Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Введение…………………………………………………………………………..…2-4
Глава I Определение, влияние, измерение, причины Инфляции
1.1 Инфляция: определение, типы………………………………..…5-6
1.2 Влияние инфляции на перераспределение дохода…………..…6-9
1.3 Причины инфляции………………………………………….…..9-10
1.4 Измерение инфляции………………………………………...…10-11
Глава II Инфляция спроса и инфляция предложения
2.1 Инфляция спроса………………………………………………..……12
2.2 Инфляция предложения………………………………………...……12
2.3 Стагфляция……………………………………………………...…12-13
2.4 Особенности современной инфляции…………………………....13-14
Глава III Инфляционные процессы в Казахстане
3.1 Антиинфляционная политика…………………………………..…15-17
3.2 Особенности механизма инфляции в Казахстане…………….….17-24
3.3 Тенденции развития инфляции в Казахстане…………………….24-28
Заключение………………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы…………………………………………………30
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:
Рост заработной платы;
Удорожание сырья и энергоносителей;
Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;
Финансовая политика государства.
Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.
Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).
2.3 Стагфляция.
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
2.4 Особенности современной инфляции.
Можно отметить ряд особенностей современной инфляции:
Если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.
Инфляция в разных странах развивается неодинаковыми темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства по регулированию экономики.
Современная инфляция носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.
Вместе с тем следует отметить снижение темпов инфляции с середины 1980-х гг. в промышленно развитых странах. Это определяется следующими причинами:
Особенности циклического развития мировой экономики, затяжная депрессия после мирового экономического кризиса 1980-1992 гг. Медленное посткризисное восстановление экономики, массовая безработица вызвали сокращение спроса на товары и услуги, что в какой-то мере сдерживало рост цен.
Сдвиги в динамике производительности труда. Рост производительности труда и сокращение издержек производства в условиях обострения конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках поставили объективные пределы взвинчиванию цен монополиями и тем самым ограничили инфляцию.
Новые явления в финансовой сфере: снижение бюджетных дефицитов, что в определенной степени нейтрализует инфляционный эффект кризиса государственных финансов.
Некоторое торможение кредитной экспансии в 1980-х гг. из-за резкого повышения официальной учетной ставки центральных банков, что снизило спрос на ссудный капитал. В результате роль кредитной экспансии в современном инфляционном процессе несколько ослабла.
Снижение цен на энергоресурсы на мировом рынке, что способствовало снижению издержек производства в промышленно развитых странах.
Глава III Инфляционные процессы в Казахстане
3.1 Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.
Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: Установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изменяться таким образом, Чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.
Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» на определенный срок цен и заработной платы. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.
Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры.
Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижения качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Полемизируя по поводу эффективного функционирования рынка, следует отметить, что наличие монопольных сил – производителей товаров и собственников ресурсов само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике (особенно инспирированной спросом) подтверждает этот тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.
Эффективность реально проводимой политики доходов в 60-е годы в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения.
К косвенным методам воздействия на цены относятся «дифляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики (метод точной настройки конъюнктуры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.
В конце 70-80-х годов провозглашались ориентиры для роста различных денежных агрегатов – М0, М1, М2 и др. Однако контроль за их динамикой был недостаточно жестким. Слишком сильное сжатие денежной массы приводит к кризису неплатежей, банкротству предприятий. С другой стороны, даже жесткое ограничение количества денег может компенсироваться ростом скорости обращения денег.
Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.
В целях замедления инфляции могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Последнее помогает противостоять импорту инфляции, однако может относительно безболезненно применяться лишь при наличии положительного сальдо платежного баланса и солидных золотовалютных резервов.
Сдерживающее влияние «дефляционного» топора передавалось в первую очередь на земледелие экономического роста и увеличение безработицы, цены же снижались незначительно. Возникновение стагфляции привело к отказу от некоторых инструментов дефляционной политики.
В условиях стагфляции 70-80-х годов для нормализации экономики применялся коктейль из мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой – на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что вкупе с высокими процентными ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.
Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми». Необходимо добиваться не возврата на кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики, а напрямую воздействовать на кривую совокупного предложения. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно меняя финансовую и денежную политику. Последний вариант более эффективен и создает меньшие социальные издержки.
Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
3.2. Особенности механизма инфляции в Казахстане.
Будучи сложным многофакторным явлением, инфляция, наряду с общими чертами, всегда отражает особенности той экономической почвы, на которой она формируется. Это касается комбинации генерирующих ее факторов, механизмов ее развития, реакции на нее различных экономических агентов и секторов хозяйственной системы конкретной страны. В связи с этим для совершенствования антиинфляционной политики в Казахстане необходимо предварительно выяснить особенности механизма протекания инфляционного процесса в нашей республике.
На протяжении 1992-1996 гг. инфляция выступила одним из определяющих элементов того социально-экономического фона, на котором происходили изменения в общественном устройстве Казахстана. При этом на пути системных экономических преобразований в республике можно выделить три этапа.
Первый из них охватывает период с 1992-1993 гг., т.е. от начала коренного реформирования экономики до введения собственной валюты. Макроэкономическая политика в этот период определялась в России. Да и вся экономика республики во многом зависела от решений, принимавшихся в соседней стране.