. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и пр.

Применительно к личности руководителя компании это понятие можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю. В этом определении есть несколько ключевых слов, которые позволяют отделить это понятие от того, что обычно понимается под имиджем в обыденном сознании, в котором часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т. п.), но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены: стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т. д. Второе ключевое слово — «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.

Следующие ключевые слова можно объединить в общий  блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» целевой группы, которой в данном случае является коллектив подчиненных. Эти термины выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.

Существуют  достаточно жесткие представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. Так, например, для культуры патриархального типа необходим руководитель, который играл бы роль отца, заботливого покровителя, ориентированного на отношения человека, который  глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось. В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков успеха, большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т. д.

Главная функция  имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий. Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных. Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата. У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.[5]

Информация о работе Имидж современного руководителя